Russian version

¹ 3-2006
Content

Theoretical Issues of Regional Economics
A. Novoselov Region as a basic term of regional reproduction theory
The article describes the role played in a system of the socio-economic relations and specific features of a region (a region is regarded as an object of management). A reproduction approach is used for the analysis. The following terms of regional economics are defined in the article: a region, a territory, a district, a territorial system, an economic space, a territorial and regional planning and management. The article states that a region could be considered not only as a subsystem of the country economy, but also as a relatively independent unit that has its own reproduction cycle with its own specifics in the reproduction stages and socio-economic processes taking place in the region.

R. Melnikov Federal conditional programs of regional development: problems and prospects
The article assesses the role of federal conditional programs in the federal governance system of regional development. The author proposes a new mechanism to implement federal conditional programs which includes the establishment of public development corporations in depressed macro regions and new directions and sources of their funding. The author also considers the new ways to enhance the regional program governance existing in Russia through increasing the effectiveness of interaction between different levels of government (federal, macro regional and sub federal). The article reasons the necessity the government to be involved in investing the core industries in depressed territories. The author describes the methods to distribute the investment transfers, which could stimulate the authorities to find effective strategies for the economic development of regions.

Regional Policy and Economic Issues of Federalism
V. Klistorin. Regional development and quality of economic growth
The paper considers the issues of the spatial development of Russia and a tendency of focusing the economic development in few regions. Analysis of how the capital and labor intensities of GDP change in regions is given in the second part of the article. The third part explores the institutional changes caused by further centralization of governance taking place in Russia, particularly the issue of the necessity the federal and regional authorities to exercise mutual control over each other. The conclusion is that the federal center has failed yet to build an effective system of control at the regional level over the spending of budgetary resources.

Prospects in the Social-economic Development of Siberia
V. Kuleshov, V. Seliverstov Strategic objectives and potential for the Novosibirsk Oblast development
The article considers the methodological foundations and major principles of the Long-term Socio-Economic Development Strategy for the Novosibirsk Oblast. The competitive positions, key risks and limitations of the current and long-term development of the region are outlined. A special focus is made upon a basic advantage of the region, i.e. a unique scientific and educational potential, a considerable innovation reserve and a favorable economic and geographic location. The article shows the role of the Strategy among other federal and regional programs and projects and describes main directions and instruments of their implementations. The conclusion is that the implantation of the Strategy could allow a major objective, i.e. to facilitate the Novosibirsk Oblast to become a principal innovation center of the Western Russia in the XXI century, to be achieved.

Economic Issues of Regional Development in Russia
A. Kontorovich, A. Korzhubaev, L. Eder Classification of reserves and resources of the hydrocarbon material
The paper describes the general criteria to classify the resource reserves and energy sources, and concludes that the existing classifications are mainly built according to the following two criteria: reliability of the existing information about a location of these reserves and sources, and a degree to which they have been involved or may be involved in economic activity and which depends on the technologies available and the economic environment. The article analyses the classification of the oil and gas reserves and resources having been effective in the USSR and Russia as well as the historic differences between domestic and foreign classifications. The article also describes basic criteria used in contemporary techniques being applied in the international audit over the reserves management and internal accounting. Main statements of a new classification for the oil and gas reserves and resources in Russia are presented. The conclusion is that the new classification gives more detailed and complete information than that one having been in effect.

T. Protsenko Problems of the youth employment in provincial regions
The contemporary demographic processes taking place in the Kamchatka Oblast show a stable depopulation. For example, the young people migrate for lack of jobs; only 28% of the youth receive training of any kind, most of them in the institutions for higher education. The unemployment among young specialists grows and is equal to 4% of the economically active population in the Oblast. What causes this fact is analyzed in the article. To improve the situation, the Center to facilitate the young specialists’ employment has been established. As the practice shows, the Center proved to be an effective instrument for promoting the young specialists into labour market.

