Russian version

¹ 1-2004
Content

Regional Policy and Economic Issues of Federalism
V.Yu. Zorin Federalism as the appropriate state structure for Russia
The paper examines typological traits, universal principles, and trends in federal relations as well as the historical features and tendencies of the Russian federalism. It focuses on major principles of the current reform and on key priorities in the development of federal and national policy at the present stage.

V.Ye. Seliverstov Federalism and regional policy under the strengthened power vertical
The paper examines federal relations and regional policy in the context of the ongoing strengthening of the power vertical. It deals with such crucial aspects of federal relations and regional policy as harmonization of regional with federal laws and division of competence between the Federation and its regions; regional policy and formation of regional political communities, consolidation of regions and the federal structure of the RF. Special analysis is devoted to resource areas in the federal system, regional policy and problems of rent distribution. The theme of developing strategies for mega-regions as a part of regional policy is considered on the case of the Siberia.

Theoretical Issues of Regional Economics
A.G. Granberg Regional economics and regional science in Russia: ten years later
The author uses the results of studies of changes in the regional economy and regional science of Russia after the economic shock. The author analyzes the major contemporary transformation trends in the national economic space, that is, continued interregional social-economic disparities, disintegration and integration processes; shift from economic depression to economic growth. The analysis of transformation tendencies over the decade have allowed the author to identify major stages in the development of the economy of regions – from fall in output, interregional disparities and disintegration (1994-1995) to economic upturn in most regions, resumption of integration tendency and lack of sufficient signs of social-economic convergence of regions (1999-2003). With respect to domestic regional science, it is argued that real changes have been on it more reflected than on other social and economic sciences.

S.A. Suspitsyn Statistical measurements of regional appreciations and a posteriori assessment of priorities of federal social-economic policy
The paper presents a methodology for building a system of regional indicators, free from the effect of factors of regional price rises distorting the picture in regions and making the procedures of state regional policy cumbersome. Using this methodology, the actual priorities of federal social and economic policy estimated through interregional comparison of nominal and reduced indicators are analyzed.

Economic Issues of Regional Development
V.V. Kuleshov, A.E. Kontorovich Siberia as the eastern vector of the national economy
The paper analyzes the economic development of the country up 2010 on the case of the best designed and largest investment projects of federal and Siberian significance. Estimations of the increment to gross domestic product generated by development of Siberian resources as well as investment requirements into the implementation of the projects are assessed.

P.A. Minakir Economic integration: regional aspect
Considered are mechanisms which in the rightly functioning economy determine centripetal forces keeping the national economy from breakup into many regional elements. The author has analyzed how in the Russian transition economy, in the context of unified national market whose agents are regions, these mechanisms are working towards integration. It is shown that revival of interregional links is going on more quickly and ahead of the revival of economic growth, being its indicator and stimulator.

B.G. Saneev Russian-Northeast-Asian energy cooperation
National interests of Russia require that mutually rewarding cooperation with Japan, China, Korea and other countries of North Eastern Asia (NEA) be intensified. Fuel and energy potential of the eastern areas of the country, in particular, Eastern Siberia and the Far East, are seen in the paper as one of the major instruments to improve the mutually profitable cooperation of Russia with the NEA countries. Arguments are given in favor of development of long-run strategy of Russia’s cooperation with the NEA countries on the basis of fast and large-scale development of eastern areas of Russia.

Social Issues in Regional Development
Z.I. Kalugina Rural labor market in modern Russia
The paper is devoted to transformations in the rural labor market. The analysis of the situation in the labor market is made on the following parameters: dynamics and structure of employment, duration and rate of unemployment, tightness of the labor market, qualitative makeup of labor. Special attention is paid to analysis of institutional changes in the agrarian sector that have a great effect on the sphere of labor, revealing specific features in the rural labor market as well as the dominant behavioural models. In conclusion, the author examines the most urgent challenges and positive trends in the Russian agrarian sector as the basis for further improvement of the situation in the labor market.

