Russian version

¹ 1-2006
Content

Theoretical Issues of Regional Economics
V.S.Zverev, B.L.Lavrovskii, V.I.Suslov, G.A.Untura The formation of the technological basis of region’s economy
The formation of the technological basis of a region is treated in macro and micro terms. The authors give the definition to the technological basis of the economy and present its epistemological model in the form of a matrix of the existing technological basis and a matrix of preconditions for transition to a new technological basis. This matrix ties up the research technical results with areas of their possible application. The cells will contain information on the innovation projects and particular developments, their readiness to application, patent security, relations between partners and investors, etc., i.e. all that may affect the course of the commercialization of the developments. With this matrix it is possible to adopt a technology that is the best one according to the set criteria and work out what of the required technologies are missing.

A.P. Dubnov, V.A. Dubovtsev Siberia in geopolitical theories: blessing, burden, evil for Russia
The three words of the title of this article represent the authors’ understanding of the fundamental bond tying up Russia and Siberia that is the country’s strategic macro district in Euro Asia. In this way the authors want to attract attention to Russia’s temporal and value normative orientations which are very rarely touched on in the analysis of our historical past. The paper examines Russia’s spatial geopolitical blessing, that is its Euro Asian scale of the huge territory, and shows the transformation of this blessing into its burden and evil. It is shown that the pragmatic economizing in the recent strategies, programs, conventional and innovation projects of the development of Siberia is endowed with a tunnel view of the future. The world systemic analyses make it possible other than stalemate vision of the constructive and destructive trajectories in the development of Siberia, Russia and the world.

Regional Policy and Economic Issues of Federalism
N.I.Larina Regional policy under unitary federalism
The recent measures taken by the state to deal with imbalances between political rights, functional duties and means to exercise them available to the regional authorities of the Russian Federation have conveyed to the model of the nation-state the features of “unitary federalism”. The subjects of the Russian Federation are endowed with less power and opportunities in regulating the economy than are sub-federal authorities of “competitive federalism” (USA) or of “cooperative federalism” (FRG). In this context it is proposed to establish in the territory of the federal districts the divisions of the RF MinEcon, RF MinRegion and RF MinFin that would be responsible for administering the economic policy of the federal government. The aim is to put together the principles of the efficiency of richer regions, “locomotives of growth”, with help to lagging regions, and on the basis of equitable development to pursue the integration of regional economic policies.

S.A.Suspitsin Spatial transformations of Russia’s economy in extreme scenarios of its development: the problem and empirical estimations
The paper analyzes factors, conditions and methods for revealing steady spatial changes in the social-economic development of Russia’s economy. It considers possible impacts on the spatial structure of the economy of parameters and perspectives of different scenarios of the country’s development and suggests a general scheme for the evaluation of scale and directions of its transformations. The structural spatial shifts for the 2000-2004 period are estimated.

Economic Issues in Regional Development
V.A.Kryukov Institutional framework in the use of mineral resources in Russia: results and consequences
The paper examines the dynamics of the institutional arrangement in the use of mineral resources in Russia. While in transition to the market economy the specificity of the assets of the resource sector is of a critical importance, changes in this field since the late 1980s have been largely politically motivated, in the result of which this institutional system is currently incomplete, temporally discordant and soft, so the resource users can be said to operate under soft budgetary constraints. The situation where priorities for most of the private oil and gas firms are short-time is to a high extent the result of the structure of ownership. It can be improved only by hardening the institutional conditions, in particular by providing more comprehensible and transparent terms in the use of companies’ fixed assets presented by hydrocarbon stocks in bowels.

Prospects in the Social-economic Development of Siberia
V.V.Kuleshov Strategic projects of the development of the key economic complexes of Siberia
The paper considers the “project” components in the strategy of the social-economic development of Siberia. Basic projects are evaluated in terms of systemic efficiency. It is stated that in the period of observation the key components of economic growth will be the development of new fields of mineral resources and creation on their basis of extraction and export centers of domestic and international significance; realization of the planned innovation projects, including stepwise creation in the territory of the Siberian Federal District of technical-application and industrial special economic zones as well as several national parks of information technologies. Real implementation of the whole totality of large scale projects is possible only through private-government partnership with creation of incentives and instruments for working out necessary organizational, financial and legal preconditions.

