English version

№ 1-2001
Содержание

Проект ТАСИС: региональная политика, направленная на сокращение социально-экономической и правовой асимметрии
Региональная политика, направленная на снижение территориальных, экономических и социальных диспропорций в Российской Федерации: проект концепции
Концепция разработана западными и российскими экспертами Проекта под руководством д.г.н. С.С. Артоболевского. Проект концепции включает девять разделов. Первый раздел вводный. Во втором - обсуждается ряд общих положений региональной политики. Подходы к классификации и выделению территорий содержатся в третьем разделе. В четвертом - анализируются возможности использования программного подхода. Пятый раздел рассматривает финансовые ресурсы региональной политики. В шестом - обсуждаются механизмы реализации региональной политики. Седьмой раздел содержит предложения по организации мониторинга. Институциональную структуру для реализации региональной политики предлагает восьмой раздел, а в девятом - рассматривается правовая база региональной политики

О федеральной поддержке особо нуждающихся депрессивных и отсталых территорий Российской Федерации: проект Федерального закона
В проекте Закона предусматривается нормативное закрепление государственной региональной политики в части снижения диспропорций в социально-экономическом развитии территорий России, Закон определяет условия, критерии и порядок отбора депрессивных и отсталых территорий, особо нуждающихся в федеральной поддержке; формулирует принципы и определяет систему мер федеральной поддержки и т.п. По мнению авторов предлагаемого законопроекта, его действенность может быть увеличена, если Государственная Дума предварительно примет разрабатываемый в одном из ее комитетов проект рамочного закона в области региональной политики.

Теоретические проблемы региональной экономики
Суспицын С.А. Принципы и методические схемы построения инвестиционных трансфертов государственной поддержки регионального развития
В статье рассматриваются новые принципы государственной поддержки регионального развития. Систематизированы прямые и косвенные формы и инструменты влияния государства на развитие регионов. Автором предложена система общих, текущих и инвестиционных трансфертов, и методическая схема их согласования. Проведена экспериментальная оценка общих трансфертов.

Региональная политика и экономические проблемы федерализма
Замятина Н.Ю. Создания федеральных округов: проект 1995 года
Указом Президента РФ в мае 2000 г. были созданы федеральные округа. Идея создания в России федеральных округов (ФО) как территориальных подразделений федеральной власти довольно стара: несколько последних лет тема федеральных округов периодически поднималась и политиками, и некоторыми учеными. К разработке одного из проектов, предложенных в 1995 г., автор имела непосредственное отношение. В статье содержательно излагаются цели, задачи, структура и состав ФО в проекте 1995 г.

Экономические проблемы развития Сибири
Кибалов Е.Б., Пахомов К.А. Северо-Муйский тоннель: оценка эффективности альтернативных вариантов автоматизации процессов эксплуатации
В статье представлены результаты исследований, проведенных авторами по обоснованию эффективности управления технологическими процессами эксплуатации Северо-Муйского тоннеля. Показан механизм выбора автоматизированных систем (АС) из конкурирующих альтернатив. Сформированы и проведен анализ критериев для оценки АС в условиях неопределенности. В практических расчетах использованы модель "статистик - против природы" и экспертные методы, а обработка исходных данных выполнена с помощью программы "ordex", разработанной в ИЭ и ОПП СО РАН. Результаты расчета интерпретированы с точки зрения выбора целесообразного в условиях неопределенности варианта.

Социальные проблемы регионального развития
Корель Л.В., Корель И.И. Напряженность рынка труда в России: особенности региональной дифференциации
В статье выполнен анализ межрегиональных различий в напряженности рынка труда в России в 1992-1998 гг. Использованы методы аналитической статистики: расчет показателей вариации, коэффициентов корреляции и асимметрии, кластерный анализ. Сконструирована многомерная типология 76 субъектов Федерации по характеристикам напряженности рынка труда, разделившая все регионы на 6 классов. Если в I классе напряженность проявляет себя весьма слабо, а о существовании данного феномена можно говорить лишь с очень большой натяжкой, то в шестом классе - весь спектр показателей напряженности рынка труда достигает предельных значений и свидетельствует о катастрофичности ситуации. Делается вывод о том, что ярко выраженная пространственная стратификация рынков труда инициирует мысль о глубоких разрывах, распаде единого социально-экономического пространства страны, а значит о необходимости смены приоритетов и бесперспективности современного курса либеральных экономических реформ, которые осуществляются, по сути дела, в интересах одного субъекта РФ - Москвы. Наметившиеся в 1998 г. слабо выраженные позитивные изменения в картине межрегиональных неравенств на рынке труда не должны порождать иллюзий. Ситуация является неустойчивой, а движение по смягчению региональных контрастов - противоречивым.

