Russian version

2-2001
Content

Theoretical Issues of Regional Economics
V.D.Marshak The effect of macro economic parameters on regional economy
The systemic dependence of region-level decisions on national macro economic parameters is analyzed on the case of the Novosibirsk region's budget for 2001. The study is made with a system of optimization models for analysis and forecast of financial flows at the levels of the national economy, federal districts and federal subjects.

Regional Policy and Legal Framework of Federalism
Iu.A.Krokhina Financial competency of the Russian Federation subject
In order to build fiscal federalism in Russia and not to destroy the national state itself as well as not to impede concentration on its level of financial resources needed to fulfill federal obligations, regional financial competencies should be clearly delimited. Legally this competency should be reflected in the budget law codifying the symmetry of financial interests of regions. The paper analyzes the concept of budgetary competency and main features of budgetary management in the Russian Federation as an integral state and in its subjects as administrative spatial units. Particular attention is paid to those RF powers that reinforce its federal nature.

Economic Issues in the Development of Siberia
V.M.Kolunin A new configuration of Russian strategic interests in the Arctic region
The paper considers special consequences the world economic globalization has in the Arctic region where the bloc of northern countries forms a center of advanced and rich post-industrial economies surrounded by a wide periphery including Russia. The creation and development in the XXIst century of an Arctic transport system is an unprecedented global-planetary project. It will create a new arena of collision between geo-strategic interests of circumpolar nations. The point is claims to the shelf and North Pole of the planet made by Russia, Norway, the USA, Canada and Denmark. Russian geo-strategic interests in the Arctic region have to be actively defended. This necessitates development of a new Russian Arctic doctrine.

Ie.V.Galperova, Iu. D. Kononov Changing the tariffs on electric power: possible consequences for regional economy
A new methodical approach to assessment of possible effect that changes in the price of electric power (or of another source of power) may have on inflation, financial standing of enterprises in the sector of production, cost of living, incomes and expenditures of region's consolidated budget is suggested. Some results of this approach employed in the Republic of Sakha (Yakutia), Irkutsk and Tiumen regions are given.

A.N.Bashtanov Tax burden on economic entity
The problem of tax burden distribution among regional enterprises is viewed as one of the conditions for economic growth. Shown is the international experience in the sphere of taxation. On the basis of suggested domestic procedures efforts were made to find a formula for tax burden calculation that would be most adequate to the nature of this problem. The suggested formula was tested in experimental calculations on enterprises of the Kemerovo region in the Ist quarter of 2000.

K.P.Gluschenko Consumer prices in Russia in 1992-2000: spatial aspect
The behavior of prices of food, non-food goods and services and the general level of consumer market prices for 1992-2000 across 11 economic regions of Russia are analyzed. Discussed are the features of price behavior in different intervals of this period and in different parts of the country.

Social Issues in Regional Development
S.N.Alpysbaieva, T.P. Pritvorova A new model of social policy in the Republic of Kazakhstan: the case of the Karaganda region
The formation and establishment of a new model of social policy are shown on the case of the Karaganda region in the Republic of Kazakhstan where the system of social security was radically reformed through changes made in the legal-normative framework. The authors examine present social laws, regional trends in the living level and develop recommendations on how to improve the legal framework of social policy, form a model of social security tailored to region's conditions and change instruments measuring the living level.

Regional and Interregional Aspects of Structural and Investment Policy
Ie.V.Liubimova Regional power systems: prospects
Economic problems in the functioning and development of electric power enterprises and proposals made by the management of the Unified Energy System on further reformation of this industry are discussed. It is concluded that at present organizational reformation would be untimely, that first the economic mechanism in the functioning of enterprises should be improved. Outlined are directions and stages of these improvements.

A.A.Afanasiev, Ia.V. Karepova Market of securities in the Far Eastern region
The paper considers the state of the securities market of the Primorski region. The efficiency of regional market of securities is analyzed by discerning four large functional groups of its players: emitters, investors, professional participants and supervising bodies. The emphasis is made on the place and role of credit institutions. The authors suggest a complex of actions toward further development of the market at the regional level and of the ties between financial and real sectors of the economy.

S.V.Kartashov Company restructuring in Russia: substance and prospects
Restructuring of Russian companies is considered a form of their adaptation to the new economic environment. The conception of restructuring is taken in regard to Western experience, to its special features in Russian transition and to the case of individual Russian companies. Its specificity in Russia is a need for a sharp upswing in company's economic efficiency and for development of adaptation mechanisms. The adverse influence of economic and institutional factors makes this process in Russia much more difficult and long. Transformation of companies must be started with creation of a new structure and efficient management and improved staff potential. Management restructuring will open ways for larger-scale transformations which will allow Russian companies to be more competitive in the world market.

