Russian version

4-2002
Content

Theoretical Issues of Regional Economics
G.A.Untura Market innovative climate in a region
The paper considers the substance and structure of the innovative climate in a region. While the generation of innovations depends on the existence of the relevant research personnel, the performance of innovative enterprises depends primarily on their retrospective location, technological specialisation and demand for new products. The paper outlines elements of the contemporary conception of the innovative climate in a market economy, problems concerning its transformation and gives examples from the international experience on the creation of market conditions in a region.

Regional Policy and Economic Issues of Federalism
Ye.B. Kibalov, V.V. Kuleshov Development strategy for Siberia: comparison of variants and lines of further research
On the 7th June 2002 the Government of the Russian Federation approved the Strategy of the Economic Development for Siberia. The question arises about the choice of directions of further research supporting this strategy and its adaptation to possible political, economic and social scenarios of events in Russia and the world due to globalisation of world economic relationships. In other words, what actions must be implemented within the strategy to achieve a guaranteed result, i.e., an acceptable level of utility functions declared in the strategy? In a context of the uncertainty caused by incomplete market transition in Russia and processes of globalisation in the world, a hypothesis is advanced that this problem can be solved by creation of effective management-economic mechanisms. An approach to determination of a reasonable set of potentially effective alternative mechanisms is proposed as well as methodology for choosing from them the most preferable ones. The instruments considered will include the use of modern information technologies and involvement of a wide circle of experts at the analysis and synthesis stages. The working tool at all stages must be comparison of scientific foundations of the strategy for Siberia developed at the SB RAS with those of the governmental version of strategy published in this journal No.4, 2001, and No.3, 2002, respectively.

Regional Development and International Cooperation
Yu.S.Yershov, N.M. Ibragimov, L.V. Melnikov Russia's accession in the World Trade Organisation: economic consequences for regions
Before a very probable and near accession of Russia in the World Trade Organization the authors analyze the studies devoted to the consequences of this step for the economy of Russia's regions. The authors note a huge gap in the research of this problem, predominance of fragmentary valuations, the leading role of industry-related approach, a great number of speculative conclusions and the lack of proper instruments that would account for all the complexity of inter-industry and inter-regional interactions. According to the authors, for the national economy in general and for the eastern and northern areas, in particular, the balance of pluses and minuses of further liberalization of foreign trade and domestic economy is not in favor of the former.

Economic Issues of Regional Development
A.A.Kin, Ye.B. Kibalov Sakhalin: organisational-economic mechanism of management
Two contrasting scenarios of the external environment for the Sakhalin region are presented. The key variable parameter in these scenarios is the project of the inland-Sakhalin-island direct railway communication treated in them with different degree of expansion. This approach, according to the authors, is adequate to the realities of the future globalised world, in which, along with the internet-economy and its information ties, an important role will be played by transport (physical) communications. Alternative variants of the region's economic management mechanisms are described and the estimation of anticipated efficiency of these mechanisms given.

V.S.Selin, A.V. Istomin Economic development of the Russian part of the Euro-Arctic region
The problem analysis of the present state of the economy and environment in the Russian part of the Barents Euro-Arctic region (Republic of Karelia, the Murmansk and Archangel regions, the Nenets Autonomous Okrug) precede the comprehensive forecast. The main strategic directions for the economic and environmental development of these regions, as well as methods and mechanisms of interregional integration are identified and formulated and forecasting estimates given.

Environmental-economic Issues of Regional Development
N.N.Zhuravel, I.K. Klem-Musatova, V.N. Churashev The effect of coal enterprises of Siberia and the Far East on the environment
The man-caused effect of the coal industry of Siberia and the Far East on the environment is examined. By use of official procedures adopted in 1999 by the RF State Committee on Environment Protection, the environment-economic harm is estimated. Some of these procedures require refinement. It concerns, for example, the estimation of the damage inflicted by nonused rocks and wastes from enrichment of coal mines. On the basis of analysis, it is proposed to change the sequence of funding the environment-protection operations, mainly in regard to opencast mines.

Social Issues of Regional Development
N.Ya.Shaparev The social situation of the Krasnoyarsk region
The author has formulated a system of criteria and indices for assessment of the social status of the Krasnoyarsk region. On the basis of these indicators, the analysis of unemployment rate, poverty, income differentiation of households, death and birth rate, etc. was carried out. The general social and demographic situation in the region is found to be unsatisfactory.