Артемов В.А., Новохацкая О.В. Изменение условий жизни и повседневной деятельности сельского населения в 90-е годы
В течение почти трех десятилетий осуществляется лонгитюдное исследование условий жизни, использования времени, деятельности сельского населения Сибири (бисезонные обследования проведены в 1975-1976 гг., 1986-1987 гг., 1993-1994 гг. и 1999 г. при методической, организационной, аналитической стабильности сбора и обработки данных). Как продолжение тенденций второй половины 80-х годов в начале 90-х годов шел "фронтальный" преимущественно экстенсивный рост семейного хозяйства, прежде всего личного подсобного хозяйства. Все это способствовало выживанию сельского населения. В конце 90-х годов происходит существенное изменение тенденций начала десятилетия. Идет переход от адаптации просто к изменившимся условиям жизни (начало 90-х гг.) к адаптации к рыночным отношениям (конец 90-х гг.). Однако, сейчас далеко не очевидны последствия этого перехода, как для отдельных семей, так и для страны, общества в целом.

Региональные и межрегиональные аспекты структурной и инвестиционной политики
Гуков В.П., Кин А.А., Смирнов Н.В. Возможности устойчивого роста экономики Иркутской области
В статье в кратком изложении показаны дореформенное состояние экономики Иркутской области и негативные стороны современного развития. Делается вывод о необходимости структурной перестройки в регионе. Возможные способы структурных изменений в экономике: (1) подъем легкой и пищевой промышленности (как отраслей быстрой отдачи инвестиций), а затем и тяжелой промышленности в ответ на их спрос; (2) активизация экспорта для закупок импортного оборудования; (3) постепенный рост и модернизация промышленности с использованием протекционистских механизмов (на старом оборудовании наладить производство изделий или услуг, имеющих сбыт, ограничив при этом поступление аналогичных товаров из-за рубежа). В Иркутской области, благодаря наличию природных ресурсов, в первую очередь, топливно-энергетических и лесных, возможно использование, второго и третьего способов модернизации. Анализируются крупные основные социально-экономические проекты, реализация которых будет способствовать переходу экономики региона на путь устойчивого развития.

Проблемы местного самоуправления и муниципального развития
Унтура Г.А., Евсеенко А.В., Зверев В.С. Региональные администрации и фирмы: формы реализации компромиссов
В статье показано, что в России переход от централизованной модели экономики к либеральной произошел очень быстро. Многие механизмы прежнего типа управления перестали действовать, а новые рыночные механизмы, которые базируются на соответствующих законах, только создаются. Авторы статьи придерживаются взгляда, что становлению институциональной среды региона, базирующейся на взаимодействия различных типов экономических агентов, будут содействовать аналоги этических кодексов фирм - это заключение соглашения фирм с региональной администрацией, т. е. - особого вида договора. В этом соглашении должна предусматриваться реализация принципов взаимной заинтересованности как каждой фирмой, присоединяющейся к соглашению, так и региональной администрацией, в том числе в форме различных компромиссов. Соглашение обеспечивает достижение компромисса экономических и социальных интересов региональной администрации, представляющей интересы население региона, и фирм, осуществляющих хозяйственную деятельность на его территории.

Лапо В.Ф. Оценки инвестиционного климата региона: на примере городов и районов Красноярского края .
В статье публикуются результаты исследования по оценке инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности городов и административных районов Красноярского края, используя статистические оценки интегрального признака. Расчеты по методике, предложенной автором, позволили выявить административные и муниципальные образования наиболее привлекательные по состоянию инвестиционного климата.

Научная жизнь
Бандман М.К. Транспортные коридоры и формирование нового экономического пояса Евразии в пределах России
В статье рассматривается экономико-географическое и геополитическое положение России в качестве стратегического национального ресурса. Одним из наиболее эффективных путей использования этого ресурса является формирование международных, особенно трансконтинентальных транспортных коридоров. Рассматриваются Арктический, Северный, Центральный (широтные) и меридиональные коридоры - Север-Юг, Уральский, Енисейский и Дальневосточный. Отмечается, что одновременно в России, Японии, Китае и Корее интенсивно прорабатываются схемы трассировки международных газо- нефтепроводов и ЛЭП для подачи энергоресурсов и энергоносителей Сибири и Дальнего Востока в страны Юго-Восточной Азии. Однако в этих работах доминирует отраслевой подход и недостаточно отражены интересы регионов размещения элементов будущих транспортных мостов. Отмечается необходимость тесной увязки процесса формирования транспортных коридоров с прогнозами путей решения целевых и социально-экономических проблем федерального значения макро- и мезорегионов России, тяготеющих к международным транспортным магистралям. Утверждается необходимость разработки единой схемы формирования политранспортных коридоров на всем пространстве Азиатской России, увязанных как со схемами формирования опорного каркаса сети железных и автомобильных дорог, так и прогнозами развития федеральных округов, экономических районов и субъектов Федерации. Это облегчит государственное регулирование процесса интеграции России в мирохозяйственную систему, формирования единого экономического пространства в пределах страны и образования новых экономических поясов на базе эффективного использования потенциала евразийского положения России.


Вернуться на главную страницу