Regional Development and International Cooperation
L.I.Lugacheva, Ye.A. Solomennikova Forms of the foreign trade activity used by enterprises of the Siberian Federal District
The paper examines the organizational forms of foreign economic activity of the enterprises of the Siberian Federal District. A hypothesis is proposed to the effect that under new political and economic situation the Siberian enterprises have had to vary the organizational forms of their foreign trade activity from those at the beginning of the transition. The cited examples confirm that the gamut of FTA used by Siberian enterprises is presented by many forms, including special enterprises, holdings, etc. Despite the variation in the forms of FDA, the dominant role is still played by exports of the generated products.

Social Issues of Regional Development
N.M. Arsentyeva, V.P. Busygin, I.I. Kharchenko. The youth behavioral patterns in the sphere of education and in the labor market: mechanisms and factors of formation
The paper examines the mechanism of the youth behavioral patterns in the sphere of education and labor market and suggests a methodological scheme for this examination. The basic hypothesis of the dominant role the labor market plays in their formation is validated. The behavioral patterns are defined and underlying factors investigated. The typology of the youth behavioral patterns in the labor market is based on the level of their regularity. The theoretical framework of the paper is exposed to empirical testing by use of data from sociological surveys conducted at the IEIE SB RAS by the authors in 2001-2004.

Regional and Interregional Aspects of Structural and Investment policies
A.I.Tatarkin The formation of regions’ competitive advantages
The essence of competition as an opportunity for the government, region or economic agent to possess a certain combination of resources, organization-management, industrial and social-economic privileges making it possible for them to occupy a leading position in the market are examined. An extremely important role in the formation and maintenance of the competitive benefits is played by science and the intensive application of its developments in production and practice of economic activity and management. Using generalization and analysis of a large array of statistics and data from sociological studies it is recommended to intensify the integration of the authorities, research and business in the effort to raise the innovation level of production at all of its stages.

L.S. Markov, M.A. Yagolnitser The measurement of the efficiency of cluster’s information technologies
The issues of measurement of the efficiency of cluster’s activity as a regional form of industrial organization are discussed; external and internal factors are examined, indicators of efficiency are introduced, linkages both between particular factors and the direction and size of links of the resultant indicators with the determining factors are studied. The found relationships allow the conclusion to be made about segmentation of the resource and product markets, balanced quality of particular characteristics of industrial resources, interrelationships of different types of cooperation of cluster’s firms, etc.

A.V.Naumova The main stages in the development of a regional advertisement market
Currently, in the Siberian advertising market the proportion of the outdoor advertisements is increasing (66%) slightly ousting the mass-media ones. The leaders among the agencies are those who provide and release the ads. However, only 48% of the companies are exclusively engaged in the advertising activity. The paper shows the existing reserves of this market. It is not accidental that its capacity consistently goes up at a high rate and that in 2004 it made about 2 billion rubles, but the average contract spending, in spite of some increase, is still not high (slightly over 15 thousand rubles). The paper shows the drawbacks in the establishment of the regional advertisement market and analyses its main stages.

Foreign Experience in Regional Science, Regional Policy and Spatial Development
O.I. Yegorov, O.A. Chigarkina Oil and gas complex of Kazakhstan: Status quo and prospects of development
The paper considers the current state of the oil and gas complex of Kazakhstan taking into account the forecast estimates of oil and gas content of the Kazakhstan shelf of the Caspian Sea. The interdependence of the increased oil extraction and the changed condition of the social sphere both in the country and across oil producing regions is analyzed. Possible ways to improve the efficiency in the functioning of the oil and gas complex and, accordingly, of macro economic indicators of the economy of Kazakhstan achieved through rational and comprehensive use of oil and gas resources are substantiated.

