Russian version

2-2003
Content

Theoretical Issues of Regional Economics
S.A.Suspitsin Spatial effect of state regulation
The paper considers two ways in which the state can influence the regional deve lopment, which are regionalization of federal social and economic policy and the instruments of state regional policy. The challenges of and hindrances to this regulation are arranged as a system, and a general scheme evaluating the effect of each way is suggested. Basic provisions of comprehensive procedure designed to reduce regional disparities are formulated.

V.S.Zaikin, Yu.S.Yershov, V.M. Sokolov Optimal planning of experiment in sectoral and regional studies: theory and application.
Methods for optimum planning of economic processes are consecutively considered in the paper at sector, regional and interregional levels. It is suggested that theories of optimum planning should be connected with simple Markov chains. The notions of continuously planning the experiment in building transition matrices for regional analysis and interregional comparisons are given on the case of regional balances of incomes and expenditures of the RF households.

Regional Policy and Economic Issues of Federalism
Ye.B.Kibalov, A.A. Kin Sakhalin and Russia: formation and evaluation of alternative organizational-economic mechanisms of consolidated development.
The conducted study of the Sakhalin region has shown that its social situation is disastrous. In spite of its economic significance for the country (upper third among all regions), high resource potential, governmental support within the federal program for the Far East, the state of affairs in the last three years have changed to the worse. By amount and quality of resources and by investment risks Sakhalin is a zone of high uncertainty. In order to utilise the region's potential, increase per capita incomes and ensure its consolidated development as part of the Russian Federation, a new economic mechanism of management must be created. The main principles of the formation and evaluation of such a mechanism are set forth.

Economic Issues of Regional Development
V.L.Bersenev, S.G.Vazhenin, A.I.Tatarkin Development strategy of the Ural Federal District: growth potential.
A great resource and huge industrial potential makes the Ural region a connecting-link in the national economy, a catalyst in the formation of the Russian unified economic space. The outlook of the Ural Federal District to 2015 is further integration of its regions and maximum effect of this integration for social security purposes. It is planned to double per capita incomes against the 2002 level and bring them to the pre-reform 1991 level, to eliminate the long-standing indigence and to increase the incomes of 40% of the population (low-income groups) to two or three survival norms. In order to reach the sustainable economic growth and improve industrial output, it is necessary to put it on a new basis by restoration of the unified reproduction process, implementing restructuring and creating a competitive industry and modern technologies. By 2010 the share of resource sector will be down 1.5-2%, the share of science-intensive sector will make 13.3%, the share of socially-oriented sector will increase insignificantly (0.9%).

Ye.A.Berezina, V.P.Ionkin The influence of political factors on region's economic growth.
A systemic-dynamic model of the regional development was built with account of the real conditions in the Krasnoyarsk krai. The estimation with this model shows that the economic growth of the krai (changes in the real incomes of the households) is influenced by political situation in the region (discord between executive and legislative branches of power and between mayor and business elite). The economic situation (rate of inflation), in its turn, influences the political dimension (social tension).

Environmental-economic Issues of Regional Development
N.M.Zhuravel, I.A. Kotenev Prediction of economic damage from development of coal fields of the eastern regions.
The paper reports original predictive calculations evaluating economic harm to the environment from the man-caused effect of coal industry in Russia's eastern areas. The analysis of scientific-technological developments has shown that rational land use and waste processing are major means to decrease the harm. It is shown that if the environmental protection stays at the present level, in 20 years the harm will cost about US$140 million yearly (a pessimistic variant). The most plausible variant of harm reduction 1.3 to 1.6 times against the pessimistic variant is due to use of the available environmental technologies. The introduction of appropriate technologies will allow the damage to be reduced sharply - to 2020 to $0.05 per coal ton region-wide, and to $0.1 Kuzbas-wide. The reduction of the specific damage in this variant will help set off the increased total damage caused by more intensive coal production. This variant is possible only if the conservation activity is subsidized by the state.

