Russian version

¹ 3-2004
Content

Regional Policy and Economic Issues of Federalism
V.A.Matveyev Investment legislation: federal and regional aspects
Legal regulation which is an important factor for investment activity on a territory greatly varies across the regions. The paper considers features and directions in regions’ investment policy reflected on their law acts pertaining to investments. A new model scheme for such acts is proposed and within its framework the goals and tasks, principles and mechanisms of investment development are discussed

Theoretical Issues of Regional Economics
S.G. Vazhenin, A.R. Zlochenko, A.I. Tatarkin Competitive opportunities of regions
It is suggested that the competitiveness of the regions be assessed by the following parameters of their economic behavior: labor costs and their dynamics, the intensity of capital renewals, investment market conditions, and innovation mobility. The authors reason that correction of economic behavior of economic entities must be focused on formation of competitive advantages of a business. The authors assert that in a market economy, demography of a business is an indicator of the region’s competitiveness. It is suggested that the integration agreements be regarded as a promising way of competitive coexistence

Economic Issues of Regional Development in Russia
Yu.S. Yershov, V.S. Zaikin, V.N. Pavlov Basic models for evaluation of validity of economic decisions
Various macroeconomic models (Markov models, interregional input-output models, dynamic interval-based macroeconomic models) and methods of processing statistical information are examined for an opportunity to use them in evaluation of validity parameters of region’s economic decisions. The model apparatus for analysis of retrospective information is briefly outlined and its efficiency in economic forecasting shown

A.A.Dementsev Region’s priorities in the management of its mineral sector
The paper presents a methodical approach to regional priorities in the management and development of the Yamalo-Nenets mineral sector aimed to ensure the long-run sustainable improvement in the quality of life to the residents of the area. It is based on a set of dynamic simulation models of mineral resource strategy and budgetary spending policy of the local administration. Forecast estimations of life quality time series are made with respect to large hydrocarbon investment projects, their timing, schedule, efficiency, and prices of oil and gas in the world markets. The world prices of oil and gas are discussed and their influence on regional priorities, project schedule times and progress in the quality of life shown

A.P.Kireyenko Evaluation of the efficiency of taxation authorities’ activity
The paper analyzes the levying and collecting activity of taxation authorities, its absolute and relative efficiency, and various approaches to its evaluation. An indicator of actual efficiency which is the difference between due revenues and real payments has been developed. Using international experience and data from his own sampling tax audit of enterprises and entrepreneurs carried out in the Irkutsk region, the author proposes a procedure for evaluation of this difference

Environmental-economic Issues of Regional Development
N.M. Zhuravel, I.K. Klem-Musatova, V.N. Churashev Environmental policy in coal mining regions of Siberia and the Far East
The object of discussion is the environment protective policy in coal mining areas of Siberia and the Far East. The principles and key directions of this policy are economic incentives and organizational administrative mechanisms of rational management of nature. The paper proposes instruments designed to correlate payments for pollution with financial losses of enterprises so that incentives to protect nature are not blocked

Social Issues in Regional Development
S.V. Soboleva, O.V. Chudayeva Human potential and demographic processes in Siberia
The expected lifetime, state of health and death rate are crucial components of reproduction and formation of human potential. It is shown that since 1993 Siberia has suffered a fall of birth rate and entered a zone of negative natural increase, 30-40% below-replacement reproduction. A clear trend to decline of population size is traced by the authors over all regions of the Siberian Federal District. This demographic situation will lead to a quicker ageing of population and to low proportion of children in it. In the result, the average age in Siberia will rise 2.5 years in a decade. Its demographic potential will be unable to meet the labor requirements of the growing economy, and the additional demand will have to be met only by attracted foreign labor

Regional and Interregional Aspects of the Structural and Investment Policy
A.P.Dobrov Prospects of Siberian companies to get access to the world stock market
The paper considers primary distributions of the securities (IPO) of Siberian manufacturing-mining companies. The description of IPO experience and conclusions about the prospects of Siberian companies to attract direct foreign investments are made on the case of the Belon company headed by the author

V.G.Varshavsky Social-economic aspects of concessions
Concessions are part of economic liberalization and a vital form of partial privatization in sectors and productions that for social-economic, strategic or other reasons cannot be privatized. Concessions are used in over 100 countries of the world. As is shown in the paper, institutionally Russia is weakly prepared for concessions. It has no analytical concept of how to transform the objects of state ownership into concessions and how to control them. In order to benefit by this instrument of economic management which today is new in Russia, joint efforts of legislators, academics and economic managers are needed

