Russian version

¹ 4-2006
Content

Theoretical Issues of Regional Economics
S.A. Suspitsyn Macroeconomic Estimations in Siberian Development Strategy
The conclusions concerning the long-range prospects of the socio-economic development in Siberia are presented in the article. The author’s focus is to identify and analyze a system of the macroeconomic and interrelated parameters of the regional long-term (up to 2020) development. This research is complementary to those previously published and devoted to the Siberian Development Strategy scenarios. The article includes a technique to create the long-term regional development scenarios that can provide the consistent indicators to assess regional development.

Regional Policy and Economic Issues of Federalism
V. Ye. Seliverstov Regional Policy in Russia: Choosing a New Model
The paper considers the recent changes concerning the governmental regulation in the regional development and regional policy in Russia. The author notes that many positive changes concerning the programming documents on regional development (such as the Development Strategies for macroregions and units of the Russian Federation), financial support for regional policies (national projects, conditional investment projects and etc.) and institutional structures (regional development agencies) can be observed. The article shows the correlation of these changes with the ongoing administrative reform, municipal reform and transition to budgeting the output. The author also analyses a Draft Law on Regional Policy and the Regional Socio-Economic Development Strategy Concept for the Russian Federation prepared by the Ministry of Regional Development of Russian Federation. Considering a “polarized development” concept as a ground for a new model of the regional policy in Russia, the author describes the strong and weak aspects of this concept and gives the proposals to improve it.

Economic Issues in Regional Development in Russia
Yu.S.Ershov, N.M.Ibragimov, L.V.Melnikova, Russian Federal Districts: Peculiarities of Economic and Social Development
The article gives a comparative analysis of the economic development in Russian federal districts in 2001-2005. The reasons of the present high annual GRP growth in all large regions are shown by the authors as well as the factors causing the lower discrepancy in the regional economic growth and living standards. It is the authors’ opinion that, due to the favorable external economic situation at present, these could be the ground for the higher consumption with the rates twice as much as the domestic production, and could give an opportunity for regulating a steadily growing monetary flow of the Russian currency and therefore of the effective demand in regional markets. The article also gives a medium-range forecast showing that the current trends will remain and a long-range (up to 2020) forecast showing that if the present investment tendency remains, no positive changes in the development of the Eastern regions in Russia could be expected.

N.N. Mikheeva Economic Growth in the Far East: Favorable Conditions and Constrains
The article considers the macroeconomic restraints of economic growth in the Far East caused by a resource character of the economy in the region, and the trends in its economic development, such as the lower impact of the export on economic dynamics. The author considers the production conditions in the region as advantageous due to the developing mining sectors, and analyses the regional growth causing by an investment factor. It is also shown that, having no changes in the current proportions in regional production and governmental support, the relatively low rates of economic growth and strong differentiation in economic development between the Far East regions will remain.

B.C. Vazhenina, S.G. Vazhenin Image as a Competitive Regional Resource
The authors offer their understanding about a “regional image” term. To form this understanding means to develop a regional identification, reflecting the regional peculiarities and resources. The authors also suggest their understanding of “a regional brand” and “a regional reputation” as well as their correlation with “a regional image”. The authors prove that at present the regional image can be regarded as a competitive resource to promote regions in markets.

S.G.Golovina Socio-Economic Issues of Agrarian Regions
The unprecedented transformation of Russian economy has changed the formal and informal socio-economic institutions. Especially strong crisis has ridden the regions, which do not comprise the industries or companies bringing large rental revenue. Normally, they are the agrarian regions such as the Kurganskaya Oblast (the Ural Federal District). The paper discusses the socio-economic problems of such regions. Acuteness of the problems could be explained by a low efficiency of agrarian enterprises, and the prospects of their development are connected with the new approaches to choosing their organizational structures as well as with the governmental impact on the formal and informal socio-economic institutions.

Socio-Economic Development Strategy for Novosibirsk Oblast
S.A. Suspitsyn, , N.I. Suslov Novosibirsk Oblast Development Strategy: Extreme Scenarios within Socio-Economic Development Strategy
The article discusses the preliminary long-range forecasts being made within the Long-term (up to 2025) Socio-economic Development Strategy for the Novosibirsk Oblast. The article includes the methodical instruments to create the extreme scenarios within a cone of the possible development trajectories for the Novosibirsk Oblast and to identify the criteria for choosing a key scenario. The authors also present their conclusions from the macroeconomic analysis and input-output balances if the accelerative or maximum development scenarios would be implemented.

