Russian version

¹ 2-2005
Content

Theoretical Issues of Regional Economics
R.M. Melnikov The economic growth in a system of regions: a theoretical model
The paper formulates a theoretical model of economic growth in a spatial system of interrelated regions that captures the effect of interregional operations on national growth and validates a strong regional policy from the central government. The model implications and possible consequences of central investment policy on regional development are studied with simulation experiments. The calculations have shown that goals of promoting national growth and goals of weakening regional disparities are not incompatible.

Regional Policy and Economic Issues of Federalism
V.T.Kadokhov Problems and perspectives of the state administrative reform
The paper examines stages in the establishment and development of federal relations in Russia, where each stage is a necessary element in the evolution of state building. While in the early 1990s it was necessary to gain federal control over spontaneous processes of disintegration, at present it is necessary to adopt federal laws regulating budgetary and tax powers, spending obligations and income sources as well as to assign federal, regional and local jurisdictions.

V.V. Klimanov, B.V. Sychov Regional development funds as an instrument of financial aid to local budgets
Regional and municipal development funds present a new and not quite established form of financial distribution from federal and regional budgets to regional and local levels, respectively. The practice has shown that the experience of federal/regional monetary relations can be successfully employed at the regional level too. Therefore, the proposals on methods of distribution of resources from the regional development fund made at the federal level can be borrowed for dealing with a similar fund at the sub-federal level.

Perspectives of Social and Economic Development of Siberia
Z.I. Kalugina, S.V. Soboleva, V.S. Tapilina, O.E. Bessonova, G.P. Gvozdeva Social development of Siberia: horizons and strategies in the beginning of the 21st century
The paper presents a medium-run conceptual project of the development of Siberia. The main strategy in the social policy of century XXI must be development of human potential, which constitutes a critical resource for economic growth and social progress. The paper analyses basic challenges, priorities and programming actions within the regional social policy taken as of a part of the general state policy; estimates anticipated changes in social parameters of the Siberian Federal District; discloses mechanisms for the implementation of the proposed measures on the basis of well balanced division of social responsibility between state, business and population.

Economic Issues in Regional Development
B.M. Markova, V.N. Razbegin, V.N. Churashov, M.A. Yagolnitser Perspectives of subsidy-free development of the Republic of Tyva
In the program of social and economic development of the Republic of Tyva to 2010 considered in the paper the development of infrastructural sectors and, in particular, of transport is emphasized as an essential precondition for investment activity in the region’s economy. Such projects however are not attractive for private sector and make a classic field for cooperation of central and regional bodies of state power. The paper provides economic justification on construction of the Kyzyl-Minusinsk (Kuragino) railway required in respect with the development of the Elegestsky coal field and other parts of the mineral complex. It is argued that with pulling together central, regional and private resources will make this complex of projects economically payable.

K.P.Glushchenko Behavior of prices in the secondary market of housing in Novosibirsk
The object of analysis is the behavior of aggregate prices in the secondary housing market of Novosibirsk, that is, the average price of 1 sq. m of total dwelling space and average price of a housing unit, the dynamics of nominal, comparable and dollar prices and specific features of prices in selected spells of the covered period.

Regional Development and International Cooperation
Yu.V. Malov, B.V. Melentiev Interregional evaluation of foreign trade projects
The inter-industry interregional model is used to estimate the efficiency of foreign trade. While with conventional approaches to foreign deliveries and their structure only their direct effect on changes in the financial standing of immediate exporters and importers is included in estimations, the inter-industry instruments allow us to take account also of the total result of both all facilities and of the foreign trade as a whole. Concrete examples include the tasks of the well known large transport projects in the east of the country and estimation of economic security, which is close to foreign trade forecasting. Interregional approach is demonstrated on interdependence of variants in the functioning of the North-Siberian and Central-Siberian mainlines.