Social Issues of Regional Development
Z. Kalugina, O. Fedeeva “Hard luck story” of abandoned villages (sociological study)
The article analyses, through a case-study approach, the processes of appearing a great number of village communities in the Russian map which had lost their major employer because of the bankruptcy happened to most reformed collective farms. The paper shows the reasons and consequences of this destructive “modernization” of a Russian village community; describes some abandoned village histories. The conclusions made by the authors are based on their personal observations, interviews and public opinion pools carried out within the framework of the sociological research expedition to rural regions of the Novosibirsk Oblast in 2004-2005.

T. Cherkashina Subjective quality of life: integrated and particular indicators
A contemporary social policy in Russia assumes the tools to assess the quality of life to be developed to receive both actual and subjective (persons’) appraisals. The article describes a case-study of the Novosibirsk megapolis carried out to obtain respondents’ subjective assessments of their quality of life which is interpreted as a set of features of the individual life’s situations being suggested to assess from the point of view of their correspondence to the standards defined by the researcher. Through a factorial analysis the author has divided a set of variables into some groups, and a logistic regression allowed the author to define which parameters of the quality of life raise a possibility of the respondent to feel satisfaction with his own life as a whole. The output obtained shows the priority of social factors in respondents’ explanations their feelings of satisfaction with the life.

K. Gulin, V. Popova Child and juvenile neglect in the Vologda Oblast
The enlargement of the child and juvenile neglect has become one of the key social challenges. There are two million of the neglected or homeless children in Russia. This problem is also observed in the Vologda Oblast: over 2001-2004 a number of such children has critically grown from 240 to 1868 persons. This fact causes the significant economic losses. Calculations of the economic loss on the base of an indicator of the juvenile mortality in consequence of the child and juvenile neglect showed especially high values in 1999-2003. On the one hand, the existing situation shows an increase of the economic losses in the Oblast because of the child and juvenile mortality, on the other hand, a rejuvenation tendency of factors defining a level and structure of mortality in this age. Moreover, the child and juvenile neglect should be regarded negative because it is a primary cause of other social problems such as an alcoholism, delinquency, drug addiction and etc.

Regional and Interregional Aspects of Structural and Investment Policy
F. Ushakov The financing of innovation projects through credit banks
The article discusses the issues of using the resources of credit banks to finance innovations. The article also analyses why banking capital insignificantly influence on the dynamics of the innovation financing in regions of the Siberian Federal District while there are effective methodological instruments in possession of credit institutions to select the promising innovation projects. The article describes the approaches to adapt the existing banking technologies aimed to assess the credit applications for the capital investment projects including an innovation component that could allow the projects proposed to be evaluated according to the principle of securing safety and profitability of the baking credits.

E. Lubimova Hydropower industry development in the Siberian Federal District: priorities and limitations
The article describes the priorities and specifics of the power industry in the Siberian Federal District connected with a high share of hydroelectric power stations in the power industry’s structure. The case-studies of the Boguchan, Turukhan and Altai hydroelectric power stations show what kind of technological and economic limitations face their development. The author makes some recommendations on how to build the economic instruments to manage the development of the power industry.

E. Aunapu Vertically integrated structures in agriculture regarded as a way to overcome the crisis phenomena
The agricultural reforms in Siberian regions have had consequences such as a drop in production and sale, a decrease in tillage quality, sown areas, crops productivity and etc. This is a result of the disintegration taking place in an agricultural complex and, first of all, a result of a law marketability of the producers. To change the situation is required to concentrate resources and to build large vertically integrated structures which include all stages of production from building a resource base to selling final goods. For example, in the Altai Krai 7,1% of the agricultural enterprises, which till 9,5% agricultural land, are included in the integration processes. These enterprises provide 9% of jobs in the regional agricultural sector and sell 11% of the agricultural product in the krai. More than 70% of enterprises have become profitable.