V.I. Suslov, D.A. Fomin, K.K. Kostikov, Yu.P. Voronov The Agroindustrial Complex in Novosibirsk Oblast: Resources and Scenarios of Its Development
The research shows that if the trends, which determined the development of the Administrative Production Complex in the Novosibirsk Oblast over passed fifteen years, remain, for coming 7-10 years the agricultural and food productions will become 2.5-3 times less than the present level. To overcome these negative trends and to increase food production, the authors propose that the rural communities should be provided with the increasing resource supplies and new technologies as well as the higher wages. According to the authors’ calculations, the rural communities could annually receive an additional sum of 24 billon roubles through its redistribution from the mining sector. This amount of money will be sufficient to secure an extended reproduction of the material and technical basis in rural communities, to prevent and multiply land’s fertility and to increase wages in this sector to the average level in the Novosibirsk Oblast.

Social Issues of Regional Development
A.A.Dvorianov Social Functions of Confidence
The author analyses the social functions of confidence in context of the individual’s utility value, institute’s (corporation’s) or society’s utility value. For the problem of confidence includes a “confidence/no confidence” dilemma, the social functions are ambivalent, both constructive and destructive.

Z.I. Kalugina, O.P. Fadeeva Outlining the Future of Rural Community in Siberia
Having the experience of many previous years in rural studies, the authors propose their own understanding about the Siberian communities’ future assuming a multifunctional character of rural communities and multiplicity in rural economy and way of life as well as considering an objective to develop human resources as priority. Three correlated issues are under study: is a rural territory homogeneous as a subject for strategic planning?; what is the object for strategic planning in rural communities?, and should the paradigm of strategic development be inevitably changed turning from a medium-range perspective to a long-range one?

Ecological and Economic Issues of Regional Development
N.M.Zhuravel, Merkuliev A.V. Changes in Siberian Fuel Balance: Ecological and Economic Consequences
The paper considers the possible variants of economic losses caused by a man-caused impact of the coal-energy industry on the environment in the Eastern Russia for the period of time up to 2020 (such as: if negative trends in worsening the public environmental protection remain; or if the policy aimed at reducing a man-caused impact through applying the existed environmental protection technologies will be carried out; or if the pollution-free technologies are being introduced). The paper describes a methodological approach to a comparative analysis of applying the market instruments provided by the Kyoto’s Agreement (such as the quarters on gas emission or joint projects). The article includes a case-study on the analysis of applying several technologies of a prior methane degassing.

Regional and Interregional Aspects of Structural and Investment policies
G.B.Kozyreva Building a Regional Business Community: Institutional Problems
The article considers how regional business relations are being established in context of the imperfect market institutes. In Russia, the market institutions are being built within the social contacts and relations structurized into business nets that allow the business units, which are under a “bureaucracy press”, to “survive” and even make their plans for at least the near future. Using the sociological and mathematical techniques, the author classifies the economic behavior of regional enterprises. 100 semi-formal interviews, given by the top-managers of enterprises in the Kareliya Republic, constitute an empirical base of the research. Basic criteria for given classification are the following: the interviewer’s assessment of the development strategy for his/her enterprise, the interviewer’s assessment of his/her relations with business partners and a structure of the enterprise’s assets.

G.P Litvintseva Fixed Capital Investments: Siberian Federal District and Russia
The paper gives the analysis of the output, common and peculiar features in investment activity of the regions of the Siberian Federal District (SFD) over 1990-2004 in comparison with Russian regions. Using the SFD Regional Balances over 1999-2003, the author analyses the dynamics, regional and sectoral structure of the fixed capital investments, correlation between the regional and sectoral economic growth and investments. The paper assesses the investment potential through estimating a total amount of savings. In addition, the list of the SFD regions classified as “having abundant investments” or “having scarce investments” through comparing the accumulated total savings with accumulated investments is given in the paper.

