Russian version

¹ 3-2002
Content

Regional Policy and Economic Issues of Federalism
V.I.Klistorin, V.Ie. Seliverstov Transformation of federalism and regional policy at the turn of the centrury
The object of discussion are federal relations in Russia, their formation and evolution after the reformation of the institutional basis and changed political and social-economic situation in the country. The paper examines the processes of federal structure asymmetry, measures to address it and the program of fiscal federalism out to 2005. Steps are proposed to increase the efficiency of the regional policy and make it a part of the social-economic policy of the Federation. Examined is the problem of interregional integration as a factor in this process and the role of federal districts. As an instrument of regional policy that can suppress the conflict of interests, the idea of regional (interregional) corporations of development is developed.

Economic Problems in the Development of Regions
P.A.Minakir, N.N. Mikheeva The development strategy for the Far East and Trans-Baikal areas out to 2010
The paper is a discourse upon the development strategy for the Far East and Trans-Baikal areas out to 2010 preceded by the analysis of the dynamics and problems of these areas in the period of reformation and, in particular, of the results of the presidential earmarked program for 1996-2000. In the strategy, the objectives, priorities and scenarios of the future development of the region are determined. The existing general economic possibilities are examined, and a system of specific shifts toward the implementation of the strategy proposed. Special attention is paid to projects associated with the region's fuel and energy complex, transport infrastructure, resource sector, foreign economic relations and social problems. The key statements of the strategy (proposals on the formation of mechanisms, system of measures, development projects etc.) are used in the new version of the federal earmarked program of the region's development for the period out to 2010.

K.P.Glushcenko Econometric analysis of the degree of integration of the national market
The degree of integration of the national market is determined through the statistical analysis of the time series of prices of food and manufactured goods for the 1994-2001 period in 11 economic regions of Russia. In the sub-market of foods about 70% of economic regions are integrated, in the sub-market of manufactured goods such are 45% of regions. Estimated are the convergence rates of regions' prices to the national market equilibrium and to interregional equilibria as well as the integral effect of all factors impeding the consumer market integration.

Regional Development and International Co-operation
G.D.Kovaliova, T.A. Iakunina, O.I. Volkova The effect of direct foreign investments on Siberian foreign trade
The analysis of direct foreign investments for a number of years and their effect on Siberian foreign trade has shown that involved are mostly the regions with middle level of economic performance (the Novosibirsk region among them) and that the scales of these direct investments in Siberia are below the really existing potential. The distribution of direct foreign investments is done mostly in the interests of foreign investors, while the federal and regional governments are in fact not engaged, and methods of their regulation are not effective.

Estimations of Mineral Resources
L.A.Bondarenko, T.G. Ratkovsky The Chita region: the potential of economic development
The paper gives a brief analysis to the current state of the economy of the Chita region, and to the causes for its deep crisis spectacular even against the background of the overall Russian depression. With respect to the economic potential of the region and conditions for its exploitation, the key mineral resource projects are viewed from the perspective of the existence of real investors interested in the particular resource. The regional growth is increasingly more dependent on international ties, especially on the border relationships with North-Asian countries.

Social Issues in Regional Development
V.G.Saraiev, Ie.N. Mironova, D.V. Saraiev The social-economic characteristics of the Irkutsk students
The paper considers the findings from a sociological survey of the students of the Irkutsk higher learning institutions conducted in the 2000-2001 academic year. The survey included items on the material standing of the students, their attitudes toward child-bearing, marriage etc.

Regional and Interregional Aspects of the Structural and Investment Policy
Ie.S.Bernshtam, A.N. Luzanov Banking activity in the regions
The paper considers little-known features of regional disparities in the banking activity and information possibilities for correct analysis of spatial allocation of capital. It develops a methodical approach to getting comprehensive comparative estimates and to building a typology of Russian regions based on their level of banking activity. Clusters of regions with different potentials of banking activity are characterised.