Regional and Interregional Aspects of Structural and Investment Policy
A.P.Didovich Possible effective mechanism of taxation in a region
A possibility for a region to increase the revenues from its own tax sources is examined. The regional taxation system is now in organisational distress because its forms and methods are at variance with business activity and this leads to tax dodging. The paper shows how to overcome this crisis and suggests measures to achieve the effective tax control within the present civil legislation.

V.N.Pavlov, V.S. Zaikin, Yu.S. Yershov Regional forecasting: prices and outputs
Regional forecasts are considered on the basis of the national-economic approach conventionally used at the IEIE SB RAS. It allows to investigate the economy of an individual large region against the trends in other regions and in the national terms. The paper shows some special features in the system of the inter-industry and inter-region distribution of generated products and incomes that appeared in the course of market reformation. These features of the system must be taken into account at the model level. In continuation of the authors' earlier work, the methodology for use of the Markov models in the analysis of national economic processes at the international level is given.

A.N.Tokarev Oil producing regions under changes in the taxation system
The paper analyses changes in the system of taxation of the oil and gas sector of Russia that took place in the beginning of 2002. The reformation was extended to all oil-production key taxes: payments for the use of mineral resources, tax on profits, allocations for the restoration of the raw materials base, excise tax, and export duties. These changes are very painful to the interests of resource regions: the revenues of consolidated regional budgets from hydrocarbon production decrease. In the new situation it is required that the terms of all already made licence agreements be specified. The introduction of the severance tax (in its present form) will not stimulate the rational development of the hydrocarbon reserves, since on deposits with different mining-geological characteristics and at different stages of development the uniform rates are being established.

M.A.Tarakanov The chemical complex of the Irkutsk region in the years of reforms
The largest chemical complex was created in the Irkutsk region in the Soviet period. Its state during the years of reforms, the causes for non-efficient performance in the last decade are analysed, and measures towards recovery from the crisis are substantiated.

The Activity of Executive and Legislative Political Bodies in Siberian Regions
V.P.Gukov, N.V. Smirnov The strategy of economic development of the Irkutsk region in the beginning of XXI century
The development of the Irkutsk region is going on today according to the strategy that is half-century old. It was effective under relatively low costs of electric and heat energy, of main transport lines, labour, and when the products generated were sold largely in the domestic market. The persistence of the old strategy under new social and economic conditions is the reason for lack of tangible results in the region's development. Today advantageous are high tech productions working for the end consumer and using the achievements of science. The paper examines main directions of a new development strategy in the region. It is, essentially, a transition from the export-resource to innovative patterns.

New Notes
V.Ye.Seliverstov, V.I. Klistorin A new stage in the cooperation between the northern regions of Canada and of the Siberian Federal District
Two scientific-practical seminars and other events within the framework of the Russian-Canadian program of academic exchange in national governance and development of northern areas with account of objectives of the Siberian Federal District were held on June 24-28, 2002 in Novosibirsk. Information is given about the seminar participants, problems discussed and preliminary results of the discussions.


Return to main page

English version

№ 4-2002
Содержание

Теоретические проблемы региональной экономики
Унтура Г.А. Проблемы создания инновационной среды региона в рыночных условиях
В статье рассмотрены подходы к определению содержания и структуры инновационной среды региона. Показано, что если создание инноваций сопряжено с концентрацией исследовательского персонала, то деятельность инновационно-активных предприятий в регионе зависит, прежде всего, от ретроспективы их размещения, технологической специализации, спроса на новые продукты. Описаны элементы современной концепции формирования инновационной среды в рыночных условиях, указаны проблемы ее трансформации, приведены примеры зарубежного опыта становления рыночной среды региона.