A.A.Gert, P.N. Melnikov, O.G. Nemova, K.N. Volkova, M.Yu. Sobolev, N.A. Suprunchik Adequate Resources Provision of the Eastern Siberia-Pacific Ocean Pipeline
The issues concerning the resources supply of the “Eastern Siberia–Pacific Ocean Oil-Pipeline Project” are discussed in the article. The authors prove that the future effective operation of the proposed oil-pipeline necessarily requires the creation of the Eastern Siberia Oil-and-Gas Complex. Moreover, the Geologic Research Program on the development of the hydrocarbonic resource deposits in Eastern Siberia and Yakutiya would secures a resource base for this Complex. There are more than 200 promising and licensed sites in the Southern Siberian Platform, and the schedule for their development has been made up. To increase the investment attractiveness of other by-way deposits in this territory, a set of geological explorations should be carried out at the expense of the federal budget. Our assessment of the economic effect of public investing the initial stages of developing such deposits has shown that these investments could be regarded as publicly profitable.

I.A.Popov Completing the Amur-Yakytia Trunk-Railway Project: Economic Efficiency
The prospects of socio-economic development in the Sakha Repulic (Yakutia) are mainly related to the possible completion of the Amur-Yakutia Trunk-Railway Project and further operation of this trunk-railway. However, having calculated the economic efficiency of this construction according to the official guidelines on the railway construction efficiency, the author states that the implementation of this project will be inefficient because of a low freight traffic density and a stub track character of the trunk-railway. The author offers an approach to how calculate different variants of the potential efficiency of the Railway taking into account the network effects if it would be included into the United Yakutiyan Railway System.

V.N. Churashov, B.M. Markova Perspectives in Power Provision of Siberian Federal District
The article discusses the paradoxical situation in Siberia: while the region has a huge energy resource potential and is regarded as a major and perspective base of electric power supply being able to cover the needs of European Russia and country’s export, it may face a deficit of electric power in the near future. This may happen, as the authors see, because of the fact that, being carried away by reforming the power industry, the governing body of the industry has overestimated the potential facilities of Siberian power system and underestimated the growing demand for power as the regional economy develops. The paper assesses the potential growth of electric power sector in the Siberian Federal District due to the large investment projects proposed and being planned to be implemented up to 2010-2012 by public and private companies. The conclusion is that the energy facilities, which are planning to be put into operation according to the Power Industry Development Schedule, will be insufficient even if an energy saving regime in the region is highest possible.

S.N.Chirikhin Developing Regional Policy on Fuel Market: Dry Gas Fuel instead of Gasoline
Taking into account a possible substitution of natural gas for gasoline and diesel oil, the author considers different prospects in the development of the national and regional natural gas markets. The author also analyses the opportunity of alternative using natural gas instead of gasoline and shows a present situation in the market of dry gas fuel, its development trends and challenges. A comparative analysis of several regional markets and the issue of their monopolization are discussed in the paper as well. The author present his recommendations on the regional policy aimed at the development of these markets.

Russian-Canadian Program «The Exchange of Experience in Managing the Development of Northern Territories»
A.V. Istomin, V.S. Selin, E.I. Zaytseva Socio-Economic Development in Northern Russia in New Economic and Political Context
The article considers an economic and social situation in Northern regions in the period of transition to a new geopolitical and economic space and market relations. The industrial output indices in 15 RF Northern regions in 1991-2004 are given in comparison with those of 1990th. The authors discuss the intergovernmental relations, for example those concerning the distribution of subsidies from the Financial Support Fund for Units of the Russian Federation to equalize budget adequacies of regions. The article includes comparative data on the living standard in Russia and Northern regions (the average incomes per capita and cost of living), which allow the authors to identify the Northern population groups who have the incomes lower than a minimal average Russian cost of living. Regional disparities in wages are also shown. The authors make recommendations on public policy concerning the development of Northern economy.

P.V.Sulyandziga Traditional Aboriginal Economies in Market Economy: Russian Realities and World’s Experience
The traditional Aboriginal economies in Russia could appropriately develop in future if they manage to adapt to market relations. The article discusses the economic and structural instruments to prevent and further develop them (through federal and regional programs aimed at Aboriginal peoples, transfers, tax concessions, compensatory agreements, fundraising and institutional support). The author also discusses the values and gaps in these instruments and analyses the world’s experience in adjusting the traditional Aboriginal economies to market relations.