V.A.Kriukov, A.Ie. Sevastianova, V.Iu. Silkin, V.V. Shmat Energy strategy the Russian: vested…interests of the resource territories
The paper examines problems of conciliating the objectives and interests between the main participants in the energy strategy process, that is between the Federation, resource regions and economic operators. The marketability of the hydrocarbon outputs set out in the energy strategy out to 2020 for the major gas extracting region of the country, that is for the Yamal-Nenets autonomous district has been estimated. The analysis of the results has shown that under continuation of the present tendencies and conditions of development in the oil and gas sector (in the system of taxation, price setting, funding the preparatory works on the reserves etc.) the rates of hydrocarbon output growth come into disagreement with social and economic interests of the YNAO. This, in turn, jeopardises the fulfilment of the energy strategy requirements aimed at the national energy security.

E.P.Amosenok The role of mechanical engineering in the industrial policy of the Tomsk region
The mechanical engineering as an industry is one that was the most hit by the economic crisis. Its enterprises located in Siberia are financially worse even in comparison with similar enterprises in the European part of the country. The analysis of its trends in the Tomsk region and its increased significance in the industrial policy exercised by the regional administration has been made on the basis of standard statistics with additional information on outputs of individual enterprises. Suggested are a number of steps that can positively affect further development of this sector as the basic component of the region's industry.

Baikal Economic Forum
V.D.Krivov The Baikal economic forum: the strategy of integration between the Russian eastern region with the APN countries

A.P.Dubnov, A.V. Kranov Globalisation of the world process: the conflict-network paradigm


Return to main page

English version

№ 3-2002
Содержание

Региональная политика и экономические проблемы федерализма
Клисторин В.И., Селиверстов В.Е. Трансформация федерализма и региональной политики в России на рубеже веков
В статье рассмотрены вопросы формирования и эволюции федеративных отношений как следствие реформирования нормативно-правовой базы и изменения политической и социально-экономической ситуации в России. Проанализированы процессы асимметрии федеративного устройства и меры по снижению правовой асимметрии, программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации до 2005 г. Предложены меры по интенсификации региональной политики в стране и ее встраиванию в систему государственной социально-экономической политики. Обсуждаются вопросы межрегиональной интеграции как фактора укрепления федерализма в России и роль федеральных округов в этом процессе. Рассмотрена проблема конфликта интересов на региональном уровне и обосновывается идея региональных (межрегиональных) корпораций развития как инструмента региональной политики и снижения конфликта интересов.

Экономические проблемы развития регионов России
Минакир П.А., Михеева Н.Н. Стратегия развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 года
Стратегии развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 года предшествует анализ динамики и проблем развития Дальнего Востока и Забайкалья в реформенный период. Оценены результаты реализации президентской целевой программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья за 1996-2000 гг. В стратегии определены цели, приоритеты и сценарии будущего развития региона. Проанализированы общеэкономические основания возможности и предложена система конкретных мероприятий по реализации стратегии. Особое внимание уделено проектам развития топливно-энергетического комплекса региона, формированию транспортной инфраструктуры, развитию ресурсного сектора региона, его внешнеэкономическим связям, решению социальных проблем. Основные положения стратегии (предложения по формированию механизмов, системы мероприятий и проектов развития и др.) использованы при подготовке новой версии федеральной целевой программы развития региона на период до 2010 года.

Глущенко К.П. Эконометрический анализ интегрированности российского внутреннего рынка
С помощью статистического анализа временных рядов уровней цен продовольственных и промышленных товаров за 1994-2001 гг. в 11 экономических районах России определяется степень интегрированности внутреннего рынка страны. На субрынке продовольственных товаров интегрированными являются около 70% экономических районов, на субрынке промтоваров - 45% районов. Оценены скорости сходимости уровней цен в экономических районах к равновесию на национальном рынке и к межрайонным равновесиям, а также интегральные эффекты воздействия всех факторов, препятствующих интеграции потребительского рынка.