Social Issues of Regional Development
V.P.Kaznacheyev Factors underlying the poor state of health of the residents in Siberia
The modern science has enough evidence that mortality in Russia is determined by general and special factors of objective and subjective nature. The first group, i.e. the objective general factors, include: state of environment, poor infrastructure of cities and villages, the genome of Russian population, low-productive use of labor resource, complexity in the organization of social and family relations. The subjective and special factors include people’s goals and motives with respect to their future, the low standard of everyday life, low level of the health culture, lack of harmony between physical and personal development, etc. The pathogenetic effect of the both groups of factors can be estimated with the help of the well-known Gomperz-Makem formula in the system of region’s economic planning which should lead to a more precise population forecast.

L.A.Popova Birth rate in the Republic of Komi: trends and projection
The paper analyzes tendencies of the birth rate movement in the Republic of Komi in the second half of the 20th century as well as factors underlying this movement and changes in the reproductive behavior of the population. Found are some factors indicating prospects for its stabilization in the first decade of the 21st century.

S.N. Alpysbayeva, B.N. Akmoldina Regional variation in well-being in the Republic of Kazakhstan
The paper examines different interpretations of the “well-being” category and parameters of its evaluation. The regional well-being differentiation in the Republic of Kazakhstan is analyzed with the index method using indicators of different dimensions. The regions of the republic divided according to the well-being of their residents exhibit the interdependence between their well-being and economic structure.

Regional and Interregional Aspects of Structural and Investment policy
V.G.Varnavsky Partnership of state with private entrepreneurs in transport
A very useful and new for Russia idea of financing the transport infrastructural projects from the resources of private investors is discussed in the paper. It shows the world experience in such partnership and concrete examples from different transport sectors. A special emphasis is made on the railway tunnel under the English Channel and the geopolitical and strategic importance for Russia of the schemes of government-private partnership for creation of transcontinental main lines.

G.A.Untura State-private partnership in the sphere of innovations: regional aspect
The paper examines the USA experience in state-private partnerships in the innovation sphere, which can be successfully used in Russia in her shift to innovations. It shows the increased role of states (regions) in the formation of innovative strategies through employment of state-private partnerships (SPP) of different forms. A special group of partnerships result from cooperation ties between the national research fund, states, business and universities. There is an innovative partnership formed jointly by the Association of Governors and the Board on Science and Technology under the presidential administration and the US Ministry of Trade. In Russia, some forms of its state-private partnerships are similar to their world analogues, others are indigenous. A number of problems that may impede the regional SPP are mentioned.

Enterprise Economics
T.S.Novikiva Interrelationship of state finances and finances of enterprises: analysis of social efficiency of investment projects: analysis of social efficiency of investment projects
The paper proposes procedures for evaluation of projects’ social efficiency tested on an innovative project “Development and Commercial Diffusion of New Generation of Catalysts and Catalytic Technologies for Production of Petrols”. It substantiates the need of state financial support for this project and analyzes proportions of state to private contributions to efficiency evaluation of investment projects included in the system of management of public finances.

A.P. Kireyenko Orientation to the diversity of the entrepreneurial community as the precondition for efficiency of the tax system
The paper examines the effect of demographic characteristics of enterprises (registration of new enterprises, reorganization of existing ones as well as liquidation of earlier created enterprises) and tax payer scope of activity (large, mid-sized and small) on the functioning of the system of taxation. It reveals some inconsistencies between the tax system characteristics and new tendencies in the tax payer structure and justifies somewhat different legal regulation and strategy of tax control according to different segments of tax payers. The conclusion is that the tax system will be functioning efficiently if it is tailored to the diversity of the entrepreneurs.

World Experience of Region Science, Regional Policy and Spatial Development
D.Sapik Indicators of region’s competitiveness: European approach
The paper examines regional indicators developed by the European Union and used by the European Commission. The EU experience in the development of regions through promoting structural competitiveness against price competitiveness seems to be much more suitable to the Russian situation than the policy of competitive advantages based on extremely low wage and tax rate.