S.P. Bystritsky, A.B.Ermolin, B.K. Zausaev Opportunities for Sustainable Development in Depressed Northern Regions
Observing the world’s history, the cases when some regions become socio-economically degraded some day because of the limited effective resources are not rare. People usually abandoned such regions if the more favorable conditions had not been provided by the government. Such people’s behavior could be regarded as normal in the market environment. As for the Tuguro-Chumicansky Raion in the Khabarovk Kray populated mainly with indigenous peoples, we can state that there is no need in governmental support to keep the people from abandoning the place where they belonged to, because they don’t want to do so and ready to reduce their needs but not to abandon. They will live in poverty ruining themselves by drinking, hence approaching to the verge of extinction. Therefore, the objectives of the public support aimed at such communities are to solve social problems, especially and at first those concerning their survival. It will obviously take a long time to realize this new way of social development, but we will have to come it through in order to stabilize the situation.


Return to main page

English version

№ 4-2006
Содержание

Теоретические проблемы региональной экономики
Суспицын С.А. Макроэкономические оценки стратегии развития Сибири
В статье обсуждаются результаты исследований долгосрочных перспектив социально-экономического развития Сибири. Основное внимание уделено построению и анализу системы взаимосвязанных макроэкономических параметров развития региона на период до 2020 г., дополняющих ранее опубликованные результаты в рамках сценарных условий Стратегии развития Сибири. Изложена методология построения сценариев долгосрочного развития региона, позволяющая получать непротиворечивые оценки регионального развития на сводном, конкретном и проектном уровнях.

Региональная политика и экономические проблемы федерализма
Селиверстов В.Е. Региональная политика России: выбор новой модели
В статье рассматриваются изменения, происходившие в последние годы в сфере государственного регулирования территориального развития в России и в формировании и реализации региональной политики. Отмечаются позитивные изменения в сфере разработки программных документов регионального развития (в том числе разработка стратегий развития макрорегионов и субъектов Федерации), в формировании финансовых ресурсов региональной политики (национальные проекты, адресные инвестиционные программы и т.д.) и ее институциональных структур (агентства регионального развития). Показана связь этих процессов с осуществляющейся административной реформой, реформой муниципального управления и переходом на бюджетирование, ориентированное на результат. Анализируются проект закона о региональной политике и концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации, разработанные Министерством регионального развития РФ. Выделяются сильные и слабые стороны концепции «поляризованного развития», положенной в основу новой модели региональной политики в России и даются предложения по ее совершенствованию.

Экономические проблемы развития регионов России
Ершов Ю.С., Ибрагимов Н. М., Мельникова Л. В. Федеральные округа России: особенности развития экономики и социальной сферы
В статье проведен сравнительный анализ развития экономики федеральных округов России за период 2001–2005 гг. Показаны особенности современного этапа, обусловившие высокие среднегодовые темпы роста валового регионального продукта во всех крупных регионах. Выявлены факторы, действие которых привело к уменьшению межрегиональных различий в темпах экономического роста и уровня жизни населения. По мнению авторов, это, прежде всего, появившаяся вследствие очень благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры возможность увеличения потребления темпами, более чем вдвое превышающими темпы роста производства отечественных товаров, и возможность осуществления сравнительно равномерного и регулируемого увеличения рублевой денежной массы и, соответственно, платежеспособного спроса на региональных рынках. В статье дается прогноз на среднесрочную перспективу, предполагающий сохранение существующих тенденций, и прогноз до 2020 г., показывающий, в частности, что при существующей специфике инвестиционных процессов в России, экономика восточных районов страны не будет иметь заметных приоритетов в своем развитии.

Михеева Н.Н. Экономический рост на Дальнем Востоке: условия и ограничения
В статье рассматриваются макроэкономические условия и ограничения экономического роста на Дальнем Востоке, обусловленные ресурсным характером его экономики. Определены тенденции развития экономики, показано снижение влияния экспортного спроса на экономическую динамику. Оценены условия производства в регионе, реальные преимущества которого связаны с развитием добывающих отраслей. Дан анализ инвестиционной составляющей регионального роста. Показано, что при сложившихся пропорциях производства и уровне государственной поддержки на Дальнем Востоке сохранятся относительно невысокие темпы экономического роста, сильно дифференцированные по его территории.