Russian-Canadian Program «The Exchange of Experience in Managing the Development of Northern Territories»
I.I. Dumova, V.M. Parfenov, T.S. Saratovskaya. Issues in the development of Tofalaria – an area of the traditional management of nature
The main causes for deterioration of the social-economic situation in the areas of aborigine people of the Irkutsk oblast are exposed. One of the possible ways to improve the governance of the area with the traditional use of nature is the creation of a national park, which will help substantially improve the quality of life for the native people.

Research Notes
A.Bonanno The economics of crime: the new perspectives
It is shown that a crime is a result of a rational decision made by an individual on the basis of costs-benefits analysis. The economic approach predicts that the rational agent gets involved in some criminal activity when the marginal return from this activity exceeds the marginal return associated with any legal occupation and the probability to be detected and punished. This economic model builds on the assumption that offenders respond to incentives. The paper surveys social-economic and demographic factors explaining not only the individual propensity to crime but also differences in crime rates across places and gives a brief overview of new models by which the empirical evidence on the efficacy of punishment to prevent crime is obtained.

Regions of Russia: Figures and Facts
V.M.Zubov A tariff pause of natural monopolies

S.A.Suspitsin Summary indexes for the RF regions across federal districts, 2005.


Return to main page

English version

№ 1-2006
Содержание

Теоретические проблемы региональной экономики
Зверев В.С., Лавровский Б.Л., Суслов В.И., Унтура Г.А. Формирование технологического базиса экономики региона
В статье рассмотрены макро- и микроподходы к формированию технологического базиса региона. Дается определение технологического базиса экономики и предполагается его гносеологическая модель в виде матрицы сложившегося технологического базиса и матрицы предпосылок для перехода к новому технологическому базису, которая связывает полученные научные технические результаты со сферами их возможного применения. В клетках этой матрицы предлагается отражать информацию об инновационных проектах и отдельных разработках, о степени их готовности к внедрению, об их патентной защищенности, о способах взаимодействий партнеров и инвесторов и др., что может повлиять на ход коммерциализации разработок. На основе этой матрицы по заданным критериям может быть осуществлен отбор перспективных технологий и выявлены недостающие технологии для приоритетных отраслей экономики.

Дубнов А.П., Дубовцев В.А. Сибирь в геополитических теориях: благо, бремя, зло для России
Понимание и обобщение авторами фундаментальной связи России и Сибири - одного из стратегических макрорегионов страны в Евразии заключено в трех словах заголовка статьи. Таким способом авторы вводят темпорально-ценностные ориентиры России, которые пока слабо заметны при анализе исторического прошлого. В статье речь идет о пространственно-геополитическом благе для России ее евразийского масштаба огромной территории, о трансформации блага России в бремя и зло для нее. Показано, что прагматичная экономизация стратегий, программ, традиционных и инновационных проектов развития Сибири последнего времени характеризуется тоннельным видением будущего. Миросистемная аналитика дает возможность нетупикового видения конструктивных и деструктивных магистральных траекторий развития Сибири, России и мира.

Региональная политика и экономические проблемы федерализма
Ларина Н.И. Региональная политика в условиях унитарного федерализма
Мероприятия по устранению дисбаланса между политическими правами властей субъектов РФ, их функциональными обязанностями и возможностями по выполнению этих обязанностей, придали модели государства черты «унитарного федерализма». Субъекты РФ обладают меньшими правами и возможностями в регулировании экономики, чем субфедеральная власть в условиях «конкурентного федерализма» (США) или «кооперативного федерализма» (ФРГ). Предлагается в федеральных округах создать ведомства Минэкономразвития России, Минрегионразвития России и Минфина России, ответственные за реализацию региональной экономической политики федерального правительства. Необходимо совместить принципы стимулирования регионов — «локомотивов роста» и помощи проблемным регионам, стимулировать через концепции совместного развития регионов интеграцию экономической политики субъектов РФ.