Russian-Canadian Program “Exchange of Experience in Northern Development”
V.A. Kryukov, A.N. Tokarev Institutional field of positive programs for northern indigenous peoples in the sphere of mineral extraction
The positive program for northern indigenous peoples (NIP) implies not only the existence of an adequate system of norms and rules regulating the relations between NIP and mineral users but also the existence of adequate organizational and economic structures providing the enforcement of these rules. However, the institutional medium that is currently being formed in NIP places in Russia is more oriented to survival than to social and economic development. The goal should be creation of such rules and norms that not only would let the NIP preserve their identity but also provide them with a possibility to lead their traditional way of life on the basis of a wide use of modern technical achievements. One of the possible ways is to form a system of corporations (companies) for NIP regional development that would be indispensable participants not only in the process of bargaining with mineral users but also their service providers.

Research Notes
A.A.Kin Investment projects of the unified Krasnoyarsk krai

Regions: Figures and Facts
S.A.Suspitsyn Tabulated indices of economic state of the regions of the Russia in 2004


Return to main page

English version

№ 2-2005
Содержание

Теоретические проблемы региональной экономики
Мельников Р.М. Экономический рост в системе регионов: теоретическая модель
В статье предлагается теоретическая модель экономического роста в пространственной системе, состоящей из группы взаимосвязанных регионов, которая позволяет отразить влияние межрегиональных взаимодействий на динамику национальной экономики и дать теоретическое обоснование необходимости реализации активной региональной экономической политики центрального правительства. Свойства модели и возможные последствия влияния инвестиционной политики центра на развитие регионов исследуются с помощью имитационных экспериментов. По результатам расчетов делается вывод о совместимости целей максимизации экономической эффективности в масштабах национальной экономики и минимизации межрегионального экономического неравенства.

Региональная политика и экономические проблемы федерализма
Кадохов В.Т. Проблемы и перспективы реформы государственного устройства
В работе анализируются этапы становления и развития федеративных отношений в России, каждый из которых был необходимым элементом эволюции государственного устройства. Если в начале 90-х годов нужно было поставить под контроль федеральной власти стихийные процессы суверенизации, то на современном этапе реформы федерализма приняты федеральные законы, устанавливающие разграничение бюджетных и налоговых полномочий, расходных обязательств и доходных источников, а также разграничение полномочий по предметам совместного ведения между федеральным, региональным и местным уровнями публичной власти.

Климанов В.В., Сычев Б.В. Фонды регионального развития как инструмент оказания финансовой помощи местным бюджетам
Фонды регионального и муниципального развития представляют собой относительно новое и не окончательно сформированное направление оказания финансовой помощи региональным и местным органам власти соответственно из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. Как показывает практика последних лет, опыт формирования межбюджетных отношений между федеральным и региональными бюджетами находит успешное применение в построении межбюджетных отношений внутри субъектов Федерации. Поэтому предложения по методике распределения средств из фонда регионального развития, разработанные на федеральном уровне, заслуживают внимания и при возможном заимствовании опыта разработки механизма использования аналогичного фонда на субфедеральном уровне.

Перспективы социально-экономического развития Сибири
Калугина З.И., Соболева С.В., Тапилина В.С., Бессонова О.Э., Гвоздева Г.П. Социальное развитие Сибири: горизонты и стратегии начала XXI в.
В статье представлена концепция социального развития Сибири на среднесрочную перспективу. В качестве стратегического направления социальной политики XXI в. рассматривается развитие человеческого потенциала как важнейшего ресурса экономического роста и общественного прогресса. Анализируются основные задачи, приоритеты и программные меры региональной социальной политики как составной части общегосударственной; приводятся расчеты ожидаемых изменений социальных параметров в Сибирском федеральном округе; раскрываются механизмы реализации предложенных мер на основе сбалансированного распределения социальной ответственности между государством, бизнесом и населением.

Экономические проблемы развития регионов России
Маркова В.М., Разбегин В.Н., Чурашев В.Н., Ягольницер М.А. Возможности бездотационного развития Республики Тывы
В статье анализируется программа социального и экономического развития Республики Тывы до 2010 г. Показано, что развитие инфраструктурных отраслей, в частности транспорта, является необходимым условием инвестиционной активности в экономике региона. Однако такие проекты невыгодны частному сектору и образуют классическое поле взаимодействия государства и местных органов власти. Проводится экономическое обоснование строительства железной дороги Кызыл – Минусинск (Курагино), рассматриваемого в связи с освоением Элегестского угольного месторождения, а также других объектов минерально-сырьевого комплекса. Доказывается, что при сотрудничестве государства, региональных властей и частных инвесторов освоение комплекса проектов является экономически эффективным.