Важенина И.С., Важенин С.Г. Имидж как конкурентный ресурс региона
Авторами статьи предложена трактовка сущности понятия «имидж региона». В качестве основы формирования имиджа представлена территориальная индивидуальность, объединяющая идентификационные признаки региона, его особенности и ресурсы. Определена сущность понятий «брэнд региона» и «репутация региона», показана взаимосвязь этих категорий с региональным имиджем. Обосновано положение о том, что в настоящее время имидж региона становится реальным конкурентным ресурсом, способствующим выходу региона на лидирующие позиции в борьбе за потребителей территории.

Головина С.Г. Социально-экономические проблемы аграрных регионов
Беспрецедентная трансформация экономики России изменила многие формальные и неформальные социально-экономические институты. Наиболее остро кризис охватил регионы, не имеющие в структуре своих хозяйственных комплексов видов производств и отраслей, обеспечивающих извлечение крупных рентных доходов. К числу таких территорий относятся, как правило, регионы с традиционно аграрной направленностью экономики. В составе Уральского федерального округа – это Курганская область. В статье рассмотрены социально-экономические проблемы, присущие таким регионам. Острота таких проблем объясняется низкой эффективностью деятельности аграрных хозяйств, а перспективы развития связываются с новыми подходами к выбору их организационных форм, влиянием государства на формальные и неформальные институты.

Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области
Суспицын С.А., Суслов Н.И. Граничные сценарии в стратегии развития Новосибирской области
В статье обсуждаются предварительные результаты долгосрочных прогнозов, разрабатываемых в рамках cтратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 г. Изложены методические основы построения крайних сценариев конуса возможных траекторий развития области, принципы выделения в нем основного сценария. Приведены и проанализированы результаты макроэкономических и межотраслевых расчетов инерционного и максимального сценариев развития.

Суслов В.И., Фомин Д.А., Костиков К.К., Воронов Ю.П. Агропромышленный комплекс Новосибирской области: ресурсы и сценарии развития
Исследование показало, что при сохранении тенденций, определяющих развитие АПК Новосибирской области в последние пятнадцать лет, через 7-10 лет произойдет сокращение объемов производства аграрной продукции и продовольствия в 2,5-3 раза от современного уровня. Для преодоления негативных процессов и обеспечения роста объемов производства продовольственной продукции предлагается увеличение поставок на село материально-технических ресурсов, повышение оплаты труда, внедрения инноваций и достижений науки. Расчеты показали, что в сельское хозяйство ежегодно возможно перераспределение из перерабатывающих отраслей и торговли дополнительно 24 млрд. руб. Этот объем денежных средств обеспечивает расширенное воспроизводство материально-технической базы аграрной экономики, сохранение и приумножение почвенного плодородия, размер оплаты труда работников сельского хозяйства до среднего уровня по экономике области.

Социальные проблемы регионального развития
Дворянов А.А. Социальные функции доверия
Автор анализирует социальные функции доверия с точки зрения их полезности на личностном, организационном (корпоративном) и общественном уровнях. Поскольку проблема доверия включает дилемму доверие/недоверие, социальные функции приобретают двойственный характер, что проявляется в обнаружении конструктивных и деструктивных функций.

Калугина З.И., Фадеева О.П. Контуры будущего сибирской деревни
Авторы, опираясь на многолетний опыт исследования аграрных проблем, излагают в статье свое видение перспектив развития сибирской деревни, исходя из представлений о многофункциональности сельских территорий, многопрофильности и многоукладности сельской экономики, приоритетности задач по человеческому развитию. Рассмотрены три взаимосвязанных вопроса: является ли сельская территория однородной как объект стратегических разработок; в чем состоит предмет стратегического планирования применительно к сельской местности; неизбежна ли смена парадигмы стратегического развития при переходе от среднесрочной к долгосрочной перспективе.