Social Issues of Regional Development
V.S.Tapilina Working time as a resource of material well-being.
The study shows in what way the processes of transition influenced the working hours of the working population of Russia's regions in the second half of the 1990s; how much the working time as a resource of growth of household incomes has been used in the present context; and what potential exists for further increase of work load considering the present state of health of the working population.

M.V.Udaltsova, N.D. Inina, N.M. Volovskaya, L.K. Plyusnina Unemployed rural population of the Novosibirsk region in a sociological survey.
The paper reports the findings of a social study of the unemployed population conducted by the authors in 2002. The survey was carried out in all the rural districts of the Novosibirsk region with the use of a combined, stratified (three-stage) quota sample. The size of the sample was 1649 unemployed people. The results of the study present social and demographic characteristics and economic situation of the unemployed, causes and features of their unemployment and their social and job expectations, hidden (informal) employment and the role of state agencies in the solution of their problems. The conclusions in the study are based on the revealed tendencies.

Regional and Interregional Aspects In Structural and Investment Policy
A.P.Dubnov, A.V. Krainov Spatial-strategic development of Russia: conflict-network paradigm of analysis
A new role of the spatial-strategic position of Russia under global competition is viewed through a prism of the conflict-network paradigm. The central notions of the conflict-network paradigm are the space of the world process, globalization of the world process, hierarchy of global network structures in the space of the world process, formed by interaction and ties between the agents of the world process (nation-states, political alliances of states, trans-national corporations, regions of different countries, international cities-regions, global, criminal and terrorist organisations, religious structures etc.), conflicts in the network structures of different level and between those of the same level, constructive and destructive solutions of the conflicts. Conflict in this paradigm is not an abnormal, but normal social phenomenon. The conflict-network paradigm equips the researchers with modern instruments permitting them to evaluate and analyse complexes of interrelated problems of dynamics and development of Russia's geo-economic space and ways for their solution under global competition. The conflict-network paradigm is used in the analysis of situation, problem solving, scenario building, strategic decision-making on the dynamics of geo-strategic spaces world-, country- and region-wide. The authors give an example of the use of the conflict-network paradigm for analysis of different approaches to understanding the role and challenges of Siberia in the long run reflected in the variants of development strategy for Siberia.

Yu.Sh.Blam, L.V. Mashkina, O.V. Mashkina Siberian wood complex: from strategy of survival to development.
The transition of wood-processing industry from a stage of survival to the stage of development requires a more efficient exploitation and realization of the value of timber. In high-forested areas, with available roads and rail networks, such complexes determine the capacity and the future of the whole wood-processing complex of Siberia. The stage of development will require designing specific strategies to reach an economic compromise between the nature and configuration of the terrain, the industrial objective of the wood-processing unit and the market for wood products. In this connection, the authors recommend to in the Siberian Federal District to use a system of management by areas of natural flow separately for high-forested areas with well developed and economically accessible wood resources and developed wood-processing industry; for middle- and high-forested areas with poor access for transport; and for low-forested areas which cannot make a basis for efficient wood-harvesting production.

G.S.Bykov, O.V. Kolodyazhnaya Problems of development of Siberian river transport.
A retrospective analysis of the factors of economic efficiency of the Siberian river transport revealed main causes for low efficiency of its capital investments after 1975 and the negative role of the conceptual framework accepted in the 1930s which led to unjustified mega-projects and overestimation of the effect of scale of economy. The key problems and possible ways of their solution in the present market environment are identified.

Issues of Local Government and Municipalities
V.F.Novikova A conception of strategic objective of local governments
The paper considers the acute problems of per capita incomes faced by municipalities. In the strategy of their development emphasis is made on investments in human capital. For the case of social and economic problems of reconstructed mining settlements a modification of social audit method is used.

