Russian version

1-2003
Content

Regional Policy and Economic Issues of Federalism
V.V.Kuleshov, V.D. Marshak The economy of federal districts: financial aspect
A model of money circulation is used to estimate two variants of investment policy in federal districts. In the first (basic) variant the investment policy is estimated entirely by maximum efficiency in the use of the resources of the financial sector. The second variant takes into account the state participation (at the level of federal districts) in the formation and use of investment funds .

Regional Economic Development
A.G.Granberg Siberia and the Far East: common problems and common features of economic growth
The similarity of many problems between Siberia and the Far East and their extraordinary importance for Russia's future predetermine a need for a unified regional policy in this macro region. The imperative of this policy must be: the efficient development of Siberia-the-Far-East as a part of the indivisible Russia. The unified state policy in this macro region does not mean a territorial unification but a combination of common approaches and internal regional diversity. At the phase of economic recovery, the dynamics of the Siberian and Far Eastern regions must correspond with the GDP growth. This, however, is not the case in many Siberian and Far Eastern areas, which is obviously the result of their isolation from the national market not compensated by involvement in the world market, while to a drop of GDP they are more sensitive than other areas of the country. Most Siberian and Far Eastern regions have a positive net balance of the generated and used GDP (US$11.1 billion in 1999). The money proceeds from sales of goods and services equating this balance drop out from the regional economic turnover, are not used in consumption and accumulation. Most Siberian and the Far Eastern regions are financial donors, but donors of the world economy instead of the national economy, and the total value of this balance is comparable with the capital export from Russia. A precondition for the economic growth in this macro region is to diminish this financial outflow; its persistence will be still more negatively reflected on the per capita income, migration turnover, investment opportunities and competitiveness of most economic sectors.

V.E.Toskunina Development of mineral resources in the northern resource regions
The paper focuses on the acute problems faced by northern resource regions where production of mineral resources is the basis of their social and economic development. Part of these problems are those arising from the establishment of a new system of management with state ownership of mineral resources and payments for their use.

M.V.Khairullina Consumer cooperation in the Republic of Buryatia: problems and prospects
In the situation of the general systemic crisis, the consumer cooperation of the Republic of Buryatia is shown to be a socially oriented system providing the region's inhabitants with consumer goods. The examination of its problems and their causes leads to the conclusion about a need for a future strategy, and the structure and main tenets of this strategy are outlined. On this basis, the key factors in the development of the consumer cooperative societies of Buryatia to 2005 are considered.

Comprehensive Issues of the Development of the North Of Western Siberia
I.A.Vizhina, V.N. Kharitonova Budgetary security of the Yamalo-Nenets municipalities
The examination of own budget revenues of the Yamalo-Nenets municipalities reveals inter-government budget problems hindering the fiscal process and deteriorating the stability of local budgets. A new procedure for evaluation of the own fiscal potential of municipalities on the basis of medium-term indicators of economic security in their functioning is presented.

Yu.B. Zolotovskaya Estimation of the investments required for the environmental security of the Yamalo-Nenets autonomous district
The paper examines the environmental situation in the Yamalo-Nenets autonomous district and environmental management in this gas and oil region. Its ecological load is forecast to 2030. For the implementation of the required pollution abatement technologies, a new procedure for indirect estimation of the required investments as well as sources of financing are presented.

Ye.V.Lyubimova, V.N. Churashev Power-and-heat generation and energy supply to the Yamalo-Nenets consumers
Energy supply of the Yamalo-Nenets autonomous district is characterised by insufficient security and high tariffs because of the absence of large own energy sources and underdevelopment of system-forming and distribution grids. The authors recommend for the period to 2015 to expedite the building of the Urengoi high power generation station and small power plants. This plan presupposes maximum use of local gas resources and advanced gas-turbine and power-steam technologies as well as connection of the local Salekhard-Labytnangi-Harp energy area to central electricity utilities. The given estimations show that the region can specialise on the production of electric power and even export it to the European areas.

Regional Social Issues
D.D.Mangatayeva, Ye.V. Chimitova Social and demographic situation in the Republic of Buryatia
During the 1971-2001 period great demographic changes occurred in the Republic of Buryatia when it passed from the extended to simple type of population reproduction. The paper analyses the reasons underlying these natural and mechanical shifts, family and ethnical composition of the population. A sociological survey of the residents of seven districts of the republic and of the city of Ulan-Ude showed a deep evolution of the demographic behavioural patterns and a transformation of the social structure.