Региональная политика и экономические проблемы федерализма
Кибалов Е.Б., Кулешов В.В Стратегия развития Сибири: сопоставительный анализ вариантов и направления дальнейших исследований
Правительство Российской Федерации утвердило 7 июня 2002 г. "Стратегию экономического развития Сибири". В этой связи в статье обсуждаются проблемы выбора направлений дальнейших исследований, связанных с реализацией стратегии и ее адаптацией к возможным политическим, экономическим и социальным сценариям трансформационных процессов в России и мире, вызванных глобализацией мирохозяйственных связей. Проблема формулируется следующим образом: каковы те главные мероприятия, которые следует осуществить для реализации стратегии и получения гарантированного результата, понимаемого как достижение приемлемого уровня целевых установок, декларированных в стратегии? Выдвигается и обсуждается гипотеза, в соответствии с которой данная задача в условиях неопределенности, возникающей из-за незавершенности процессов рыночной трансформации в России и активизации процессов глобализации в мире, решается посредством создания эффективных организационно-экономических механизмов осуществления стратегии. В статье предлагается подход для выявления допустимого множества альтернативных механизмов, потенциально способных обеспечить решение задачи, и намечается методология и методика выбора наиболее предпочтительной альтернативы. Рассматриваемый инструментарий предполагает использование современных информационных технологий и привлечение на стадиях анализа и синтеза широкого круга экспертов. Рабочим приемом на всех стадиях исследования служит сопоставление научных основ стратегии развития Сибири, разработанных СО РАН, и правительственного варианта стратегии, опубликованных в журнале № 4 за 2001 г. и № 3 за 2002 г. соответственно.

Региональное развитие и международное сотрудничество
Ершов Ю.С., Ибрагимов Н.М., Мельникова Л.В. Вступление России во Всемирную торговую организацию: оценка экономических последствий для регионов
В преддверии весьма вероятного и скорого вступления России во Всемирную торговую организацию авторы анализируют состояние исследований в области оценки последствий данного шага для экономики регионов России. Отмечается огромное отставание в исследовании подобных проблем, преобладание фрагментарных оценок при ведущей роли отраслевого подхода, большое количество умозрительных заключений, как следствие отсутствия полноценного инструментария, учитывающего всю сложность межотраслевых и межрегиональных взаимодействий. По мнению авторов, для экономики страны в целом и особенно для восточных и северных районов соотношение плюсов и минусов от дальнейшей либерализации внешней торговли и внутренней экономики не в пользу первых.

Экономические проблемы развития регионов России
Кин А.А., Кибалов Е.Б. Сахалин: структуризация проблемы формирования эффективного организационно-экономического механизма
В статье сформулированы контрастные сценарии развития внешней среды, в которой предстоит функционировать и развиваться организационно-экономическим механизмам субъекта Российской Федерации - Сахалинской области. Ключевым варьируемым параметром сценариев-контрастов выступает известный проект прямого железнодорожного сообщения материк - о. Сахалин, трактуемый в разных сценариях с разной степенью расширительности. Такой подход, на наш взгляд, адекватно отражает реалии будущего глобализованного мира, где наряду с интернет-экономикой и ее информационными связями важная роль будет принадлежать транспортным (физическим) коммуникациям. Дано описание альтернативных вариантов устройства организационно-экономических механизмов региона. Сформулирована постановка проблемы оценки ожидаемой эффективности этих механизмов.

Селин В.С., Истомин А.В. Экономическое развитие российской части Баренцева Евро-Арктического региона
Проблемный анализ современного состояния экономики и экологической ситуации в российской части Баренцева Евро-Арктического региона (Республика Карелия, Мурманская и Архангельская области, Ненецкий автономный округ) предшествует комплексному прогнозу. Выделены и сформулированы основные стратегические направления экономического и экологического развития этих регионов, пути и механизмы межрегиональной интеграции. Даны количественные прогнозные оценки.

Эколого-экономические проблемы регионального развития
Журавель Н.Н., Клем-Мусатова И.К., Чурашев В.Н. Оценка влияния угольных предприятий Сибири и Дальнего Востока на окружающую среду
В статье дается анализ техногенного влияния угольной промышленности Сибири и Дальнего Востока на окружающую среду. С помощью официальной методики, принятой в 1999 г. Госкомитетом РФ по охране окружающей среды, оценивается эколого-экономический ущерб этого воздействия. По мнению авторов, некоторые положения методики нуждаются в совершенствовании. К ним относится, например, оценка ущерба от неиспользованных пород и отходов обогащения угольных предприятий. Авторы предлагают уточнения в методику в этой части. В статье описывается суть изменения. На основе анализа полученных оценок эколого-экономического ущерба предлагается изменить очередность финансирования природоохранных мероприятий в угольной отрасли восточных районов России, главным образом для разрезов с открытой добычей.