Regional Executive and Legislative Powers
A.A.Gumerova, N.I. Larina Integration resource of Novosibirsk regional economic growth.
The study showed that the extra openness of the economy of the Novosibirsk region slows the economic growth. This situation can be corrected through closer technological and economic integration of businessmen of different regions. To this end, it is required to develop a conceptual framework of the joint development of the regions of the South of Western Siberia. For the purposes of coordination of the policy implemented by leaders of different level it is suggested creating Commission on Social and Economic Development of the Siberian Federal District, Executive Committee as an office of the RF Ministry of Economy and Trade in the Siberian Federal District and several coordination councils as consultative bodies with participation of representatives from business and from residents.

News Notes
M.Yu. Cherevikina Studies of regional social and economic problems in the Siberian Division of the RAS


Return to main page

English version

№ 2-2003
Содержание

Теоретические проблемы региональной экономики
Суспицын С.А. Пространственная результативность государственного регулирования
В статье обсуждаются проблемы взаимодействия двух направлений государственного влияния на региональное развитие - регионализации федеральной социально-экономической политики и применения инструментов государственной региональной политики. Систематизированы задачи государственного регулирования регионального развития, проанализированы стоящие на этом пути барьеры. Предложена общая схема оценки влияния разных направлений государственной политики на региональное развитие. Сформулированы основные положения комплексной методики сокращения межрегиональных различий.

Зайкин В.С., Ершов Ю.С., Соколов В.М. Планирование эксперимента в региональных исследованиях: вопросы теории и применения
В работе последовательно рассматриваются вопросы использования методов оптимального планирования экономических процессов, происходящих на отраслевом, региональном и межрегиональном уровнях. Предложен подход к соединению теорий оптимального планирования и простых цепей Маркова. Приведены понятия непрерывного планирования эксперимента применительно к построению матриц перехода для регионального анализа и межрегиональных сопоставлений на примере региональных балансов денежных доходов и расходов населения Российской Федерации.

Региональная политика и экономические проблемы федерализма
Кибалов Е.Б., Кин А.А. Сахалин и Россия: принципы формирования и оценки альтернативных организационно-экономических механизмов консолидированного развития
Проведенное исследование показало, что при относительно высокой экономической значимости Сахалинской области для России (место в верхней трети списка регионов) и впечатляющем ресурсном потенциале регион по состоянию на начало 2003 г. находится в кризисной социальной ситуации. Причем несмотря на поддержку российским правительством этого островного региона в рамках федеральной программы развития Дальнего Востока, ситуация в течение последних трех лет изменилась в худшую сторону. По объемам и качеству ресурсного потенциала и инвестиционным рискам, характеризующим инвестиционную привлекательность региона, Сахалин находится в зоне высокой неопределенности. Освоение потенциала Сахалинской области, создание достойных условий жизни населению и обеспечение консолидированного развития региона в составе Российской Федерации требуют создания нового организационно-экономического механизма. В статье обоснованы основные принципы формирования и оценки такого механизма.

Экономические проблемы развития регионов России
Берсенев В.Л., Важенин С.Г., Татаркин А.И. Стратегия развития Уральского федерального округа: потенциал роста
Значительный ресурсный и огромный промышленный потенциал определяют Уралу роль связующего звена в национальной экономике, катализатора формирования единого экономического пространства России. Общей направленностью развития Уральского федерального округа до 2015 г. является ориентация на повышение уровня интеграции регионов округа и максимальное использование эффекта от развития региональных связей для решения социальных проблем. Прогнозируется увеличить реальные доходы по сравнению с 2002 г. в 2 раза и вывести их на уровень дореформенного 1991 г., ликвидировать застойную бедность, денежные доходы 40% населения (малоимущие) составят два-три прожиточных минимума. Обеспечение устойчивых темпов экономического роста округа предопределяет необходимость роста объемов промышленного производства на качественно новой основе: восстановления единства воспроизводственного процесса, осуществления структурной перестройки, формирования конкурентоспособной промышленности, опирающейся на современные технологические уклады. В результате к 2010 г. доля отраслей сырьевой ориентации снизится на 1,5 - 2,0%, доля наукоемкого сектора возрастет до 13,3%, доля социально-ориентированного сектора увеличится незначительно (0,9%).