A.P.Dobrov Vertical integrated structures in Russian industry
The problems of changing organizational structure of industry in Russian transition are discussed with reference to financial-industrial groups (FIG). The author adheres to a conception by which formal creation of FIGs is part of a broader formation of vertical integrated structures. Comparing the native-based classification of FIGs with that accepted in Japan, he insists on a more intensive employment of foreign experience. On the case of a large Siberian organization that by formal criteria is not a financial-industrial group the process of gradual vertical integration is analyzed. Of a special interest is description of reinstated economic ties between Kuzbas and the Novosibirsk region.

Iu.P.Artemenkov, N.V. Kiseleva, S.P. Tangatarov Estimation of regional investment risk: the case of the Smolensk region
The paper describes methods for estimating regional risk in examination of investment projects. Their merit is a possibility for investor himself individually to calculate the regional risk coefficient proceeding from his own preferences. In other words, expert estimation of regional risk coefficients can be carried out by each participant of the investment project.

Issues of Local Government and Municipal Development
A.S.Marshalova, Ie.A. Marchuk, T.A. Kashum General characteristic of the financial and economic situation: city of Novy Urengoi
The features of economic crisis in northern Siberian cities dependent on oil and gas production are described. City development parameters and directions of main financial flows from sources of finances generation to their consumers are given with the help of material-financial balance. The analysis of the city budget and of changes in its structure has permitted us to formulate recommendations on improving the efficiency of budgetary process, creation of conditions for prediction of the financial-economic base of city social-economic development.

Baikal Economic Forum
Ie.S.Stroiev Increased role of state in the management of Siberia and the Far East

A.B.Uss Strategic normative orientations in the development of Siberia in XXI century

V.V.Kuleshov The development of Siberia in XXI century


Return to main page

English version

№ 2-2001
Содержание

Теоретические проблемы региональной экономики
Маршак В.Д. Влияние макроэкономических параметров на развитие экономики региона
На примере формирования бюджета Новосибирской области на 2001 г. в статье рассматриваются результаты анализа системной зависимости региональных решений от макроэкономических параметров по Федерации в целом. Исследование проводится с помощью системы оптимизационных моделей анализа и прогнозирования финансовых потоков на уровне народного хозяйства, федеральных округов и субъектов Федерации.

Региональная политика и правовые проблемы федерализма
Крохина Ю.А. Бюджетная компетенция субъектов Российской Федерации
Построение в России бюджетных отношений на принципе федерализма требует определения границ финансовой самостоятельности субъектов Федерации, не разрушающей само государство, и уровня централизации финансовых средств, необходимого для решения общефедеральных задач. Определять бюджетную компетенцию субъектов РФ обеспечивать правовыми средствами баланс их финансовых интересов призвано бюджетное право. В статье анализируется понятие бюджетной компетенции и показаны ее характерные особенности в сфере бюджетной деятельности Российской Федерации как единого государства, а также субъектов РФ как государственно-территориальных образований. Особое внимание уделено тем полномочиям РФ, которые направлены на развитие федеративной природы государства.

Экономические проблемы развития Сибири
Колунин В.М. Новая конфигурация стратегических интересов России в Арктическом регионе
В статье рассматриваются последствия глобализации мировой экономики для Арктического региона, в котором блок северных стран формирует центр лидирующей и богатой постиндустриальной экономики, окруженный широкой периферией стран, в число которых входит и Россия. Создание и развитие в ХХI в. арктической транспортной системы является беспрецедентным глобально-планетарным проектом. В рамках этого проекта образуется новое поле столкновения геополитических интересов циркумполярных стран. Речь идет о том, как разделить шельф и Северный полюс планеты между претендентами - Россией, Норвегией, США, Канадой и Данией. Геостратегические интересы России требуют активно-инициативной позиции в Арктическом регионе. Все это предопределяет необходимость разработки новой российской арктической доктрины.

Гальперова Е.В., Кононов Ю.Д. Изменение тарифов на электроэнергию: оценка возможных последствий для экономики региона
Авторы предлагают методический подход к оценке возможного влияния изменения стоимости электроэнергии (или другого энергоносителя) на инфляционные процессы, финансовое состояние предприятий производственной сферы, стоимость жизни, доходы и расходы консолидированного бюджета региона. В статье приводятся некоторые результаты применения этого подхода в Республике Саха (Якутия), Иркутской и Тюменской областях.

Баштанов А.Н. Способы определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты
В статье рассмотрена проблема распределения налогового давления на предприятия региона как одного из условий обеспечения роста экономики. Показан зарубежный опыт в сфере налогообложения. На основе предлагаемых отечественных методик определения налоговой нагрузки проведена работа по поиску формулы ее расчета, наиболее соответствующей характеру исследуемой проблемы. По предложенной формуле выполнены экспериментальные расчеты величины налоговой нагрузки на предприятия Кемеровской области в I квартале 2000 г.

Глущенко К.П. Потребительские цены в России в 1992-2000 гг.: пространственный аспект
В статье анализируется динамика уровней цен на продовольственные, промышленные товары и услуги, а также общий уровень потребитеских цен за 1992-2000 гг. в разрезе 11 экономических районов России. Обсуждаются особенности поведения уровней цен на различных отрезках рассматриваемого периода и в отдельных частях страны.

