Russian version

№ 4-2001
Content

Theoretical Issues of Regional Economics
Iu.S.Iershov, V.S. Zaikin, V. N. Pavlov, V.M. Sokolov Analysis and forecast of social-economic development by use of Markov models: Interregional aspect
The paper considers the use of Markov models in studies of interregional reconciliation of rates and proportions in regional development. Proposed is a system of models of analysis and forecasting including a forecasting model of logistical ties among regions and a Markov forecasting model of equilibrium prices in interregional exchange. The forecasting model of logistical ties is reconciled, in its turn, with models of RF regions' relations and with the Markov forecasting model of equilibrium prices in interregional exchange. This system of models allows, on the basis of available statistical information, to get forecasting estimations of regional development and equilibrium prices of interregional exchange.

Regional Policy and Economic Issues of Federalism
V.I.Klistorin Economic grounds for fiscal federalism
The author reviews theoretical approaches to prediction of possible economic consequences from devolution of fiscal policy and formation of federal relations. Theoretical models built on the theory of public choice are suggested in order to explain merits of fiscal federalism, existence of its varieties with limitations peculiar to them as well as to justify the objectives of regional policy.

Economic Issues of Siberian Development
N.L.Dobretsov, A.E. Kontorovich, A.G. Korzhubaev, V.V. Kuleshov, V.Ie. Seliverstov, V.I. Suslov Scientific basis for strategy of the social-economic development of Siberia
At present Siberia exceeds the national per capita gross domestic product more than 1.2 times. This puts it to one of the leading places in the national economy. A strategy is being elaborated to provide Siberia's active role in solving the national tasks, supplying the needs of Russia's domestic market and exporting its resources; creation in Siberia by the year 2020 of a self-sufficient integrated economy as a part of the common national economic space and providing comfortable habitation and high living standards for its inhabitants. These tasks can be fulfilled with governmental participation in a number of directions of priority, primarily in elaboration and adoption of legislation supporting its social-economic sphere. One of main factors in Siberian economic growth is its huge resource potential. неизбежно будут стимулировать развитие экономики Сибири на протяжении 20 -30 и более лет. В разрабатываемой стратегии Сибирь рассматривается в составе Сибирского федерального округа и Тюменской области, а по некоторым проблемам вместе с Республикой Саха (Якутия). Стратегия отражает позицию авторов на будущее развитие Сибири. The forecasted economic growth in Russia as well as demand of the world economy for many types of resources will inevitably stimulate within two or three or more decades the economic growth in Siberia. In this strategy Siberia is taken as Siberian federal district and the Tiumen oblast and, in particular issues, the Republic of Sakha (Yakutia). This strategy reflects the authors' view of the future development of Siberia.

V.I.Goriachenko, Ie.B. Kibalov Principles for building an organisational structure of management in the Siberian federal district: An attempt at expert evaluation
An expert analysis of Siberia's external relations (with other states) and internal relations (with other Russia's regions) within Interregional Association "Siberian Accord" shows that if the present ties continue Siberia tends to distance itself from European Russia and become tied closer with economically more efficient neighbouring states. In order to abate these undesirable tendencies experts advise to use in Siberia a mixed strategy when it is governed as a quasi-state and at the same time as a quasi-corporation.

Social Issues of Regional Development
P.S.Rostovtsev Beta-analysis of an hierarchy of social-economic units
A method for analysis of conditional distribution of a hierarchy of units by a continual variable on the basis of beta-distribution is considered. The model permits visually to present shifts in distribution of affluence/poverty and of concentration in social groups of units with a certain level of assets. A model of households' income mobility based on beta-distribution is described. Estimated are critically low and critically high levels of incomes at which in the period considered poverty and affluence, respectively, are reproduced. For these estimations confidence intervals are obtained.