Regional and Interregional Aspects of Structural and Investment Policy
V.I.Klistorin, D.S. Sander Two approaches to regional investment activity
The paper examines two main approaches to the analysis, estimation and forecasting of investment activity in the Russian regions, i.e., the investment climate approach and regional reproduction process approach. The empirical testing of estimations made within both approaches show that, due to the specific features of the Russian economy, the investors tend to ignore the investment potential of the regions and, the more so, the regional investment risks. For this reason, the investment climate approach is little used in forecasting and in recommendations given to regional administrations. At present the reproduction approach is more practicable, and it makes the focus of this paper.

V.I.Suslov, M.S. Osadchii Leasing: theory and practice
For the study of the most significant leasing problems, such as leasing and loan, leasing and purchase, use is made of a theory of contracts. The analysis of the main categories of the leasing and its features in the transitional economy performed in this study reveals the difficulties that impede the leasing to grow.

V.M.Markova Russian coke coals: production and consumption outlooks
The paper presents the quantitative prospects of the coal industry and its sub-industry - coke extraction - taking into account the capacity of the coke coal market, trends in steel and iron industry and sale opportunities of the Russian coal. Notwithstanding Russia's large reserves of coke coals permitting to supply the chemical-recovery enterprises with furnace charge for a long period of time, some of their valuable brands will stay in deficit. Its reduction is possible by reconstructing the present mine enterprises in coal basins, by building new ones in Kuzbas and South-Yakut basins and by improving the enrichment technology. For further growth of output and competitiveness of coke coals, expansion of the transport capabilities and of sea port admissions is required.

Foreign Experience in Regional Science, Regional Policy and Regional Development
T.Abdullayeva Problems of integration of the post-socialist Central Asian states
The state of integration of the post-socialist Central Asian nations, i.e., Kazakhstan, Uzbekistan, Kyrguizstan and Tajikistan, is analysed in the context of their political interests and history of integration processes. Possible models of social and economic development from which these nations might make their choice, and the characteristics of these models as well as points for integration and cooperation are presented. However, the level of integration is low. It is no more than a shapeless structure not yet providing cooperation in the economy, communications, social fields, etc. The nations are moving in divergent directions.

The Activity of Executive and Legislative Bodies
M.Sh.Minasov A concert action of all level authorities as a crucial precondition for regional development
The paper analyses the transformation of the Russian regional policy in a concrete region - the Republic of Bashkortostan. The author contends that for this republic a priority in the regional policy, apart from improvement of living standards, should be its self-development as a basis for effective functioning in the national and world economic space. The main condition for fulfilment of this paradigm must be, according to the author, a closer interaction among the authorities of all levels. This statement is discussed in social, production, territorial and organisational terms.


Return to main page

English version

№ 1-2003
Содержание

Региональная политика и экономические проблемы федерализма
Кулешов В.В., Маршак В.Д. Анализ развития экономики федеральных округов: финансовый аспект
В статье дается принципиальное описание модели денежного обращения и приводятся результаты расчетов по двум вариантам инвестиционной политики в федеральных округах России. В первом (базовом) варианте инвестиционная политика полностью определяется критерием максимальной эффективности использования ресурсов финансового сектора. Во втором варианте расчеты выполнены с учетом участия государства на уровне федеральных округов в формировании и использовании инвестиционных фондов.

Экономические проблемы развития регионов
Гранберг А.Г. Сибирь и Дальний Восток: общие проблемы и свойства экономического роста
Общность многих проблем Сибири и Дальнего Востока и их исключительная значимость для будущего России предопределяют необходимость единой государственной региональной политики по отношению к этому макрорегиону. Императив такой политики таков: эффективное развитие Сибири и Дальнего Востока в составе единой России. Суть единой государственной политики в макрорегионе - не территориальная унификация, а сочетание общих подходов и внутреннего регионального многообразия. На этапе возобновления экономического роста важным представляется вывод о существенной зависимости динамики сибирских и дальневосточных регионов от темпов ВВП России. Замедленное реагирование значительного числа регионов Сибири и Дальнего Востока на улучшение общероссийской конъюнктуры наиболее очевидно объясняется оторванностью ряда периферийных районов от общероссийского рынка, которая не компенсируется вовлеченностью в мировой рынок. В основном восточные районы сильнее реагируют на снижение темпов ВВП, нежели регионы других частей России. Большинство сибирских и дальневосточных регионов имеют положительное сальдо произведенного и использованного ВРП (11,1 млрд долл. США в 1999 г.). Соответствующая этому сальдо денежная выручка от реализации товаров и услуг выпадает из регионального экономического оборота, не используется на нужды потребления и накопления. Большинство регионов Сибири и Дальнего Востока являются финансовыми донорами, причем в основном не отечественной, а мировой экономики, а общая величина сальдо сопоставима с величиной вывоза капитала из России. Уменьшение оттока финансовых средств из Сибирско-Дальневосточного макрорегиона является важнейшим фактором ускорения социально-экономического развития большинства его регионов. Сохранение сложившейся тенденции будет все негативнее сказываться на уровне жизни местного  населения, миграционном обороте, инвестиционных возможностях, конкурентоспособности большинства секторов экономики.