Issues of Local Government and Municipal Development
A.S. Marshalova, A.S. Novosyolov Problems of formation of financial and investment resources of small towns in the Novosibirsk region
The object of discussion are efficiency problems in government of small towns considered on the case of the Novosibirsk region. The analysis of the social-economic situation of small towns revealed a large variation in their level of development and a high dependence of their budgets on subsidies from the regional budget. Because of low investment attractiveness of small towns, the regional administration will have to work out a mechanism of their investment support. The authors suggest an approach to such a mechanism and argue for a specific strategy in the development of small towns

Russian-Canadian Program «The Exchange of Experience in Managing the Development of Northern Territories»
Z.I. Kalugina, S.V. Soboleva, V.S. Tapilina Regional disparities and social policy in the Siberian Federal District
The paper presents some findings from a study on Optimization of Regional Social Policy in the Siberian Federal District (within the framework of the Russian-Canadian project) on the key issues of social development in Siberia and of regional social policy in the Siberian Federal District in the spheres of labor, employment, per capita income and regulation of demographic and migration processes

Research Notes
A.G.Granberg Research Council of the RAS on Regional Development: origin, objectives, forms of activity


Return to main page

English version

№ 3-2004
Содержание

Региональная политика и экономические проблемы федерализма
Матвеев В.А. Совершенствование инвестиционного законодательства: федеральный и региональный аспекты
В рыночной экономике законодательные условия являются одним из важнейших факторов определяющим целесообразность инвестирования на данной территории. Эти условия значительно различаются по регионам. В статье рассмотрены особенности и направления правового регулирования собственной инвестиционной политики регионов России. Анализируется действующая система нормативных правовых актов инвестиционного характера. Предложена модельная схема нормативных правовых актов в сфере инвестиционной деятельности регионов, в рамках которой рассмотрены основные цели и задачи, принципы и механизмы инвестиционного развития.

Теоретические проблемы региональной экономики
Важенин С.Г., Злоченко А.Р., Татаркин А.И. Конъюнктура конкурентоспособности региона
Авторы статьи предлагают оценивать конкурентоспособность регионов по следующим параметрам их экономического поведения: затраты на рабочую силу и их динамика; интенсивность обновления основных фондов; конъюнктура инвестиционного рынка и инновационная мобильность. Приведены аргументы в пользу того, что коррекция экономического поведения хозяйствующих субъектов сегодня должна быть сфокусирована на формировании конкурентных преимуществ компании. Обосновано положение о том, что в рыночной экономике демография организаций выступает одним из индикаторов конкурентоспособности региона. В качестве перспективной формы конкурентного сосуществования предложено рассматривать интеграционные соглашения.

Экономические проблемы развития регионов России
Ершов Ю.С., Зайкин В.С., Павлов В.Н. Базовые модели для оценки надежности экономических решений
В статье представлены результаты исследования о возможности применения различных народнохозяйственных моделей и методов обработки статистической информации для оценки параметров надежности принимаемых в регионе экономических решений (модели марковского типа, межрегиональные межотраслевые модели и динамические народнохозяйственные модели с интервальным представлением используемых данных). Дано краткое описание модельного аппарата для анализа ретроспективной информации, показаны продуктивность этого аппарата и возможность его применения в целях экономического прогнозирования

Деменцев А.А. Приоритеты в недропользовании сырьевого региона
В статье предложен методический подход к определению региональных приоритетов при предоставлении недр в пользование с целью обеспечения устойчивого роста качества жизни населения Ямало-Ненецкого автономного округа в долгосрочном периоде. Он базируется на применении комплекса динамических имитационных моделей формирования стратегии освоения ресурсного потенциала сырьевого региона и расходной бюджетной политики округа. Представлены прогнозные расчеты динамики показателей качества жизни населения округа в зависимости от последовательности, сроков реализации и эффективности крупных инвестиционных проектов в сфере разработки углеводородного сырья, от конъюнктуры цен на нефть и газ на мировых рынках. Обсуждается влияние конъюнктуры цен мирового рынка нефти и газа на региональные приоритеты в недропользовании, сроки реализации проектов и рост качества жизни населения

Киреенко А.П. Проблемы оценки эффективности работы налоговых органов
В статье анализируются показатели работы налоговых органов: абсолютные показатели результативности и относительные показатели эффективности. Рассмотрены различные подходы к формированию показателей эффективности деятельности налоговых органов. Разработан показатель общей эффективности на основе налогового пробела, представляющий собой разницу между доходами, которые поступили бы в бюджет при соблюдении всеми налогоплательщиками требований налогового законодательства и фактически поступившими доходами. С учетом зарубежного опыта, предложена методика оценки налогового пробела на основе данных выборочного налогового аудита. Проанализированы результаты проведенного автором выборочного налогового аудита предприятий и предпринимателей Иркутской области