S.V.Soboleva, N.Ie. Smirnova Life longevity of Siberian regions' population in 1989-1999: Basic trends
Expected life longevity of urban and rural population of Siberia in 1989-1999 are analysed. It is found that within the dynamic series two opposite trajectories of expected life longevity are traced, that is, downward (reduction) in 1989-1994 and upward (growth) in 1995-1999. An important place is given to analysis of spatial and sex-and-age differentiation of life longevity variable as well as to estimation of demographic losses suffered by Siberian regions due to high death rate (super-mortality).

Regional and Interregional Aspects of Structural and Investment Policy
S.V.Kazantsev, Ie.A. Kolomak Competitiveness of regions connected with the military sector
The authors consider competitiveness of regions connected with the military sector. The characteristics of analysis include production of surplus product, environmental load and efficiency of regional economic policy. It is shown that despite their common problem of conversion, the regions vary in competitiveness, its level and trend. Discerned are groups of regions improving their competitive ability and those where it is degrading. The policies of regional administrations in economic processes are also different. But what is common for the regions under consideration is intensity and efficiency of economic regulation that exceeds the national average.

The Activity of Executive and Legislative Bodies of Power in Siberian Regions
I.I.Dumova Assessments of economic performance of the Irkutsk oblast
The paper examines the efficiency of economic policy implemented in the Irkutsk oblast in regard to the formation of an uniform economic-social complex that would comply with basic interests of inhabitants and abate sub-regional disparities. By identifying priorities in the corporate interests of the Irkutsk oblast revealed are the basic trends in its development allowing to assess the level of regional governance.

News Notes
Credit cooperation as a source of investments (Rozanova, L.I.)


Return to main page

English version

№ 4-2001
Содержание

Теоретические проблемы региональной экономики
Ершов Ю.С., Зайкин В.С., Павлов В.Н., Соколов В.М. Анализ и прогнозирование социально-экономического развития с использованием марковских моделей: межрегиональный аспект
В статье дается обзор методов использования марковских моделей для исследования процессов межрегионального согласования темпов и пропорций социально-экономического развития. Предлагается система моделей анализа и прогнозирования, включающая модель прогнозирования материально-вещественных связей регионов и марковскую модель прогнозирования равновесных цен межрегионального обмена. В свою очередь, модель прогнозирования материально-вещественных связей согласовывается с моделями взаимодействия регионов Российской Федерации и с марковской моделью прогнозирования равновесных цен межрегионального обмена. Данная система моделей на основе известной статистической информации позволяет получать прогнозные оценки социально-экономического развития регионов и равновесные цены межрегионального обмена.

Региональная политика и экономические проблемы федерализма
Клисторин В.И. Экономические основания бюджетного федерализма
Автор рассмотривает различные теоретические подходы к выявлению экономических последствий децентрализации налогово-бюджетной политики и формирования федеративных отношений. Предложены теоретические модели, построенные на основе теории общественного выбора, для объяснения привлекательности системы бюджетного федерализма, существования различных его моделей и их ограниченности, а также для обоснования целей региональной политики.

Экономические проблемы развития Сибири
Добрецов Н.Л., Конторович А.Э., Коржубаев А.Г., Кулешов В.В., Селиверстов В.Е., Суслов В.И. Научные основы стратегии социально-экономического развития Сибири
В современных условиях Сибирь более чем в 1,2 раза превышает среднероссийские показатели по выпуску валового внутреннего продукта на душу населения. Это предопределяет одно из ведущих мест региона в экономике страны. Разрабатывается стратегия, направленная на обеспечение эффективного участия Сибири в решении общероссийских задач, удовлетворение потребностей внутреннего рынка России и формирование экспортных поставок различных ресурсов; создание в Сибири до 2020 г. самодостаточной интегрированной экономики, являющейся составной частью единого экономического пространства России и обеспечивающей комфортную среду обитания, высокий уровень жизни населения. Решение этих задач возможно при государственном участии в работе по ряду приоритетных направлений. Оно должно заключаться прежде всего в разработке и принятии нормативно-правовой базы, обеспечивающей поддержку социально-экономической сферы. Одним из основных факторов, определяющих возможности экономического роста в Сибири, является ее огромный ресурсный потенциал. Прогнозируемый экономический рост в России, а также спрос на многие виды ресурсов со стороны мировой экономики неизбежно будут стимулировать развитие экономики Сибири на протяжении 20 -30 и более лет. В разрабатываемой стратегии Сибирь рассматривается в составе Сибирского федерального округа и Тюменской области, а по некоторым проблемам вместе с Республикой Саха (Якутия). Стратегия отражает позицию авторов на будущее развитие Сибири.