Тоскунина В.Э. Проблемы освоения минерально-сырьевых ресурсов Севера России
Проблемы освоения минерально-сырьевых ресурсов наиболее остро проявляются и обретают особую актуальность в северных сырьевых регионах, где природно-ресурсный потенциал является основой социально-экономического развития. В статье рассмотрены проблемы, возникающие в связи с становлением в России новой системы недропользования, основанной на государственной собственности на недра и платности пользования минерально-сырьевыми ресурсами.

Хайруллина М.В. Потребительская кооперация Республики Бурятия: проблемы и перспективы развития
На фоне общесистемного кризиса показано место потребительской кооперации Республики Бурятия как социально-ориентированной системы в снабжении населения региона. В статье обозначены проблемы развития системы потребительской кооперации и причины, породившие их. Сделан вывод о необходимости формирования стратегии будущего развития системы. Раскрываются структура и основные положения концепции этой стратегии. На основе выполненного анализа выделены важнейшие факторы развития кооперативных организаций Бурятии до 2005 г.

Комплексные проблемы освоения Севера Западной Сибири
Вижина И.А., Харитонова В.Н. Устойчивость бюджетного потенциала муниципальных образований Ямало-Ненецкого автономного округа
В статье приводятся результаты исследования особенностей формирования собственной доходной части бюджетов муниципальных образований Ямало-Ненецкого автономного округа. Выявлена совокупность проблем межбюджетных отношений, снижающих эффективность бюджетного процесса и устойчивость местных бюджетов. Предложен методический подход к оценке собственного бюджетного потенциала муниципальных образований и формированию трансфертной политики субъекта Федерации на основе индикаторов экономической безопасности функционирования муниципального хозяйства в среднесрочной перспективе.

Золотовская Ю.Б. Оценка уровня природоохранных инвестиций в Ямало-Ненецком автономном округе
В статье выполнен анализ экологической ситуации в Ямало-Ненецком автономном округе. Наряду с экологическими проблемами нефтегазодобывающего региона обсуждены вопросы организации управления охраной окружающей среды округа. На основе анализа дан прогноз экологической нагрузки до 2030 г. Для решения экологических проблем округа разработана система природоохранных мероприятий. Предложен методический подход к косвенной оценке требуемых инвестиций в охрану окружающей среды. Определены прогнозный уровень затрат на проведение природоохранных мероприятий и источники их финансирования.

Любимова Е.В., Чурашев В.Н. Электро- и теплоэнергетика и энергообеспечение потребителей Ямало-Ненецкого автономного округа
Энергоснабжение Ямало-Ненецкого автономного округа характеризуется низкой надежностью и высокими тарифами из-за отсутствия собственных крупных энергетических источников и слабого развития системообразующих и распределительных сетей. Для выхода из кризисной ситуации в период до 2015 г. авторы рекомендуют ускорить сооружение Уренгойской ГРЭС и строительство малых энергоустановок. При этом предполагаются максимальное использование местных газовых ресурсов на базе передовых газотурбинных и парогазовых технологий, а также присоединение локального энергорайона Салехард-Лабытнанги-Харп к централизованному электроснабжению. Приводятся расчеты по обоснованию специализации региона в перспективе на производстве электроэнергии. Округ может даже поставлять электроэнергию в европейские районы страны.