Regional and Interregional Aspects of Structural and Investment Policy
V.I. Suslov Siberia as a factor in the Russian innovative progression: conceptual framework
The author emphasizes the urgency for Russia and for Siberia, in particular, to shift to the path of innovativeness. Only the radical increase of the share of intellectual work in the generated product can potentially provide the national economy with competitiveness, and the role of Siberia in this transformation is very high. Innovation mechanisms in the USA and Russia are compared, and approaches to estimation of the effect of innovative activity as well as analysis of some innovation projects to be implemented in the Novosibirsk Academic Centre are discussed. At the end of the paper certain results of the efforts on creation of the network innovation infrastructure are presented.

S.V. Kazantsev Regional economic potential as basis of internal competitiveness
The results of the study of competitiveness of the economies of Russian regions are given and their chances to keep and improve their positions in the national economy are estimated. The author comes to a conclusion that since 1995 the regions with competitive economy have become stronger and those with non-competitive economy economically weaker; the competitiveness of the region’s economy depends not only on the its economic potential, but on the state of the national economy; the society can purposefully form the competitive advantages and thus repress the negative action of factors that are beyond its control at this point.

G.A.Untura Analysis of statistical correspondence between ratings of investment climate and factual investments in regions
The paper examines the results of a study of statistical correspondence between ratings of investment climate and factual investments in regions over the 1996-2002 period. It was necessary to select indicators of regional investment activity, building a database of indicators of investment potential and investment risk on the basis of the estimates published by the Expert agency, to rationalize estimation procedures and testing the correspondence by use of the quasi-logistic regression method.

Local Self-Government and Municipal Development
V.F. Gorodetsky Strategy of sustainable development of Novosibirsk
It is shown that in the megapolis of Novosibirsk the adaptation of residents to the post-soviet conditions is being completed. This is seen in that the a great part of citizens have overcome their tendency toward social infantilism; in the noted growth of involvement in labor force and orientation to the desired level of well-being; growth of industrial output, trade turnover, investments and real incomes of the population. The discovered tendencies have allowed the mayor office to undertake the development of the strategy of sustainable economic development of the city for the period up 2020. The paper considers the structure of strategy, its key objectives and tasks and the mechanisms for its implementation.

News Notes
A.I. Tatarkin Economic science in the Ural region
The paper traces the formation of economic science in the Ural region from 1723 up to this day. Originally the economic science stayed within the oiconomy, but with the appearance in 1890 of the work Development of Capitalism in Russia that used the Ural data, the scientific analysis of economic development was started. The formation of the economic sciences in the Ural region dates back to 1921 when a general-planning commission was set up in Yekaterinburg which, along with currently imposed tasks, was to carry out a comprehensive study of the economic situation in the region. In 1948 Sector of Economic Studies was set up, and in 1951 the Department and in 1971 the Institute of Economic of the Ural Branch of the Academy of Sciences. Today the Institute carries out studies on the development of theory and methodology for management of areas, prediction and strategic planning of the social and economic development of the Ural areas, analysis of structural, institutional and innovative transformation in the sectors of the regional national economic complex, on mechanisms of economic security and social stability in various territorial systems.


Return to main page

English version

№ 1-2004
Содержание

Региональная политика и экономические проблемы федерализма
Зорин В.Ю. Федерализм как судьба многонациональной России
Автор анализирует типологические черты, универсальные принципы и тенденции развития федеративных отношений; исторические особенности и тенденции российского федерализма. Выделены основные принципы, на которых зиждется сегодняшняя реформа федеративных отношений. Рассмотрены основополагающие приоритеты в развитии федеративной и национальной политики на современном этапе.

Селиверстов В.Е. Федерализм и региональная политика в России в условиях укрепления вертикали власти
Важные вопросы совершенствования федеративных отношений и региональной политики в России рассматриваются в контексте укрепления вертикали государственной власти. Дана общая оценка этих процессов, в том числе в связи с гармонизацией федерального и регионального законодательства и разграничением предметов ведения и полномочий, с политическими аспектами федерализма и региональной политики и формированием региональных элит, с проблемами укрупнения регионов и совершенствования федеративной структуры РФ. Специально исследованы проблемы сырьевых территорий в федеративной системе и региональной политике России и возникающие в связи с этим проблемы рентных отношений. Вопросы разработки стратегий развития макрорегионов России как важнейшего направления реализации региональной политики рассмотрены на примере разработки и реализации стратегии развития Сибири.