Local Self-government and Municipal Development
O. Molchanova Problems of tariff policy in municipal units
The housing and communal services tariffs existed during the last 15 years were much lower than those calculated on the base of costs. A comparative analysis of the tariffs for population shows their differentiation. The paper states that the necessity to provide the citizens with the proper communal services and to develop a housing and communal sector in future will stimulate the authorities to review the regulations and guidelines in this sphere and to implement a public program to modernize an available housing and a communal services infrastructure of cities. The article describes the approaches to developing the economically reasonable tariffs.

N. Gavril’eva, P.Gulyaev Technique for distribution of regional financial support funds among municipal units in Yakutia
The article describes the output of the research on ways of forming the revenues of municipal units in the Cakha Republic (Yakutia). Most municipalities in this region have a budget deficit. One of the sources of its covering is the grants from regional budgets. The article offers a formalized approach to a distribution of such grants. The authors propose a technique for the distribution of financial support for municipal units from the Regional Fund of Financial Support. The distribution criteria include a tax potential and an index of the budgetary expenditures in each municipal unit. The appliance of the technique has shown the way to optimize the expenditures of local budgets and to stimulate the development of a taxable base.

Russia-Canada Program «Sharing Best Practices in Northern Governance with SFD”
G. Wilson Autonomies in Northern Canada and Russia: a comparative analysis
Despite their different histories, Canada and Russia face a number of similar challenges in terms of developing their northern regions. In addition, both countries must find ways to involve the indigenous inhabitants of their northern regions in the decision-making and governance processes. The article gives an analysis of the changing patterns of Northern aboriginal autonomy in Canada and Russia within their federal systems, considers the similarities and differences between models of autonomy in both countries. The author makes up a conclusion that while the Canadian and Russian federal systems seem to be moving in different directions, the political-territorial changes that are currently taking place in the northern regions of these two countries suggest a certain degree of institutional convergence.

V. Kharitonova, I. Vizhina, O. Kotsebanova, A. Ponomarev Coordination of corporate, federal and regional interests in selecting a rout of Eastern pipe-lines
The article offers a methodology for selecting economic tools to coordinate federal, corporate and regional interests in the process of selecting a route for the “Eastern Siberia – the Pacific Ocean” oil pipeline. The building of the oil pipeline is regarded as an integrated infrastructural project to develop the hydrocarbon resources in Eastern Siberia and the Saha (Yakutia) Republic, which is supposed to cause a multiplicative effect on the economic development of the Siberian and Far-Eastern Federal Districts. The indicators assessing the effectiveness of the project and the regional economic growth multipliers are to be used to identify and coordinate the interests of governments and other stakeholders. The article proposes the concessions to be used as a tool to coordinate the interests and activity of the government and the companies involved in the pipeline construction.

Scientific life
A. Kin Socio-economic development of the oil-and-gas producing regions in Siberia: analysis, modeling and management


Return to main page

English version

№ 3-2006
Содержание

Теоретические проблемы региональной экономики
Новоселов А.С. Регион как исходное понятие теории регионального воспроизводства
В статье рассматривается место региона в системе общественно-экономических отношений и показаны его особенности и специфические черты как объекта управления с позиций воспроизводственного подхода. Определяются основные понятия региональной экономики: «регион», «территория», «район», «территориальная система», «экономическое пространство», «территориальное и региональное планирование и управление». Обосновывается, что регион является не только подсистемой социально-экономического комплекса страны, но и относительно самостоятельной его частью с законченным циклом воспроизводства, особыми формами проявления стадий воспроизводства и специфическими особенностями протекания социальных и экономических процессов.

