English version

№ 3-2005
Содержание

Региональная политика и экономические проблемы федерализма
Клисторин В.И. Российский федерализм: программы и инициативы
В статье анализируется выполнение программных документов Правительства РФ в части развития федеративных отношений в России и практические меры, предпринимаемые в данном направлении. Отмечается, что в последние два-три года программные заявления и фактические действия руководства страны в области совершенствования отношений между федеральными и региональными органами власти все более расходятся. Особенно это ощутимо в части реализации на практике принципа субсидиарности. В результате снижается позитивное воздействие на экономику разрабатываемых планов и программ и возрастает неопределенность по поводу региональной политики федерального центра.

Экономические проблемы развития регионов России
Ерофеев Е.Л., Чернов А.Г., Ротарь В.Г., Лукьянец А.А., Шумский А.А. Когнитивный анализ ситуационного управления в тарифной политике в энергетике региона
Для учёта социально-экономической ситуации в регионе, положения потребителей и производителей энергии в практике регулирования тарифов авторов предлагают применять технологии когнитивного анализа и структуризации информации о взаимосвязанных факторах, воздействующих на региональный рынок энергии. Предложенные методы позволяют оценивать влияние энерготарифов на социально-экономическое положение участников энергетического рынка региона в условиях неполной информации и моделировать сценарии развития ситуации в зависимости от выбранной тарифной политики.

Перспективы социально-экономического развития Сибири
Селиверстов В.Е. Институциональные условия и механизмы реализации Стратегии социально-экономического развития Сибири
В статье рассматриваются новые подходы к институциональным условиям и механизмам реализации второй версии Стратегии социально-экономического развития Сибири. Поскольку ее сквозным структурообразующим элементом является инвестиционный проект, особое внимание уделено вопросам инициирования таких проектов, их финансирования, управления ими и контроля за их реализацией. Среди проектов выделяются производственные, социальные и обеспечивающие. Для производственных проектов механизмы реализации должны дифференцироваться в зависимости от их характера и специализации; доли участия государства в их финансировании; возможности привлечения для их выполнения иностранных инвесторов. Финансирование социальных и обеспечивающих проектов предложено сконцентрировать вокруг новой федеральной целевой программы «Реализация Стратегии социально-экономического развития Сибири». Альтернативным подходом может быть создание Сибирского фонда регионального развития как аналога структурных фондов региональной политики Европейского сообщества. Для оперативного управления и контроля за ходом реализации стратегии предлагается создать специальную дирекцию. В статье делается вывод, что система управления ходом реализации стратегии должна рассматриваться как важное направление совершенствования всей системы регионального управления в Сибирском федеральном округе в единстве ее финансовых, институциональных, организационных и кадровых аспектов.

Социальные проблемы регионального развития
Копейкина М.А. Динамика численности населения и перспективы формирования трудового потенциала региона (на примере Вологодской области)
В Вологодской области по сравнению со среднероссийскими показателями сокращение численности населения идет более высокими темпами. Рождаемость в 2 раза меньше, чем требуется для замещения поколений. В статье проведена оценка динамики численности и половозрастного состава населения региона. Получено общее представление о возможных изменениях региональной демографической ситуации при определенных допущениях, касающихся базовых демографических показателей, таких как рождаемость, смертность и миграция.

Ковалев С.Ю., Блам И.Ю., Зайцева И.Н. Реформа системы здравоохранения в России: социальные последствия коммерциализации
Недостаточное финансовое обеспечение государственных обязательств по предоставлению бесплатной медицинской помощи населению приводит к развитию теневого сектора здравоохранения, углублению социального неравенства и способствует увеличению неэффективных расходов в сфере здравоохранения. Сопоставление доходов домохозяйств и их денежных расходов на медицинские услуги и лекарства на основе анализа данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения приводит к заключению, что эти расходы ложатся более тяжелым бременем на группы с более низкими доходами. В сложившейся ситуации, как ни парадоксально это звучит, некоторое сокращение гарантируемого государством объема бесплатных медицинских услуг может способствовать восстановлению социальной справедливости.