Эколого-экономические проблемы регионального развития
Журавель Н.М., Меркульев А.В. Оценка эколого-экономических последствий изменения топливного баланса Сибири
В статье рассмотрены альтернативные варианты возможного экономического ущерба природной среде восточных районов России от техногенного воздействия угольной энергетики на период до 2020 г. (сохранение негативных тенденций ухудшения природоохранной деятельности; проведение политики сокращения техногенного воздействия в рамках существующих природоохранных технологий; реализации потенциала отрасли по экологически чистым технологиям). Излагаются методические подходы сравнительного анализа возможностей реализации рыночных механизмов Киотского Протокола (торговля выбросами и проекты совместного осуществления). Приводятся результаты такого анализа на примере нескольких технологий предварительной дегазации метана.

Региональные и межрегиональные аспекты структурной и инвестиционной политики
Козырева Г.Б. Институциональные проблемы формирования деловой среды: региональные аспекты
Статья посвящена вопросам формирования региональной деловой среды в условиях несовершенных рыночных институтов. В российском обществе рыночные институты формируются в контексте социальных связей и отношений, которые структурируются в деловые сети. Именно такая система отношений позволяет им справляться с «бюрократическим грузом», выживать и строить модели хотя бы ближайшего будущего. Основным результатом работы над проектом является типология экономического поведения предприятий регионального сообщества, построенная с использованием социологического инструментария и математического аппарата. Эмпирической базой исследования являются материалы полуформализованных интервью с руководителями 100 предприятий Республики Карелия. Основными типообразующими признаками являются стратегии развития предприятий в оценке руководителя, состав собственности, практики делового общения с партнерами по бизнесу.

Литвинцева Г.П. Инвестиции в основной капитал: Сибирский федеральный округ и Россия
В статье рассматриваются итоги, общие черты и особенности инвестиционной деятельности субъектов Сибирского федерального округа (СФО) в сопоставлении с Россией в 1990 – 2004 гг. С использованием системы региональных счетов СФО за 1999 –2003 гг. проанализированы: динамика, территориальная и отраслевая структура инвестиций в основной капитал; взаимосвязь показателей экономического роста регионов и отраслей с объемами этих инвестиций; оценен инвестиционный потенциал регионов на основе расчета валовых сбережений, уточнен состав инвестиционно-избыточных и инвестиционно-дефицитных регионов СФО путем сопоставления накопленных валовых сбережений и накопленных инвестиций.

Герт А.А., Мельников П.Н., Немова О.Г., Волкова К.Н., Соболев М.Ю., Супрунчик Н.А. Сырьевая обеспеченность нефтепровода Восточная Сибирь–Тихий океан
В статье рассматривается проблема сырьевой обеспеченности проектируемой трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО). Авторами показано, что формирование Восточно-Сибирского нефтегазового комплекса (ВСНГК) является обязательным условием эффективного функционирования нефтепроводной системы ВСТО в перспективе. Подготовку необходимой сырьевой базы как основы ВСНГК должна обеспечить реализация программы геологического изучения и предоставления в пользование месторождений углеводородного сырья Восточной Сибири и Якутии. Всего на территории юга Сибирской платформы выделено более 200 перспективных лицензионных участков и определена очередность их лицензирования. Для повышения инвестиционной привлекательности слабоизученных участков предлагается выполнить на их территории цикл геологоразведочных работ за счёт госбюджета. Оценка экономической эффективности бюджетного финансирования начальных стадий процесса подготовки запасов на участках недр показывает, что такие мероприятия выгодны государству.

Попов И.А. Оценка потенциальной экономической эффективности достройки Амуро-Якутской железнодорожной магистрали
Перспективы социально-экономического развития республики Саха (Якутия) во многом связаны с достройкой и вводом в эксплуатацию Амуро-Якутской железнодорожной магистрали (АЯМ). Однако расчеты по официальным методикам экономической эффективности строительства железных дорог показывают, что достроенный АЯМ из-за тупикового характера магистрали и недостаточной ее грузонапряженности будет экономически не эффективен. В статье предлагается подход к оценке потенциальной экономической эффективности достроенного АЯМ с учетом возможных сетевых экономических эффектов, возникающих при включении магистрали в развивающуюся по определенным сценариям опорную железнодорожную сеть Якутии.