Мельников Р.М. Федеральные целевые программы территориального развития: проблемы и перспективы
Дается оценка роли федеральных целевых программ в системе федерального регулирования экономического развития территорий. Предлагается новый механизм реализации ФЦП регионального развития, предусматривающий создание государственных корпораций развития в проблемных макрорегионах, раскрываются основные направления и источники финансирования их деятельности. Рассматриваются пути оптимизации сложившейся в России системы программного регулирования территориального развития на основе повышения эффективности взаимодействия федерального, макрорегионального и субфедерального уровней. Обосновывается целесообразность государственного участия в инвестиционном обеспечении развития базовых отраслей проблемных территорий. Предлагаются алгоритмы распределения инвестиционных субсидий, позволяющие сформировать институциональные стимулы к реализации эффективных стратегий экономического развития регионов.

Региональная политика и экономические проблемы федерализма
Клисторин В.И. Качество экономического роста и региональное развитие
В работе рассмотрены проблемы пространственного развития страны, в частности тенденция концентрации экономического развития в небольшом числе регионов. Проанализированы тенденции изменения капиталоемкости и трудоемкости производства ВВП в региональном разрезе. Исследованы институциональные изменения, связанные с дальнейшей централизацией управления в России, и в частности рассмотрен вопрос о взаимном контроле со стороны региональных и федеральных властей. Вывод состоит в том, что федеральному центру пока не удалось построить эффективную систему контроля за эффективностью расходования средств на региональном уровне.

Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области
Кулешов В.В., Селиверстов В.Е. Стратегические цели и потенциал развития Новосибирской области
В статье рассматриваются методологические основы и основные принципы разработки Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на долгосрочную перспективу. Отражены проблемы конкурентных позиций данного региона, основные риски и ограничения в текущем и перспективном развитии. Особо выделены главные преимущества области – наличие уникального научно-образовательного потенциала, значительного инновационного задела в промышленности и выгодное экономико-географическое положение. Показано место Стратегии в системе других программных федеральных и региональных документов, обоснованы ее базовые блоки, направления работ, механизмы реализации. Сделан вывод о том, что реализация Стратегии может привести к достижению важной целевой установки – превращению Новосибирской области в главный инновационный центр востока России XXI века.

Экономические проблемы развития регионов России
Конторович А.Э., Коржубаев А.Г., Эдер Л.В. Методология классификации запасов и ресурсов углеводородного сырья
Приведены общие критерии классификации запасов и ресурсов энергетических источников. Показано, что в рамках существующих классификационных систем они дифференцируются в основном по двум критериям: по достоверности информации об их наличии в антропосфере и по степени вовлеченности либо возможности вовлечения в хозяйственный оборот, определяемой технологическими и экономическими условиями. Рассмотрена действовавшая классификация запасов и ресурсов нефти и газа в СССР и России, представлены исторические различия в принципах классификации запасов и ресурсов в отечественной и зарубежных системах, приведены основные критерии, используемые в современных методиках классификации, применяемых при международном аудите запасов в сфере управления запасами и внешней отчетности. Представлены основные положения новой классификации запасов и ресурсов нефти и горючих газов в России. В сравнении с действующей классификацией новая конкретизирует категории запасов и дает более полную информацию.

Проценко Т.Г. Проблемы трудоустройства молодежи в периферийном регионе
Современные тенденции в демографических процессах Камчатской области указывают на устойчивый характер процесса депопуляции населения. В частности, отток молодежи связан с невозможностью их трудоустройства на месте. Всеми видами обучения охвачено 28% молодежи. Основная доля учащихся приходится на высшие учебные заведения. Уровень безработицы среди молодых специалистов растет и достиг более 4% от экономически активного населения области. Показаны причины их невостребованности. Для нивелирования проблемы безработицы в регионе организован центр содействия занятости молодых специалистов, ставший действенным механизмом продвижения выпускников на региональном рынке труда.