Глущенко К.П. Динамика цен на вторичном рынке жилья г. Новосибирска
В работе исследуется поведение обобщенных ценовых показателей на вторичном рынке жилья г. Новосибирска – средней цены 1 кв. м общей площади и средних цен квартир. Анализируется динамика номинальных, сопоставимых и долларовых цен. Объясняются особенности поведения цен на отдельных отрезках рассматриваемого периода.

Региональное развитие и международное сотрудничество
Малов Ю.В., Мелентьев Б.В. Межрегиональная оценка внешнеторговых проектов
В статье используется межотраслевая межрегиональная модель для оценки эффективности внешней торговли. Традиционные подходы к оценке стратегий формирования внешнеторговых поставок и их структуры учитывают лишь прямое влияние последних на изменение финансового состояния непосредственных экспортеров и импортеров. Межотраслевой же инструментарий позволяет учесть не только отмеченные направления оценок эффективности в рамках отраслевого подхода, но и общий результат как от взаимодействия всех производств, так и от внешнеторговой деятельности в целом. В качестве конкретных задач привлекаются известные крупные проекты транспортного развития на востоке страны. Рассматриваются также близкие к задачам, возникающим при прогнозировании внешней торговли, проблемы количественной оценки экономической безопасности. Для демонстрации межрегионального подхода рассматриваются проекты взаимозависимости вариантов функционирования Северосибирской и Среднесибирской магистралей.

Социальные проблемы регионального развития
Казначеев В.П. Причины нездоровья населения Сибири
Современная наука располагает достаточным количеством данных, говорящих о том, что уровень смертности населения России определяется действием общих и частных факторов, объективной и субъективной природы. К первой группе объективных, общих факторов относятся: состояние экологической среды, недостатки в развитии жизнеобеспечения городов и поселков, состояние генома российской популяции, неэффективность использования трудового ресурса, сложности в организации социально-семейных отношений. Субъективными и частными факторами являются цели и мотивы предстоящей жизни людей, уровень их повседневной жизни, низкий уровень развития культуры здоровья, негармоничность физического и личностного развития и т.д. Патогенность действия на организм человека обеих групп показателей можно оценить с помощью известной формулы Гомперца – Мейкема, введение которой в систему экономического планирования региона и использование расчетов, полученных с ее применением, могут позволить во многом уточнить демографический прогноз развития популяции.

Попова Л.А. Рождаемость в Республике Коми: тенденции и прогноз
В статье анализируются тенденции уровня рождаемости в Республике Коми во второй половине XX в. Дается оценка основных факторов, влияющих на динамику рождаемости, и сущности изменения репродуктивного поведения населения. Выявлены факторы, обусловливающие уровень рождаемости и возможность ее стабилизации в первом десятилетии XXI в.

Алпысбаева С.Н., Акмолдина Б.Н. Межрегиональная дифференциация благосостояния населения Республики Казахстан
В работе исследуются проблемы современной трактовки категории «благосостояние населения» и параметров ее оценки. Анализ межрегиональной дифференциации благосостояния населения Республики Казахстан выполнен с использованием индексного метода объединения разномерных показателей. Проведено разделение регионов республики по уровню социально-экономических условий жизни населения, показана взаимосвязь между уровнем благосостояния населения регионов и их производственной спецификой.

Региональные и межрегиональные аспекты структурной и инвестиционной политики
Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного предпринимателя на транспорте
В статье рассматривается актуальная и новая для России концепция привлечения средств частных инвесторов в объекты транспортной инфраструктуры. Анализируется мировой опыт такого партнерства, приводятся конкретные примеры из различных отраслей транспорта. Особый акцент сделан на наиболее крупном в мировой практике реальном проекте государственно-частного партнерства - железнодорожном тоннеле под проливом Ла-Манш. Показано геополитическое и стратегическое значение для России использования правительством страны схем государственно-частного партнерства в целях создания трансконтинентальных магистралей.