Березина Е.А., Ионкин В.П. Воздействие политических факторов на экономическое развитие региона
С учетом реальных условий Красноярского края построена системно-динамическая модель развития региона. Проведенные по этой модели расчеты показали, что экономическое развитие края (изменение реальных доходов населения) происходит под воздействием политической ситуации в регионе (конфликты между исполнительной и законодательной властями, а также между мэром Красноярска и представителями бизнеса). В свою очередь, отмечается влияние на политическую ситуацию (социальная напряженность) изменения экономической ситуации (уровень инфляции).

Эколого-экономические проблемы регионального развития
Журавель Н.М., Котенев И.А Прогноз экономического ущерба от разработки угольных месторождений восточных районов России
В статье приводятся результаты оригинальных расчетов прогнозной оценки экономического ущерба от техногенного воздействия угольной промышленности восточных районов России природной среде. Выполнен анализ научно-технических разработок в области обеспечения рационального землепользования и комплексной переработки отходов как основных резервов снижения ущерба. Показано, что при сохранении природоохранной деятельности на существующем уровне через 20 лет ущерб составит около 140 млн долл. США в год (пессимистический вариант). Наиболее вероятен вариант сокращения ущерба по сравнению с пессимистическим вариантом в 1,3 - 1,6 раза за счет использования имеющихся природоохранных технологий. Внедрение экологически чистых технологий позволит резко уменьшить ущерб: к 2020 г. по региону в целом - до 0,05 долл. на 1 т угля, а по Кузбассу - до 0,1 долл. Снижение удельного ущерба в этом варианте позволяет компенсировать рост общего ущерба, вызванного увеличением добычи угля. Реализация такого варианта возможна лишь при дотировании государством природоохранной деятельности.

Социальные проблемы регионального развития
Тапилина В.С. Рабочее время как ресурс роста благосостояния населения
Исследование показало, как процессы, происходящие в рамках переходной экономики повлияли на рабочее время населения регионов России во второй половине 90-х годов, насколько рабочее время как ресурс роста благосостояния населения уже задействован в современных условиях, каков потенциал дальнейшего увеличения трудовой нагрузки при существующем состоянии здоровья работающего населения.

Удальцова М.В., Инина Н.Д., Воловская Н.М., Плюснина Л.К. Незанятое сельское население Новосибирской области по данным социологического опроса
В статье представлены результаты социологического исследования незанятого населения, осуществленного авторами в 2002 г. В ходе исследования был проведен опрос незанятого населения во всех районах Новосибирской области с использованием комбинированной стратифицированной (трехступенчатой) квотной выборки. Объем выборки составил 1649 чел. Результаты исследования позволили получить представление о социально-демографических характеристиках и экономическом положении незанятых граждан; выявить причины, особенности, социально-трудовые ожидания незанятых граждан; оценить скрытую (неформальную) занятость; определить роль государственных служб в решении проблем занятости сельского населения. В заключение сделаны выводы о выявленных тенденциях.