Эколого-экономические проблемы регионального развития
Журавель Н.М., Клем-Мусатова И.К., Чурашев В.Н. Экологическая политика в угледобывающих регионах Сибири и Дальнего Востока: требования к разработке
В статье проанализированы и обобщены условия проведения эффективной экологической политики в угледобывающих районах Сибири и Дальнего Востока. Сформулированы принципы и основные направления реализации такой политики – это экономическое стимулирование и организационно-административные механизмы рационального природопользования. Предложен инструментарий определения зависимости платежей за загрязнение окружающей среды от причиняемого экономического ущерба, учитывающий финансовые интересы предприятий и стимулирующий их природоохранную деятельность

Социальные проблемы регионального развития
Соболева С.В., Чудаева О.В. Формирование человеческого потенциала и демографические процессы в Сибири
В работе среди важнейших составляющих воспроизводства и формирования человеческого потенциала рассматриваются ожидаемая продолжительность жизни, состояние здоровья и смертность населения. Показано, что одновременно с сокращением уровня рождаемости в Сибири начиная с 1993 г. население этого макрорегиона вошло в зону отрицательного естественного прироста. Естественный прирост населения Сибири на 30-40% не обеспечивает даже простое воспроизводство. Прослеживается четкая тенденция сокращения численности населения во всех субъектах Федерации Сибирского федерального округа. Сложившаяся демографическая ситуация приведет в будущем к высоким темпам старения населения, к сокращению доли детей и увеличению доли населения пенсионного возраста в общей структуре населения регионов Сибири. В результате средний возраст населения Сибири за 10 лет увеличится на 2,5 года. Демографический потенциал Сибири не сможет в полной мере удовлетворить потребности растущей экономики, а дополнительная потребность в трудовых ресурсах будет обеспечиваться только за счет привлечения иностранной рабочей силы

Региональные и межрегиональные аспекты структурной и инвестиционной политики
Добров А.П. Перспективы выхода сибирских компаний на мировой фондовый рынок
В статье обсуждаются возможности первичных размещений ценных бумаг (IPO) сибирских компаний производственно-сырьевого сектора. Анализируется накопленный опыт IPO, на основании которого автор делает выводы в отношении перспектив сибирских компаний в деле привлечения прямых иностранных инвестиций. Описаны особенности первичных размещений ценных бумаг горно-добывающих предприятий. В качестве примера приводится описание подготовительных мероприятий к IPO в возглавляемой автором компании «Белон»

Варнавский В.Г. Социально-экономические аспекты концессий
Концессии являются одним из направлений либерализации экономики и важнейшей формой частичной приватизации отраслей и производств, которые по социально-экономическим, стратегическим и иным причинам не могут быть приватизированы. Концессии используются более чем в 100 странах мира. Как показано в статье, Россия в институциональном плане слабо подготовлена к переходу к концессиям. Нет концепции перевода объектов государственной собственности на концессионный режим, не разрабатывается система управления концессионным процессом. Необходима большая совместная работа законодателей, ученых и хозяйственников, для того чтобы извлечь максимальную социально-экономическую пользу из этого нового для современной России инструмента хозяйствования

Проблемы местного самоуправления и муниципального развития
Маршалова А.С., Новоселов А.С. Проблемы формирования финансовых и инвестиционных ресурсов малых городов Новосибирской области
Авторы рассматривают проблемы повышения эффективности управления развитием малых городов на примере Новосибирской области. Результаты анализа показателей социально-экономического развития малых городов говорят о значительной дифференциации в уровне их развития и высокой зависимости их бюджетов от дотаций из областного бюджета. Из-за низкой инвестиционной привлекательности малых городов администрация субъекта Федерации будет вынуждена разработать механизм их инвестиционной поддержки. В статье авторы предлагают подход к разработке такого механизма, ставят вопросы о необходимости разработки стратегии развития малых городов

Российско-канадская программа «Обмен опытом управления северными территориями»
Калугина З.И., Соболева С.В., Тапилина В.С. Региональные диспаритеты и социальная политика в Сибирском федеральном округе
В статье представлены некоторые результаты исследования «Оптимизация региональной социальной политики в Сибирском федеральном округе» (проводится в рамках российско-канадского проекта), затрагивающие ключевые проблемы социального развития Сибири и основные направления региональной социальной политики в Сибирском федеральном округе в сфере труда, занятости, уровня жизни населения и регулирования демографических и миграционных процессов

Научная жизнь
Гранберг А.Г. Научный Совет РАН по вопросам регионального развития: истоки, задачи, формы деятельности


Вернуться на главную страницу