Социальные проблемы регионального развития
Калугина З.И., Федеева О.П. “Hard luck story” брошенных деревень (социологический очерк)
В статье на конкретных примерах рассматриваются процессы появления на карте России большого числа деревень, оставшихся без крупного работодателя в результате банкротства огромного числа реорганизованных коллективных хозяйств. Анализируются причины и следствия разрушительной «модернизации» российской деревни, приводятся реальные истории брошенных деревень. Выводы авторов базируются на личных наблюдениях, интервью и опросах населения, проведенных в рамках социологических экспедиций 2004 - 2005 гг. в сельские районы Новосибирской области.

Черкашина Т.Ю. Субъективное качество жизни населения: интегральная оценка и частные индикаторы
Ориентиры социальной политики современной России предполагают разработку инструментария для оценки объективного и субъективного качества жизни населения. На примере мегаполиса г. Новосибирск в статье описан опыт измерения субъективного качества жизни населения, под которым понимается совокупность характеристик различных аспектов индивидуальной жизненной ситуации с точки зрения соответствия заданным исследователем стандартам. Применение факторного анализа позволило сгруппировать совокупность исходных переменных, а аппарат логистической регрессии – определить, какие составляющие качества жизни повышают для человека вероятность быть удовлетворенным своей жизнью в целом. Результаты свидетельствуют о приоритете социетальных факторов в объяснении удовлетворенности жизнью.

Гулин К.А., Попова В.И. Безнадзорность несовершеннолетних в Вологодской области
Распространение детской и подростковой безнадзорности становится одной из наиболее важных проблем общественной жизни. В России насчитывается около 2 млн. безнадзорных и беспризорных детей. Эти проблемы чрезвычайно актуальны и для Вологодской области: в период 2001 - 2004 гг. число безнадзорных здесь катастрофически увеличилось - с 240 до 1868 несовершеннолетних. Безнадзорность несовершеннолетних в регионе влечет за собой значительные экономические потери. Экономический ущерб по показателю смертности несовершеннолетних вследствие детско-подростковой безнадзорности (1999 - 2003 гг.) особенно высокий. Сложившаяся ситуация свидетельствует, с одной стороны, об увеличении экономических потерь региона в результате смертности несовершеннолетних, с другой – о тенденции омоложения факторов, определяющих уровень и структуру смертности в данном возрасте. Негативность безнадзорности состоит в том, что она выступает в качестве первоисточника других социальных проблем (алкоголизм, преступность, наркомания и т.д.).

Региональные и межрегиональные аспекты структурной и инвестиционной политики
Ушаков Ф.А. Организация финансирования инновационных проектов коммерческими банками
В статье рассмотрены вопросы, связанные с возможностью использования в качестве источников финансирования инноваций кредитных ресурсов коммерческих банков. Проведен анализ причин слабого влияния банковского капитала на общую динамику финансирования инновационного процесса в регионах Сибирского федерального округа. Показана актуальность наличия в кредитных организациях эффективных методологических и методических решений, позволяющих наладить качественную систему отбора перспективных инновационных проектов. Изложены подходы к адаптации действующих банковских технологий рассмотрения кредитных заявок применительно к инвестиционным проектам, имеющим инновационную составляющую, что позволит осуществлять оценку предлагаемых к финансированию проектов исходя из стратегических принципов обеспечения надежности и доходности банковских вложений.

Любимова Е.В. Развитие гидроэнергетики в Сибирском федеральном округе: приоритеты и ограничения
В работе рассматриваются приоритеты и особенности электроэнергетики Сибирского федерального округа, связанные с высокой долей ГЭС в структуре его мощностей. Анализируются природные, технические и экономические ограничения, с которыми сопряжено развитие гидроэнергетики, на примере крупных ГЭС - Богучанской, Туруханской и Алтайской. Выработаны рекомендации по формированию механизмов экономического регулирования развития гидроэнергетики.