Горяченко В.И., Кибалов Е.Б. Принципы построения организационной структуры управления Сибирским федеральным округом : опыт экспертного оценивания
В статье приводятся результаты экспертного анализа внешних (с другими государствами) и внутренних (с российскими регионами) взаимодействий Сибири в границах Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение". Показано, что при сохранении существующих связей Сибирь тяготеет к отрыву от Европейской России и установлению более тесных взаимодействий с соседними государствами, имеющими эффективную экономику. Для сглаживания этих нежелательных тенденций экспертами рекомендуется смешанная стратегия управления Сибирью, когда принципы управления этим регионом как квазигосударством комбинируются с принципами управления им же, но как квазикорпорацией.

Социальные проблемы регионального развития
Ростовцев П.С. Бета анализ иерархии социально-экономических объектов
В статье представлен метод анализа условного распределения иерархии объектов по непрерывной переменной на основе бета - распределения. Модель позволяет наглядно представить смещения в распределении богатства/бедности, концентрации в социально-экономических группах объектов определенного уровня благосостояния. Описана основанная на условном бета - распределении модель мобильности населения по доходам. Оценены критически низкий и критически высокий уровни доходов, при которых в заданный период воспроизводится соответственно бедность и относительно высокий уровень благосостояния. Получены доверительные интервалы этих оценок.

Соболева С.В., Смирнова Н.Е. Продолжительность жизни населения регионов Сибири в 1989-1999 гг.: основные тенденции
В статье анализируется динамика ожидаемой продолжительности жизни городского и сельского населения Сибири за 1989 - 1999 гг. Выявлено, что в границах динамического ряда четко просматриваются две разнонаправленные траектории, характеризующие ожидаемую продолжительность жизни: нисходящая (сокращение) в 1989 - 1994 гг. и восходящая (рост) в 1995 -1999 гг. Важное место в статье занимают анализ территориальной и половозрастной дифференциации показателей продолжительности жизни, а также оценки демографических потерь районов Сибири за счет смертности (сверхсмертности).

Региональные и межрегиональные аспекты структурной и инвестиционной политики
Казанцев С.В., Коломак Е.А. Конкурентоспособность регионов сосредоточения предприятий ВПК России
Авторы дают оценку конкурентоспособности регионов РФ, в которых доминировали предприятия оборонного комплекса. Работа опирается на характеристики производства прибавочного продукта, создаваемой экологической нагрузки и эффективности региональной экономической политики. Анализ показал, что, несмотря на общность проблемы конверсии, регионы неоднородны по уровню и динамике конкурентоспособности. Выделены группы регионов, улучшающих свои конкурентные позиции, и территории со снижающейся конкурентоспособностью. Со стороны администраций регионов подход к управлению экономическими процессами также различается. Однако общим для рассматриваемых регионов является большие, чем для страны в целом, интенсивность и результативность экономического регулирования.

Опыт деятельности исполнительных и законодательных органов власти регионов Сибири
Думова И.И. Оценки эффективности функционирования хозяйства Иркутской области
В статье приводятся результаты исследований эффективности экономической политики в Иркутской области с позиций формирования единого производственно-социального комплекса, удовлетворяющего жизненным интересам населения региона и направленного на снижение дифференциации в развитии его отдельных частей. Путем выделения приоритетных позиций с точки зрения формирования корпоративных интересов Иркутской области выявлены базовые тенденции в ее развитии, позволяющие оценить уровень регионального управления.

Научная жизнь
Кредитная кооперация как источник инвестиций (Розанова Л.И.)


Вернуться на главную страницу