Региональное развитие и международное сотрудничество
Ковалева Г.Д., Якунина Т.А., Волкова О.И. Влияние прямых иностранных инвестиций на внешнюю торговлю Сибири
Анализ прямых иностранных инвестиций и их вклада в развитие внешней торговли Сибири за ряд лет показал, что самый представительный класс формируют регионы со средним уровнем экономических показателей (к ним относится, в частности, Новосибирская область). Выявлено, что потенциал привлечения прямых инвестиций в Сибирь не соответствует реальным возможностям. Распределение прямых иностранных инвестиций происходит в основном в соответствии с интересами иностранных инвесторов, практически без участия федеральных и региональных органов управления. Методы регулирования иностранных инвестиций не являются действенными и эффективными.

Экономические оценки природных ресурсов
Бондаренко Л.А., Ратьковская Т.Г. Читинская область: потенциал развития экономики
В статье дана краткая оценка текущего состояния экономики Читинской области, причин глубокого кризиса, выделяющегося на фоне общероссийского спада. Анализируется потенциал развития экономики, условия его реализации. Главные минерально-сырьевые проекты в регионе рассматриваются с позиций наличия реальных инвесторов, заинтересованных в том или ином виде и источнике сырья из имеющегося минерально-сырьевого потенциала. Все большее значение для развития региона приобретают международные связи, особенно приграничное взаимодействие со странами Северо-Восточной Азии.

Социальные проблемы регионального развития
Сараев В.Г., Миронова Е.Н., Сараев Д.В. Cоциально-экономические характеристики студентов вузов Иркутска
Результаты социологического исследования студентов высших учебных заведений Иркутска, проведенного в 2000-2001 учебном году, рассматриваются в статье. Опрос включал вопросы о материальном положении студентов, их отношение к рождению детей, вступлению в брак и др.

Региональные и межрегиональные аспекты структурной и инвестиционной политики
Бернштам Е.С., Лузанов А.Н. Банковская деятельность в регионах России
Малоисследованные особенности проявления феномена региональных диспропорций в развитии банковской деятельности освещаются в статье. Рассматриваются информационные возможности корректного анализа территориального размещения банковского капитала. Обосновывается методический подход к получению комплексных сравнительных оценок и построению типологии российских регионов по уровню развития банковской деятельности. Даются характеристики группировок регионов с различными потенциалами банковской активности.

Крюков В.А., Севастьянова А.Е., Силкин В.Ю., Шмат В.В. Энергетическая стратегия России: учет интересов нефтегазодобывающих территорий
В статье исследуются проблемы согласования целей и интересов основных участников процесса реализации энергетической стратегии России: государства, регионов добычи энергетических ресурсов и хозяйствующих субъектов. Выполнены оценки реализуемости объемов добычи углеводородов, зафиксированных в энергетической стратегии России до 2020 г. для основного газодобывающего региона страны - Ямало-Ненецкого автономного округа. Анализ результатов показал, что при сохранении существующих тенденций и условий развития нефтегазового сектора (в системе налогообложения, в ценообразовании, в финансировании подготовки запасов и т.п.) предполагаемые в стратегии темпы роста добычи углеводородов вступают в противоречие с социально-экономическими интересами ЯНАО. Это, в свою очередь, ставит под угрозу выполнение основных положений энергетической стратегии, направленной на обеспечение энергетической безопасности России.

Амосенок Э.П. Роль машиностроения в промышленной политике Томской области
Машиностроение как отрасль промышленности более других пострадала от экономического кризиса. Предприятия отрасли, расположенные на территории Сибири, находятся в достаточно тяжелом финансовом состоянии даже по сравнению с аналогичными на территории Европейской части РФ. Анализ тенденций машиностроительного производства Томской области и усиления его значимости в проводимой администрацией промышленной политике проведен на основе стандартных статистических материалов с привлечением дополнительной информации по выпуску продукции на отдельных предприятиях. Предлагается ряд мероприятий, которые могли бы положительно повлиять на дальнейшее развитие отрасли как основополагающей составляющей промышленности региона.

Байкальский экономический форум
Кривов В.Д. Байкальский экономический форум: стратегия интеграции восточных районов России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона

Дубнов А.П., Крайнов А.В. Глобализация мирового процесса: конфликтно-сетевая парадигма


Вернуться на главную страницу