Социальные проблемы регионального развития
Мангатаева Д.Д., Чимитова Е.В. Социально-демографическая ситуация в Республике Бурятия
В статье показано, что за период 1971-2001 гг. демографическая динамика в Республике Бурятия претерпела значительные изменения, связанные с переходом от расширенного типа воспроизводства населения к простому, и сегодня происходит депопуляция населения. Вскрыты причины таких изменений. Рассматриваются основные факторы, влияющие на демографическую динамику, естественное и механическое движение, семейную и этническую структуру населения. Приведены результаты социологического опроса населения семи районов республики и г. Улан-Удэ, которые свидетельствуют о глубокой эволюции демографического поведения, трансформации социальной структуры населения.

Региональные и межрегиональные аспекты структурной и инвестиционной политики
Клисторин В.И., Сандер Д.С. Подходы к оценке инвестиционной активности в регионах России
В статье рассмотрены основные подходы к анализу, оценке и прогнозированию инвестиционной активности в регионах России. Проведена эмпирическая проверка результатов оценки с позиций концепции инвестиционного климата и регионального воспроизводственного процесса. Показано, что в силу специфики структуры инвестиций и институциональных особенностей российской экономики инвесторы в своих решениях уделяют сравнительно незначительное внимание инвестиционному потенциалу регионов и еще меньшее - региональным инвестиционным рискам. В силу этого подход, основанный на концепции инвестиционного климата, имеет ограниченное использование и при прогнозировании, и при выработке рекомендаций для региональных властей. В настоящее время целесообразно использовать воспроизводственный подход. Его содержание рассматривается в статье.

Суслов В.И., Осадчий М.С. Экономика лизинга: некоторые вопросы теории и практики
Теория контрактов применена в статье для изучения наиболее значимых проблем лизинга, таких как сравнение лизинга и кредита, лизинга и покупки. Выполнен анализ основных категорий лизинга. Рассмотрены особенности лизинга в условиях переходной российской экономики. Выявлены основные проблемы, тормозящие развитие лизинга в России.

Маркова В.М. Коксующиеся угли России: анализ и перспективы производства и потребления
В статье даны количественные оценки перспектив развития угольной промышленности и ее подотрасли - коксодобычи с учетом емкости рынка коксующихся углей, тенденций развития металлургической промышленности и возможностей расширения сбыта российского угля. Отмечается, что хотя в России имеются значительные запасы коксующихся углей, которые позволяют обеспечить коксохимические предприятия шихтой на длительный период времени, сохранится дефицит некоторых ценных марок. Показано, что его сокращение возможно за счет реконструкции действующих предприятий в угледобывающих бассейнах, ввода новых предприятий в Кузбасском и Южно-Якутском бассейнах, а также за счет совершенствования технологии обогащения. Для дальнейшего развития добычи и обеспечения конкурентоспособности коксующихся углей необходимы расширение транспортной инфраструктуры и увеличение пропускной способности морских портов.

Зарубежный опыт региональной науки, региональной политики и регионального развития
Абдуллаева Т. Проблемы единства постсоветских стран Центральной Азии
Исследуются вопросы интеграции постсоциалистических стран Центральной Азии в последние 10 лет. Дан анализ экономико-правовым проблемам сотрудничества четырех государств - Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана в контексте их политических интересов, а также показана история интеграционных процессов. Приведены характеристики моделей социально-экономического развития. Ту или иную из этих моделей предстояло выбрать бывшим центрально-азиатскими республиками СССР в постсоветский период. Показаны точки соприкосновения для интеграции и кооперации этих стран. Проанализировано состояние интеграции и показано, что реальных сдвигов пока не существует, есть аморфная структура, которая еще не обеспечила сближение республик Центральной Азии в области экономики, коммуникаций, социальной сфере и т.д. Выявлены основные проблемы интеграции, показана разновекторность участников этого процесса.

Опыт деятельности исполнительных и законодательных органов власти регионов России
Минасов М.Ш. Взаимодействие органов власти всех уровней - необходимое условие развития региона
В статье рассматривается трансформация российской региональной политики в конкретном регионе. Автор обосновывает положение, что для Республики Башкортостан приоритетным направлением региональной политики помимо повышения уровня жизни должно быть саморазвитие как база для эффективного функционирования региона в экономическом пространстве страны и мировой хозяйственной системе. Важнейшим условием реализации новой парадигмы развития, по мнению автора, должно быть усиление взаимодействия органов власти всех уровней. Это положение раскрывается в социальном, производственном, территориальном и организационном аспектах. Анализируются функции региона в разрезе основных аспектов.


Вернуться на главную страницу