Теоретические проблемы региональной экономики
Гранберг А.Г. Региональная экономика и региональная наука в России: десять лет спустя
В статье приведены результаты исследования изменений в региональной экономике и региональной науке России, произошедших после шокового воздействия на российскую экономику. Автор анализирует основные современные трансформационные тенденции в российском экономическом пространстве: продолжающееся усиление межрегиональной социально-экономической дифференциации (неоднородности); дезинтеграционные и интеграционные процессы; переход от экономического спада к экономическому росту. Анализ трансформационных тенденций за 10 лет позволил выявить основные этапы развития экономики регионов: от падение производства, усиление межрегиональной дифференциации и дезинтеграции (1994-1996 гг.) до экономического подъема, распространяющегося на большинство регионов, возобновления интеграционной тенденции и отсутствия достаточных признаков социально-экономической конвергенции регионов (1999-2003 гг.). Исследуя изменения, произошедшие в региональной науке, автор показывает, как радикальные перемены в стране отразились на отечественной регионалистике, причем, по его оценке, в большей степени, чем на других социально-экономических науках.

Суспицын С.А. Статистические измерения региональных удорожаний и апостериорные оценки приоритетов федеральной социально-экономической политики
Статья посвящена обоснованию методики построения системы региональных индикаторов, свободных от влияния факторов региональных удорожаний, которые искажают картину социально-экономического развития регионов, а тем самым усложняют процедуры государственной региональной политики. С использованием этой методики анализируются фактические приоритеты федеральной социально-экономической политики, рассчитываемые на основе межрегиональных сравнений номинальных и приведенных индикаторов регионального развития.

Экономические проблемы развития регионов России
Конторович А.Э., Кулешов В.В. Сибирь как восточный вектор развития экономики России
В статье исследуются проблемы экономического развития Сибири в перспективе до 2010 г. через призму наиболее разработанных и крупных инвестиционных проектов федерального и общесибирского значения. Даются оценки объемов прироста валового внутреннего продукта страны за счет использования ресурсов Сибири, а также потребностей в инвестициях, которые должны быть направлены на реализацию проектов.

Минакир П.А. Экономическая интеграция: региональный аспект
Автор рассматривает механизмы, которые в нормально функционирующей экономике определяют центростремительные силы, удерживающие национальную экономику от распадения на множество региональных элементов. Проанализировано, как эти механизмы в трасформационной экономике России работают на интеграцию регионов в условиях существования единого национального рынка, агентами которого являются регионы. Показано, что восстановление межрегиональных связей происходит быстрее, чем возобновляется экономический рост, и эти связи являются его индикатором и стимулятором.

Санеев Б.Г. Энергетическая кооперация России и стран Северо-Восточной Азии
Национальные интересы России требуют активизации ее взаимовыгодного сотрудничества с Японией, Китаем, Кореей и другими странами Северо-Восточной Азии (СВА). Топливно-энергетический потенциал восточных районов страны, особенно Восточной Сибири и Дальнего Востока, рассматривается в статье как один из важных инструментов улучшения взаимовыгодной кооперации России и стран СВА. Обосновывается необходимость разработки стратегии долгосрочной энергетической кооперации России и стран СВА на базе быстрого и масштабного развития восточных районов России

Социальные проблемы регионального развития
Калугина З.И. Сельский рынок труда в современной России
Статья посвящена проблемам трансформации рынка труда в аграрном секторе экономики России. Анализ ситуации на рынке труда проводится по следующим параметрам: динамика и структура занятости населения, продолжительность и уровень безработицы, напряженность рынка труда, качественный состав рабочей силы. Особое внимание уделяется анализу институциональных изменений в российском аграрном секторе, оказавших существенное влияние на сферу труда, выявлению специфических черт сельского рынка труда и доминирующих моделей поведения сельских работников на рынке труда. Отмечаются наиболее актуальные проблемы современного сельского рынка труда и положительные тенденции в развитии аграрного сектора, служащие основой для дальнейшего улучшения ситуации на рынке труда.