Аунапу Э.Ф. Вертикально-интегрированные структуры в сельском хозяйстве как одно из направлений преодоления кризисных явлений
Реформирование сельского хозяйства привело к таким последствиям, как сокращение производства и продажи продукции, снижение качества обработки почвы, уменьшение посевных площадей и урожайности зерновых и др. Это последствия дезинтеграционных процессов, происходящих во всех сферах агропромышленного комплекса, прежде всего возникшей мелкотоварности сельхозпроизводителей. Выход из сложившейся ситуации - концентрация ресурсов, создание крупных вертикально-интегрированных структур, включающих в себя все производства - от создания сырьевой базы до продажи готового продукта. Например, в Алтайском крае в процесс интеграции вовлечено 7,1% от общего числа сельскохозяйственных предприятий, которые обрабатывают 9,5% пашни. Эти предприятия создали 9% от всех рабочих мест в сельском хозяйстве региона, реализуют 11% сельхозпродукции края. Более 70% предприятий стали работать с прибылью

Проблемы местного самоуправления и муниципального развития
Молчанова О.В. Проблемы формирования тарифной политики муниципальных образований
В последние 15 лет тарифы на жилищно-коммунальные услуги были значительно ниже экономически обоснованных затрат. Сравнительный анализ тарифов для населения свидетельствует об их значительной дифференциации. Показано, что необходимость предоставления в дальнейшем качественных услуг потребителям и развития жилищно-коммунального хозяйства мотивирует обновление нормативно-правовой базы, разработку и реализацию государственной программы модернизации жилищного фонда и инженерной инфраструктуры городов. Показаны подходы к разработке экономически обоснованных тарифов.

Гаврильева Т.Н., Гуляев П.В. Методика распределения районных фондов финансовой поддержки поселений Якутии
В статье приводятся результаты исследований формирования доходной базы муниципальных образований в Республике Саха (Якутия). В этом регионе большинство муниципалитетов испытывают бюджетный дефицит. Одним из источников его покрытия являются дотации из региональных бюджетов. Предлагается формализованный поход к распределению финансовой помощи муниципальным образованиям. Разработана методика распределения помощи муниципальным образованиям из районного фонда финансовой поддержки. Критериями распределения бюджетных средств являются налоговый потенциал и индекс бюджетных расходов каждого поселения. Практика применения методики показала возможность оптимизации расходов местных бюджетов и стимулирования развития налогооблагаемой базы.

Российско-канадская программа «Обмен опытом управления северными территориями»
Уилсон Г. Автономные образования в северных районах России и Канады: сравнительный анализ
Несмотря на различия в историческом развитии Канады и России, они сталкиваются со сходными проблемами в развитии своих северных территорий. В частности, обе страны ищут методы вовлечения коренных народов в процессы государственного регулирования и управления. В статье дается анализ изменений в формировании автономных образований коренных народов Канады и России в рамках федеративного устройства стран, рассматриваются сходства и различия моделей автономий. Делается вывод о том, что при всех различиях в развитии федеративных систем Канады и России современные политико-территориальные изменения, происходящие в северных регионах этих стран, свидетельствуют об определенной степени институциональной конвергенции.

Харитонова В.Н., Вижина И.А., Коцебанова О.Ф., Пономарев А.С. Согласование федеральных, корпоративных и региональных интересов при формировании восточного коридора нефтепроводов
В статье предложен методический подход к обоснованию экономических механизмов согласования федеральных, корпоративных и региональных интересов при выборе трассы нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». Нефтепровод рассматривается как интеграционный инфраструктурный проект комплексного освоения ресурсов углеводородного сырья нефтегазовых районов Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия), оказывающий мультипликативный эффект на экономическое развитие регионов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Для позиционирования экономических интересов государства и других участников, для формирования общего поля их согласования используются показатели эффективности интеграционного проекта, мультипликаторов экономического роста в регионах. Показаны возможности использования концессионных соглашений для строительства трубопровода как механизма согласования интересов компаний-недропользователей и государства.

Научная жизнь
Кин А.А. Социально-экономическое развитие нефтегазодобывающих регионов Сибири: анализ, моделирование и управление


Вернуться на главную страницу