Суспицын С.А. Пространственные трансформации экономики России в контрастных сценариях ее развития: постановка проблемы и эмпирические оценки
Статья посвящена анализу факторов, условий и методов выявления устойчивых пространственных изменений в социально-экономическом развитии экономики России. Обсуждаются возможные воздействия на территориальную структуру экономики параметров и установок возможных сценариев развития страны. Предложена общая схема оценки масштабов и направлений пространственных трансформаций экономики. Представлены количественные оценки произошедших за 2000 - 2004 гг. структурных территориальных сдвигов.

Экономические проблемы развития регионов России
Крюков В.А. Институциональные условия недропользования в России: результаты и следствия
В статье рассматриваются проблемы динамики институциональной системы недропользования в России. Показано, что при формировании рыночной системы институтов недропользования особое значение имеет учет системно-специфических особенностей активов сырьевого сектора. Изменения в системе недропользования с конца 80-х годов происходили под доминирующим влиянием политических причин и обстоятельств. В результате институциональная система в сфере недропользования отличается неполнотой и рассогласованием во времени процесса формирования и становления различных институтов. Она может быть охарактеризована как мягкая, и, соответственно, условия функционирования недропользователей могут быть отнесены к мягким бюджетным ограничениям. Структура собственности в значительной мере определяет краткосрочную направленность приоритетов развития большинства частных нефтегазовых компаний. Изменение ситуации возможно только в случае ужесточения институциональных условий, в том числе при формировании более ясных и прозрачных условий использования основных активов компаний, представленных запасами углеводородов в недрах.

Перспективы социально-экономического развития Сибири
Кулешов В.В. Стратегические проекты развития важнейших хозяйственных комплексов Сибири
В работе рассмотрена «проектная» составляющая стратегии социально-экономического развития Сибири. Проведена оценка базовых проектов с позиции системной эффективности. Установлено, что главными составляющими экономического роста в рассматриваемый период является освоение новых месторождений полезных ископаемых с созданием на их базе центров российского и международного значения по добыче и экспорту сырья; осуществление намеченных инновационных проектов, в том числе поэтапное создание на территории Сибирского федерального округа технико-внедренческих и промышленно-производственных особых экономических зон, а также нескольких национальных парков информационных технологий. Практическая реализация всей совокупности крупномасштабных проектов возможна только на базе частно-государственного партнерства, создания стимулов и механизмов формирования необходимых для этого организационных, финансовых и правовых условий.

Региональное развитие и международное сотрудничество
Лугачева Л.И., Соломенникова Е.А. Формы внешнеэкономической деятельности предприятий Сибирского федерального округа
В статье исследуются организационные формы внешнеэкономической деятельности предприятий Сибирского федерального округа. Выдвинута гипотеза, что в новых политических и экономических условиях сибирские предприятия должны были разнообразить организационные формы своей внешнеэкономической деятельности по сравнению с началом переходного периода. Приведенные примеры подтверждают, что используют сибирские предприятия многие формы ВЭД, в том числе выступают как отдельные предприятия, участвуют в холдингах и т.д. Несмотря на разные формы ВЭД, преимущественную долю все-таки составляет экспорт производимой продукции.

Социальные проблемы регионального развития
Арсентьева Н.М., Бусыгин В.П., Харченко И.И. Модели поведения молодежи в сфере образования и на рынке труда: механизмы и факторы формирования
Авторы рассматривают механизм формирования моделей поведения молодежи в сфере образования и на рынке труда, предлагают методологическую схему исследования. Ими проверена основная гипотеза о детерминирующей роли рынка труда в формировании этих моделей. Дано определение моделей поведения, исследованы факторы, дифференцирующие их формирование. Построена типология моделей поведения молодежи на рынке труда в зависимости от степени их устойчивости. Теоретические положения статьи подвергнуты эмпирической проверке на материалах социологических исследований ИЭОПП СО РАН, проведенных авторами в 2001 - 2004 гг.