Региональные и межрегиональные аспекты структурной и инвестиционной политики
Суслов В.И. Сибирский фактор инновационного пути развития России: концептуальные положения
В статье отмечается актуальность перехода России и особенно Сибири на путь инновационного развития. Утверждается, что только резкое увеличение доли интеллектуального труда в стоимости производимого продукта может обеспечить конкурентоспособность российской экономики. Раскрывается роль Сибири в трансформации экономики России. Дается сравнительный анализ механизмов инновационной деятельности в США и России. Обсуждаются подходы к оценке результативности инновационной деятельности и проводится анализ ряда инновационных проектов, реализуемых в Новосибирском научном центре. В качестве примера два проекта рассматриваются подробно. Приводятся некоторые результаты работы по созданию сетевой инновационной инфраструктуры.

Казанцев С.В. Экономический потенциал регионов как основа их внутренней конкурентоспособности
Автор приводит результаты исследования конкурентоспособности экономик регионов России, дает оценку их возможности сохранять и улучшать свои позиции в национальном хозяйстве. Сделаны выводы, что после 1995 г. регионы с конкурентоспособной экономикой стали экономически сильнее, а с неконкурентоспособной – слабее; конкурентоспособность экономики региона зависит не только от его экономического потенциала, но и от состояния экономики страны в целом; общество способно целенаправленно формировать конкурентные преимущества и тем самым противостоять негативному воздействию на конкурентоспособность не находящихся в данное время под его влиянием факторов.

Унтура Г.А. Анализ статистических связей между рейтингами инвестиционного климата и фактическими инвестициями в регионах России
В статье представлены результаты исследования по проверке статистическими методами наличия связей между индикаторами инвестиционной привлекательности регионов и объемом фактических инвестиций за период 1996-2002 гг. Эта работа потребовала выбора показателей инвестиционной активности регионов, составления базы данных из индикаторов инвестиционного потенциала и инвестиционного риска по опубликованным оценкам агентства «Эксперт», обоснования методики расчета и проверки наличия связей, для чего автор предлагает использовать метод квазилогистической регрессии.

Проблемы местного самоуправления и муниципального развития
Городецкий В.Ф. Стратегия устойчивого развития г. Новосибирска
Автором показано, что в мегаполисе Новосибирск завершается адаптация населения к условиям постсоветской жизни. Это проявляется в преодолении у значительной части горожан установок на социальное иждивенчество; отмечаются рост трудовой активности и усиление ориентации на достижение желаемого уровня благосостояния; растут объемы промышленного производства, товарооборот, инвестиции и реальные доходы населения. Выявленные тенденции позволили мэрии начать разрабатывать стратегию устойчивого экономического развития города на период до 2020 г. В статье рассмотрены структура стратегии, ее основные цели и задачи, а также механизмы реализации.

Научная жизнь
Татаркин А.И. Тенденции развития экономической академической науки на Урале
Проанализировано становление академической экономической науки в Уральском регионе с 1723 г. до наших дней. Если первоначально экономическая наука не выходила за рамки ойкономии, то с публикацией в 1890 г. книги «Развитие капитализма в России», использующей уральский материал, было положено начало научному анализу экономического развития этого региона. Начало становления экономической науки на Урале относится к 1921 г., когда в Екатеринбурге была создана общеплановая комиссия, на которую помимо выполнения текущих заданий возлагалась задача всестороннего изучения экономического положения региона. В 1948 г. был создан сектор экономических исследований, в 1951 г. – соответствующий отдел и в 1971 г. - Институт экономики Уральского отделения Академии наук. Сегодня институт выполняет научные исследования, связанные с разработкой теоретических и методологических основ управления территориями; прогнозированием и стратегическим планированием социально-экономического развития регионов Урала; анализом структурных, институциональных и инновационных преобразований в отраслях регионального народно-хозяйственного комплекса; обоснованием механизмов обеспечения экономической безопасности и социальной стабильности в различных территориальных системах.


Вернуться на главную страницу