Социальные проблемы регионального развития
Алпысбаева С.Н., Притворова Т.П. Реализация новой модели социальной политики в Республике Казахстан (на материалах Карагандийской области)
На примере Карагандинской области Республики Казахстан в статье рассматриваются формирование и становление новой модели социальной политики. В Казахстане осуществлено реформирование системы социальной защиты при кардинальном изменении нормативно-правовой базы. Авторы провели анализ действующих социальных законов, выявили основные тенденции динамики уровня жизни населения области, а также разработали ряд рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы социальной политики, формированию модели социальной защиты населения в условиях региона, изменению инструментария, используемого для оценки уровня жизни.

Региональные и межрегиональные аспекты структурной и инвестиционной политики
Любимова Е.В. Перспективы трансформации механизма функционирования региональных энергосистем
В статье освещаются основные экономические проблемы функционирования и развития предприятий электроэнергетики, рассматриваются предложения руководства РАО "ЕЭС России" по дальнейшему реформированию отрасли. Автор приходит к выводу, что кардинальные организационные преобразования в отрасли преждевременны и до их проведения необходимо совершенствование хозяйственного механизма деятельности предприятий. Обоснованы направления и этапы этого совершенствования.

Афанасьев А.А., Карепова Я.В. Рынок ценных бумаг Дальневосточного региона
Статья посвящена состоянию рынка ценных бумаг Приморского края. Анализ эффективности функционирования регионального рынка ценных бумаг выполнен на основании выделения по функциональному признаку четырех больших групп его участников: эмитентов, инвесторов, профессиональных участников и контролирующих органов. При этом акцент сделан на выявлении места и роли кредитных организаций на рынке ценных бумаг. Авторы предлагают комплекс мероприятий, выполнение которых могло бы способствовать дальнейшему развитию рынка на региональном уровне, укреплению связей финансового и реального секторов экономики.

Карташов С.В. Реструктуризация компаний в России: содержание и перспективы
В статье обсуждается проблема реструктуризации российских компаний как формы адаптации предприятий к новым условиям хозяйствования, рассматриваются концепция реструктуризации с позиций западного опыта, особенности этого процесса в условиях переходной экономики России, а также его содержание на примере отдельных компаний. Специфика реструктуризации в российских условиях состоит в необходимости резкого повышения экономической эффективности компании и создания механизмов адаптации к рынку. Неблагоприятное влияние экономических и институциональных факторов значительно усложняет процесс реструктуризации российских предприятий и делает его более длительным. Реструктуризацию компаний следует начинать с создания новой структуры и эффективных систем управления, а также кадрового потенциала. Перестройка систем управления открывает возможности для более масштабных преобразований, которые позволят российским компаниям успешно конкурировать на мировом рынке.

Добров А.П. Формирование вертикально интегрированных структур в промышленности России
В статье рассматриваются проблемы изменения организационной структуры промышленности России в период рыночных реформ. Автор придерживается концепции, согласно которой официальное создание финансово-промышленных групп (ФПГ) является частью более широкого процесса формирования вертикально интегрированных структур. Сопоставляя отечественную классификацию ФПГ с классификацией, принятой в Японии, он приходит к выводу о необходимости интенсивного использования зарубежного опыта. На примере одной из крупных сибирских организаций, официально не являющейся финансово-промышленной группой, анализируется процесс постепенной вертикальной интеграции. Статья представляет интерес в плане описания восстановления хозяйственных связей между Кузбассом и Новосибирской областью.

Артеменков Ю.П., Киселева Н.В., Тангатаров С.Р. Оценка регионального инвестиционного риска
В статье приводится методика учета регионального риска при оценке инвестиционных проектов. Достоинством этой методики является то, что она обеспечивает возможность индивидуального расчета коэффициента регионального риска исходя из предпочтений самого инвестора. Иными словами, ценность данной методики заключается в том, что экспертная оценка коэффициентов важности составляющих регионального инвестиционного риска может проводиться непосредственно каждым участником инвестиционного проекта.

Проблемы местного самоуправления и муниципального развития
Маршалова А.С., Марчук Е.А., Кашун Т.А. Общая оценка финансово-экономического состояния г. Новый Уренгой
В статье рассматриваются особенности проявления экономического кризиса в северных городах Сибири, развитие которых связано с добычей нефтегазовых ресурсов. Характеристика общих параметров развития города и анализ направлений основных финансовых потоков, связывающих источники образования финансовых ресурсов с основными их потребителями, даны с помощью материально-финансового баланса. Анализ городского бюджета и динамики его структуры позволяет сформулировать рекомендации по повышению эффективности бюджетного процесса, созданию условий для прогнозирования финансово-экономической базы социально-экономического развития города.

Байкальский экономический форум
Строев Е.С. Усиление роли государства в управлении развитием Сибири и Дальнего Востока

Усс А.В. Стратегические ориентиры развития Сибири в XXI веке

Кулешов В.В. Освоение Сибири в XXI веке


Вернуться на главную страницу