Социальные проблемы регионального развития
Шапарев Н.Я. Социальное положение Красноярского края
Автор сформировал систему критериев и индикаторов оценки социального положения Красноярского края. На основе этих показателей выполнен анализ уровня безработицы, бедности, дифференциации доходов населения, смертности и рождаемости, и др. Общая социальная и демографическая ситуация в крае характеризуется как неблагоприятная.

Региональные и межрегиональные аспекты структурной и инвестиционной политики
Дидович А.П. Возможности формирования эффективного налогового механизма в регионе
Автор исследует возможность повышения доходов региона за счет собственных налоговых источников. Налоговая система на региональном уровне в настоящее время находится в организационном кризисе. В статье раскрывается его суть. Кризис приводит к несоответствию способов функционирования налоговой системы формам и методам организации хозяйственной деятельности. Показаны пути преодоления кризиса и предложены меры по обеспечению эффективного налогового контроля в рамках действующего гражданского законодательства, так как правовая регламентация предпринимательской деятельности способствует уклонению от уплаты налогов.

Павлов В.Н., Зайкин В.С., Ершов Ю.С. Региональное прогнозирование: ценовой и материально-вещественный аспекты
В работе рассматриваются проблемы регионального прогнозирования на основе традиционно используемого в ИЭОПП СО РАН народнохозяйственного подхода, позволяющего исследовать экономику отдельного крупного региона во взаимосвязи с тенденциями развития других регионов и страны в целом. Показаны некоторые особенности сложившейся в ходе рыночных реформ системы межотраслевого и межрегионального распределения производимой продукции и доходов, обосновывается необходимость учета особенностей этой системы на модельном уровне. В развитие ранее опубликованных авторами работ приводится методика использования марковских моделей для исследования народнохозяйственных процессов на межрегиональном уровне.

Токарев А.Н. Нефтедобывающие регионы в условиях изменения системы налогообложения
В статье анализируются изменения в системе налогообложения нефтегазового сектора России, которые произошли в начале 2002 г. Реформирование затронуло все ключевые для нефтедобычи налоги: платежи при пользовании недрами, налог на прибыль, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизы, экспортные пошлины. Эти изменения серьезнейшим образом затрагивают интересы сырьевых регионов: снижаются доходы консолидированных региональных бюджетов от добычи углеводородного сырья. В новых условиях необходимо уточнение условий всех уже заключенных лицензионных соглашений. Введение налога на добычу (в современной форме) не будет стимулировать рациональное освоение запасов углеводородного сырья, поскольку для месторождений с различными горно-геологическими характеристиками, находящихся на различных стадиях освоения, устанавливаются единые ставки.

Тараканов М.А. Химический комплекс Иркутской области в годы реформ
Крупнейший химический комплекс создан в советский период в Иркутской области. В статье анализируется его состояние в годы реформ, вскрываются причины неэффективной работы комплекса в последнее десятилетие. Обосновываются меры по выходу предприятий химического комплекса из кризиса.

Опыт деятельности исполнительных органов власти регионов Сибири
Гуков В.П., Смирнов Н.В. Основы стратегии развитии экономики Иркутской области в начале XXI века
Развитие Иркутской области сегодня продолжается, ориентируясь на стратегию полувековой давности. Она была эффективной в условиях относительно низкой стоимости электрической и тепловой энергии, магистрального транспорта, рабочей силы, сбыта продукции в основном на внутренний рынок. Дальнейшее развитие области в изменившихся социально-экономических условиях в рамках старой стратегии уже не дает ощутимых результатов. Сегодня преимущества получают высокотехнологичные производства, работающие на конечного потребителя и максимально использующие достижения науки в производстве. В статье рассмотрены основные направления формирования новой стратегии развития региона. По существу, необходим переход от экспортно-сырьевой ориентации на инновационный путь развития.

Научная жизнь
В.Е. Селиверстов, В.И. Клисторин Новый этап сотрудничества между северными регионами Канады и Сибирского федерального округа
В Новосибирске 24-28 июня 2002 г. прошли два научно-практических семинара и ряд мероприятий в рамках российско-канадской программы обмена опытом в области государственного управления и развития северных районов с учетом задач, стоящих перед Сибирским федеральным округом. В данном материале приводятся сведения об участниках семинаров, перечень обсуждавшихся вопросов и предварительные результаты дискуссий.


Вернуться на главную страницу