Унтура Г.А. Государственно-частное партнерство в инновационной сфере: региональный аспект
В работе рассматривается опыт США в области создания государственно-частных партнерств (ГЧП) в инновационной сфере, который может быть полезен для России в связи с переходом на инновационный путь развития. Показано усиление роли штатов в разработке инновационных стратегий развития с привлечением ГЧП в разных формах. Особую группу форм партнерств образуют кооперационные связи Национального научного фонда, штатов, бизнеса и университетов. Действует инновационное партнерство, образованное совместно Ассоциацией губернаторов и Управлением по научно-технологической политике Администрации президента и Министерства торговли США. В России создаются формы государственно-частных партнерств как схожие с зарубежными аналогами, так и собственные. Назван ряд проблем сдерживания усиления региональной составляющей ГЧП.

Экономика предприятий
Новикова Т.С. Взаимосвязь государственных финансов и финансов предприятий: анализ общественной эффективности инвестиционных проектов
В статье предложены методы расчета общественной эффективности проектов, апробированные при оценке инновационного проекта «Разработка и промышленное освоение катализаторов и каталитических технологий нового поколения для производства моторных топлив». Обоснована необходимость государственной поддержки данного проекта. Проанализировано взаимодействие государственных и частных финансов при оценке эффективности инвестиционных проектов, включаемых в систему управления общественными финансами.

Киреенко А.П. Взаимодействие с предпринимательской средой как условие эффективного функционирования налоговой системы
В работе исследуется влияние демографических характеристик (регистрация новых предприятий, реорганизация действующих, ликвидация ранее созданных) и масштабов деятельности налогоплательщиков (крупные, средние, мелкие налогоплательщики) на функционирование налоговой системы. Выявлены несоответствия характеристик налоговой системы и современных тенденций в развитии структуры налогоплательщиков. Установлены различия в правовом регулировании и стратегии налогового контроля для различных сегментов налогоплательщиков. Обоснован вывод о том, что налоговая система будет функционировать эффективно, если она построена с учетом многообразия предпринимательской среды.

Зарубежный опыт региональной науки, региональной политики и территориального развития
Сепик Д. Индикаторы конкурентоспособности регионов: европейский подход
В статье рассматриваются региональные индикаторы, которые разработаны в Европейском союзе и используются Европейской комиссией. Опыт ЕС в области развития регионов через повышение структурной конкурентоспособности в противоположность ценовой конкуренции представляется гораздо более адаптированным к российской ситуации, чем политика развития конкурентных преимуществ на базе чрезвычайно низкой оплаты труда и ставок налогообложения.

Российско-канадская программа «Обмен опытом управления северными территориями»
Крюков В.А., Токарев А.Н. Институциональные рамки обеспечения долгосрочных экономических интересов коренных малочисленных народов Севера при реализации проектов в сфере недропользования
Обеспечение долгосрочных экономических интересов коренных малочисленных народов Севера требует формирования не только адекватной системы норм и правил, регулирующих взаимоотношения этих народов и недропользователей, но и соответствующих организационно-экономических структур, обеспечивающих реализацию данных правил. В России в настоящее время в этой области создается институциональная среда, в существенной степени ориентированная не на развитие экономики и социальной сфер в местах проживания коренных малочисленных народов, а в большей степени – на их выживание. Речь должна идти о формировании такой системы норм, правил и соответствующих организаций, которые позволяли бы не только сохранить коренные малочисленные народы как самостоятельный этнос, но также давали бы им возможность вести традиционный образ жизни на основе широкого применения современных научно-технических достижений. Один из возможных путей - создание системы корпораций (компаний) регионального развития коренных малочисленных народов, которые были бы непременными участниками не только переговорного процесса с недропользователями, а также участвовали бы в реализации широкого комплекса услуг сервисного характера для нужд недропользователей.

Научная жизнь
Кин А.А. Инвестиционные проекты объединенного Красноярского края

Регионы России: цифры и факты
Суспицын С.А. Показатели положения регионов России в 2004 г.


Вернуться на главную страницу