Региональные и межрегиональные аспекты структурной и инвестиционной политики
Добрецов Н.Л., Кулипанов Г.Н., Фомин В.М., Задорожный В.М. Направления инновационного развития Сибирского научно-производственного комплекса
Помимо сырьевых отраслей рентабельными в Сибири могут быть высокотехнологичные наукоемкие производства, специализирующиеся на продукции гражданского назначения. Однако их доля составляет всего лишь 0,5% от общего объема производства. Это закритический уровень слаборазвитой сырьевой экономики, что определяет неустойчивое состояние экономики и слабые перспективы ее роста. Основой для подготовки наукоемких технологий является научно-образовательный комплекс Сибири. Назрела неотложная необходимость в разработке и реализации государственной программы инновационного развития научно-производственного комплекса Сибири на базе крупных инновационных проектов национального масштаба. Это прежде всего инновационно-технологические проекты развития и диверсификации ключевых отраслей – ТЭК, нефте- и газохимии, цветной и черной металлургии, деревоперерабатывающей и целлюлозной промышленности, лесо- и углехимии, сельского хозяйства, транспортного комплекса. Это также проекты, обеспечивающие принципиальный рывок в развитии новых наукоемких производств, телекоммуникаций, медицины, здравоохранения. В статье рассматривается цели, структура и задачи такой программы. Делается вывод, что пока существующая нормативно-правовая база не в полной мере позволяет использовать научно-технический потенциал научных организаций Сибири для активизации инновационной деятельности в регионе.

Кибалов Е.Б., Кин А.А., Быкадоров С.А. Оценки перспектив развития железнодорожной сети в Транспортной стратегии России
В статье оценивается целесообразность сооружения новых железнодорожных магистралей, в частности Северо-Сибирской, названной приоритетной в проекте «Транспортная стратегия России», разрабатываемая по заданию Министерства транспорта Российской Федерации. Авторы статьи приводят аргументы против сооружения в первую очередь Севсиба, так как в ближайшие годы эта магистраль не будет загружена по той же причине, что и БАМ, т.е. из-за отсутствия должной внутренней погрузки. По объемам грузов, предъявляемых к перевозке на действующих магистралях, мы не приблизимся к объемам СССР, по нашей оценке, до 2030 г. Для соответствующего крупномасштабного строительства требуются колоссальные средства, поэтому жизненно важно правильно определить стратегию эшелонирования затрат и результатов во времени и тщательно обосновать перечень программ и проектов, подлежащих разработки в первую очередь.

Коледа А.В., Суспицын С.А. Предпроектные обоснования региональных инвестиционных инициатив
В статье развиваются подходы, связанные с комплексной оценкой инвестиционных предложений на ранней стадии обоснования приоритетов инвестиционной политики в регионе. Показаны возможности методики, предложенной ранее для отдельного субъекта Федерации, при ее использовании для исследований, проводимых в масштабах Сибири в целом. Анализируются результаты расчётов по модифицированной методике оценок приоритетности инвестиционных предложений по регионам Сибири, представленных в Инвестиционном паспорте Сибирского федерального округа.

Эколого-экономические проблемы регионального развития
Журавель Н.М. Оценка снижения эмиссии угольного метана в Кузбассе
В статье дана эколого-экономическая оценка эффективности извлечения и утилизации угольного метана Кузбасса с учетом базовых понятий, лежащих в основе Киотского протокола и Марракешских соглашений. Эффективность рассчитана по трем основным направлениям: для замены природного газа, экспортируемого в страны ЕС и АТР, для производства электрической и тепловой энергии на собственные нужды и в качестве воздуха горения в энергоустановках. Показано, что использование рыночных механизмов Киотского протокола значительно повышает эколого-экономическую эффективность утилизации угольного метана по всем трем направлениям. Эффект от замещения метаном природного газа для экспорта в страны АТР может составить к 2010 г. 37-55 млн. долл. США без привлечения угольного кредита и на 50 -70% больше с его привлечением.