Региональные и межрегиональные аспекты структурной и инвестиционной политики
Татаркин А.И. Формирование конкурентных преимуществ регионов
В статье рассмотрены сущность конкуренции как возможности государства, региона или хозяйствующего субъекта обладать определенной совокупностью ресурсных, организационно-управленческих, производственных и социально-экономических преимуществ, дающих возможность занимать лидирующие позиции на рынке. Исключительно важную роль в формировании и поддержании конкурентных преимуществ, призвана играть наука, ее результаты должны активно внедряться в производство и практику хозяйствования и управления. На основе обобщения и анализа большого массива статистического материала и результатов социологических исследований рекомендовано активизировать интеграцию власти, науки и бизнеса в повышении инновационного уровня производства на всех его стадиях.

Марков Л.С., Ягольницер М.А. Измерение эффективности функционирования кластера информационных технологий
В работе рассмотрены проблемы измерения эффективности деятельности кластера, как региональной формы промышленной организации. Исследуются внешние и внутренние факторы, вводятся показатели эффективности, изучаются взаимосвязи между отдельными факторами, направление и величина связей результирующих показателей с определяющими факторами. Установленные взаимозависимости позволяют сделать выводы о сегментации ресурсных и продуктовых рынков, сбалансированности отдельных характеристик производственных ресурсов, взаимосвязанности разных видов кооперации фирм кластера и др.

Наумова А.В. Основные этапы развития регионального рынка рекламы
В последние годы на сибирском рекламном рынке доля наружной рекламы растет (66%), потесняя рекламу в средствах массовой информации. Среди рекламных организаций доминируют агентства по производству и размещению рекламы (42%). Только у 48% организаций рекламная деятельность является основной. В статье показаны резервы развития рынка рекламы. Не случайно емкость рекламного рынка неуклонно растет высокими темпами и в 2004 г. составила около 2 млрд. руб., однако средняя сумма рекламного договора хотя и растет, но остается небольшой (немногим более 15 тыс. руб.). В статье вскрыты недостатки становления регионального рекламного рынка и дан анализ основных этапов развития рекламы.

Зарубежный опыт региональной науки, региональной политики и территориального развития
Егоров О.И., Чигаркина О.А. Нефтегазовый комплекс Казахстана: состояние и перспективы развития
В статье рассмотрено современное состояние нефтегазового комплекса Казахстана, с учетом прогнозных оценок нефтегазоносности казахстанского участия шельфа Каспийского моря. Осуществлен анализ взаимосвязей увеличения добычи нефти и изменения состояния социальной сферы как по стране в целом, так и в разрезе нефтедобывающих регионов. Обоснованы возможные пути повышения эффективности функционирования нефтегазового комплекса и, соответственно, макроэкономических показателей экономики Казахстана за счет рационального и комплексного использования нефтяных и газовых ресурсов.

Российско-канадская программа «Обмен опытом управления северными территориями»
Думова И.И., Парфенов В.М., Саратовская Т.С. Проблемы управления развитием Тофаларии - территории традиционного природопользования
В статье выявлены основные причины ухудшающегося социально-экономического положения районов проживания коренных малочисленных народов Иркутской области. Предложен один из возможных способов совершенствования управления территорией традиционного природопользования – создание национального парка, что позволит существенным образом решить проблемы повышения качества жизни малочисленных народов.

Научная жизнь
Бонанно А. Экономика преступности: новые подходы
Автор показывает, что преступления являются результатом рационального решения, принимаемого на основе анализа соотношения затрат и выгод. Экономический подход выявляет, что рациональный субъект вовлекается в преступную деятельность, когда чистая прибыль от этой деятельности превышает чистую прибыль от любого легального занятия на величину, превышающую ожидаемую величину наказания и соответствующую вероятность ареста. Эта экономическая модель основана на гипотезе, что правонарушители реагируют на стимулы. Анализируются социально-экономические и демографические факторы, которые объясняют не только различия в индивидуальной склонности вступать в криминальную деятельность, но также различия в территориальном распространении преступности. Дается обзор новых моделей, которые позволяют получить эмпирические данные о социальных воздействиях на криминальное поведение.

Регионы России: цифры и факты
Зубов В.М. Тарифная пауза естественных монополий

Суспицын С.А. Сводные индексы положения регионов РФ по федеральным округам в 2005 г.


Вернуться на главную страницу