Региональные и межрегиональные аспекты структурной и инвестиционной политики
Дубнов А.П., Крайнов А.В. Пространственно-стратегическое развитие России: конфликтно-сетевая парадигма анализа
Новая роль пространственно-стратегического развития России в условиях глобальной конкуренции рассматривается через призму конфликтно-сетевой парадигмы. Центральные понятия конфликтно-сетевой парадигмы - пространство мирового процесса, глобализация мирового процесса, иерархия глобальных сетевых структур в пространстве мирового процесса, формируемая взаимодействием и связями субъектов мирового процесса, субъекты мирового процесса (национальные государства, политические альянсы государств, транснациональные корпорации, регионы различных стран, мировые города-регионы, глобальные криминальные и террористические организации, религиозные структуры и т.д.), конфликты в сетевых структурах разного уровня и между ними, конструктивные и деструктивные разрешения конфликтов. Конфликт в этой парадигме - не аномальное, а нормальное общественное явление. Конфликтно-сетевая парадигма вооружает исследователей современным инструментарием, позволяющим проводить оценку и анализ комплекса взаимосвязанных проблем динамики и развития геоэкономического пространства России и способов их решения в условиях глобальной конкуренции. Конфликтно-сетевая парадигма применяется для анализа ситуаций, решения проблем, построения сценариев, принятия стратегических решений относительно динамики геостратегических пространств мира в целом, отдельных стран и регионов. В статье приводится пример использования конфликтно-сетевой парадигмы для анализа различных подходов к пониманию роли и задач Сибири в перспективе, отраженных в вариантах стратегии развития Сибири.

Блам Ю.Ш., Машкина Л.В., Машкина О.В. Лесной комплекс Сибири: от стратегии выживания к развитию
Переход от стадии выживания к развитию требует создания производств по глубокой переработке древесины. В многолесных регионах с развитой транспортной сетью такие производства сегодня определяют эффективность функционирования и предопределяют будущее развитие всего лесного комплекса Сибири. Переход лесного комплекса на стадию развития потребует разработки дифференцированных стратегий развития, которые будут учитывать региональные особенности лесного фонда, условия формирования региональных лесоперерабатывающих комплексов, емкость и особенности рынков сбыта продукции. В этой связи авторы предлагают разрабатывать стратегии развития лесного комплекса Сибирского федерального округа отдельно для многолесных территорий с хорошо освоенными и экономически доступными лесосырьевыми базами, развитой лесоперерабатывающей промышленностью, для среднелесных и многолесных территорий, труднодоступных в транспортном отношении, и для малолесных территорий, где леса не могут быть основой высокорентабельного лесозаготовительного производства.

Быков Г.С., Колодяжная О.В. Региональные проблемы речного транспорта Сибири
Выполнен ретроспективный анализ факторов, влияющих на экономическую эффективность работы речного транспорта Сибири. Вскрыты основные причины снижения эффективности капитальных вложений в его развитие после 1975 г., показана негативная роль принятых в 30-е годы концепций развития водного транспорта, которые привели к необоснованной гигантомании, завышению "эффекта масштаба". Названы наиболее важные проблемы и возможные пути их решения для повышения эффективности развития речного транспорта Сибири в условиях рыночной экономики.

Проблемы местного самоуправления и муниципального развития
Новикова В.Ф Концепция стратегической цели органов самоуправления
В статье рассматриваются актуальные проблемы муниципального управления уровнем жизни населения. В стратегии развития муниципальных образований обоснована возрастающая роль инвестиций в человеческий капитал. Использована модификация методики социального аудита для решения социально-экономических проблем реконструкции шахтерских поселений.

Опыт деятельности органов исполнительной и законодательной власти регионов Сибири
Гумерова А.А., Ларина Н.И. Интеграционный ресурс развития экономики Новосибирской области
Исследование показало, что чрезмерная открытость экономики Новосибирской области сдерживает экономический рост. Сделать эту ситуацию позитивной можно через усиление технологической и экономической интеграции предпринимателей разных регионов. Для этого необходимо разработать концепцию совместного развития регионов юга Западной Сибири. В целях координации экономических политик властей разного уровня предлагается образовать Комиссию по вопросам социально-экономического развития Сибирского федерального округа, Исполнительный комитет как представительство Министерства экономического развития и торговли РФ в Сибирском федеральном округе и ряд координационных советов как совещательных органов, в работе которых могут принимать участие представители бизнеса и населения.

Научная жизнь
Черевикина М.Ю. Исследование проблем регионального социально-экономического развития в Сибирском отделении РАН


Вернуться на главную страницу