Экономика предприятий
Дубовцев В.А., Колобов А.Д. Экономическая этика и культура против зла криминализации транзитивной экономики России
В статье рассматриваются сущность, предпосылки и предыстория возникновения, становления и развития корпоративной культуры в России. Сформулированы и исследованы направления, факторы и условия формирования и развития корпоративного управления на российских предприятиях. Обоснованы три уровня управления корпоративной культурой, обозначены средства управления корпоративными отношениями внутри хозяйствующего субъекта.

Куницына С.Ю. Региональные аспекты финансового структурирования капитала предприятий
Одной из актуальных задач в области реформирования российской экономики является разработка механизма консолидации бюджетных и корпоративных факторов, оказывающих влияние на финансовую результативность предприятий, корпораций и бюджетную сбалансированность в регионах. В статье на примере Иркутской области рассматриваются важнейшие региональные аспекты финансового структурирования капитала предприятий–резидентов региона. Сделаны выводы о развитии таких явлений, как эрозия финансовых ресурсов, отлив налогов из региона, сопровождающихся активными перераспределительными процессами в части ресурсов, доходов, имущества и налогового потенциала.

Опыт деятельности исполнительных и законодательных органов власти регионов России
Данилова Л.И. Агропромышленная политика в Республике Саха (Якутия)
Одна треть населения Республики Саха (Якутия) проживает на селе, и изучение проблем занятости этой части жителей актуально. В статье дан анализ современного состояния сельской экономики, для которой характерны застойная безработица, низкий уровень доходов, неразвитость социальной инфраструктуры, приведшие к социальной напряженности и высокой миграции из сельской местности. Показаны направления развития сельской экономики, способствующие росту объемов сельскохозяйственной продукции, решению проблем занятости и самозанятости на селе. Это развитие семейной экономики как относительно некапиталоемкой сферы; развитие сельской промышленности и ее интеграция с промышленностью республики; развитие потребительской кооперации, решающей проблемы сбыта продукции, производимой на селе.

Проблемы местного самоуправления и муниципального развития
Маршалова А.С. Формирование финансовых потоков при разработке стратегии развития муниципальных образований
В статье рассматриваются вопросы формирования финансовой базы развития муниципальных образований. Анализируются источники поступления финансовых ресурсов на территорию муниципального образования и механизм формирования каждого источника. Применение модели материально-финансового баланса позволяет дать общую оценку финансовых потоков, поступающих на территорию, и определить направления их использования. Полученная информация может быть полезна при разработке стратегии развития муниципального образования и формировании механизма ее реализации, включая мероприятия по привлечению финансовых ресурсов.

Российско-канадская программа «Обмен опытом управления северными территориями»
Харитонова В.Н., Вижина И.А. Экономические оценки условий жизнедеятельности населения на Севере России
В статье представлен индикативный подход к расчету показателей удорожания стоимости жизни и капитала в широтных зонах Севера в зависимости от степени дискомфортности природно-климатических условий. Обосновываются возможность и целесообразность расчета физиологической потребительской корзины северян на базе гипотезы рациональности поведения среднестатистического жителя в денежных потребительских расходах домашних хозяйств в условиях нежестких бюджетных ограничений. Предложена компактная система экономических индикаторов удорожания стоимости жизни и основного капитала, которая позволит формировать систему дифференцированных государственных преференций. Даны оценки удорожаний стоимости рабочей силы и капитала в широтных зонах Севера по сравнению Московской областью. Обосновывается необходимость широтного районирования Севера России.

Лакхани А., Хиггинс Р. Принципы эффективного экономического развития общин коренных народов Севера Канады
В статье на примере инуитов проанализированы условия жизни коренных малочисленных народов Севера Канады в последние четыре десятилетия. Показано, какие перемены произошли в жизни северных народов в социальной сфере, в области культуры и экономики. В частности, были созданы органы государственного управления северных территорий, федеральное правительство делегировало часть прав и полномочий территориальным органам власти, с инуитами Нунавута, Нунавика и Лабрадора заключены соглашения об урегулировании земельных претензий.

Регионы России: цифры и факты
Суспицын С.А. Индексы-дефляторы валового регионального продукта в 2001-2004 гг.


Вернуться на главную страницу