Чурашев В.Н., Маркова В.М. Перспективы энергообеспечения Сибирского федерального округа
В статье обсуждается парадоксальность ситуации, когда Сибирь, обладающая гигантским потенциалом энергоресурсов и всегда рассматривавшаяся главной перспективной электроэнергетической базой страны, способной обеспечить необходимые поставки электроэнергии и в Европейскую часть страны и на экспорт, уже сама в ближайшие годы может столкнуться с дефицитом электроэнергии. Главную причину происходящего авторы видят в том, что руководство электроэнергетикой, увлеченное проведением реформирования отрасли и считавшее значительным наличие резерва мощностей в ОЭС Сибири, запоздало среагировало на изменение спроса на электроэнергию со стороны развивающейся экономики региона. В статье дается оценка объемов возможного прироста электропотребления за счет крупных инвестиционных проектов, предложенных государственными и частными компаниями к реализации на территории Сибирского федерального округа на период до 2010-2012 гг., и делается вывод о недостаточности масштабов ввода энергетических мощностей, намечаемых Отраслевой схемой развития, даже при максимальной реализации потенциала энергосбережения в регионе.

Чирихин С.Н. Политика развития регионального рынка сжиженного газа как альтернатива потребления бензина
В статье рассматриваются проблемы и направления развития рынка природного газа на федеральном и региональном уровнях с точки зрения замещения данным видом альтернативного моторного топлива автомобильного бензина и дизельного топлива. Дается характеристика возможности использования газа в качестве альтернативы бензину, проводится анализ состояния рынка сжиженного газа, рассматриваются тенденции его развития, вскрывается проблематика, проводится выборочный сравнительный анализ по регионам. Анализируются проблемы монополизации рынка. обосновываются направления региональной политики по его развитию.

Российско-канадская программа «Обмен опытом управления северными территориями»
Истомин А.В., Селин В.С., Зайцева Е.И. Проблемы социально-экономического развития регионов Севера России в новых условиях
В статье рассматриваются экономическое и социальное положение северных регионов России в период формирования нового геополитического и экономического пространства и перехода к преимущественно рыночным методам хозяйствования. Приведены индексы производства промышленной продукции 15 северных регионов Российской Федерации в период 1991-2004 гг. по отношению к 1990 г. Исследованы вопросы межбюджетных отношений – распределение дотаций из фонда финансовой поддержки субъектов РФ в целях выравнивания их бюджетной обеспеченности. Приведены показатели уровня жизни по северным регионам Российской Федерации по соотношению среднедушевых доходов и прожиточного минимума с выявлением доли граждан этих регионов с доходами ниже прожиточного минимума в сравнении с среднероссийскими показателями. Выявлены территориальные различия в величине районных коэффициентов и уровня заработной платы. Предложен комплекс мероприятий на государственном уровне по развитию экономики северных регионов России.

Суляндзига П.В. Традиционное хозяйство коренных малочисленных народов Севера в рыночных условиях: российские реалии и международный опыт
Традиционное хозяйство коренных малочисленных народов (КМН) России может иметь перспективу, если оно сумеет адаптироваться к условиям рыночных отношений. В статье рассмотрены основные организационно-экономические механизмы сохранения и развития традиционного хозяйства КМН: федеральные и региональные целевые программы, система трансфертов, налоговые льготы, компенсационные соглашения, фандрейзинг, институциональная поддержка. Показаны особенности и сферы применения, сильные стороны и недостатки этих механизмов. Дан анализ зарубежного опыта трансформации традиционного хозяйства КМН к рыночной экономике.

Быстрицкий С.П., Ермолин А.Б., Заусаев В.К. Возможности устойчивого развития проблемных районов Севера
В мировой истории нередки случаи, когда отдельные регионы деградируют в социально-экономическом плане в связи с конечностью использования эффективных ресурсов. При этом, если не найдены и не реализованы альтернативные факторы экономического развития, население постепенно покидает такие районы. Это нормальное поведение человека в рыночных условиях. Применительно к условиям Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края, где проживают в большей части коренные малочисленные народы, можно утверждать, что население без мер государственной поддержки не покинет регион (и этого не нужно), что оно будет сокращать свои потребности, будет нищенствовать и пьянствовать, укорачивая свою жизнь. Поэтому ключевым звеном программы социально-экономического развития такого региона является направленность на решение социальных проблем, прежде всего, на развитие действительных потребностей постоянного населения. Это длительный путь нового социального развития, но без него проблему повышения устойчивости развития решить невозможно.


Вернуться на главную страницу