Russian version

¹ 1-2008
Content

Theoretical Issues of Regional Economics
A.V. Koleda Dynamic model for technological basis of regional economy
The author presents his concept for technological basis of regional economy considered as a set of major industrial products produced in this region. The author shows the role which technological systems play in the innovation development in regions; describes theoretical grounds of how such systems emerge, progress and disappear; and also models their dynamics in the form of ordinary nonlinear differential expressions. The case-study for the Novosibirsk Oblast displays feasibility of the innovation development express-analysis made by identifying a set of technological bases which compose regional economy.

L.S. Markov, M.A. Yagolnitzer Meso-economic systems: issues of typology
The paper identifies major types of meso-economic systems. Due to the multi-dimensional approaches to the cluster classification, we can find out basic peculiarities of knowledge and technologies applied and industrial and management structures in the different types of clusters; can understand the ways of how firms could contact industrial and technological environments and can identify interrelations between knowledge characteristics and an economic growth as well. The technique proposed by the authors allows classifying different meso-economic systems according to their diversity, their functional, institutional and social links and the nature of the innovation and technological processes applied.

Regional Policy and Economic Issues of Federalism
A.V.Belov Financial decentralization and economic growth in regions of the Russian Federation
Our analysis of the statistical data over 2000-2005 shows positive correlation between centralization of fiscal expenditures and GDP dynamics in most units of the Russian Federation. Nevertheless, not any increase in federal subsidies stimulates an economic growth because, among others factors, regional fiscal investments rather than centralized ones influence more positively on a speed of a regional growth. To increase the part of federal fiscal money transferred to conditional investment projects in regions could be considered an optimal strategy of intergovernmental relations from the point of view of higher economic growth rates.

V.I. Klistorin, T.V. Sumskaya Local governance institutions: their role in the development of federative relations
The paper analyses different variants of the distribution of responsibilities between governments and the issues concerning enlargement of financial base for local governments. We consider local government here as a political and socio-economic base of any contemporary country. The tendency to decentralize government’s responsibilities treated as one of basic instruments to make government institutions work more efficient leads to the situation when more and more diversified financial instruments have been applied to support municipal units. The most prospecting instruments are those concerning effective coordination of inter-municipal programs.

Economic Issues of Regional Development in Russia
L.V.Melnikova About rhetorical character of Russian regional studies and regional policy
The paper shows present practice of applying some assessments to validate the efficiency of spatial location of economy in Russia which can not be regarded appropriate but are very popular with validating different and even contrary point of views. The author stresses that such practice has tendency to grow. Why such assessments are being applied is the question which the author analyses and concludes that such practice does exist because the rhetorically formulated objectives and measures of regional policies substitute for a proper scientific approach, and this phenomenon is directly connected with the tendency to concentrate more and more financial and management instruments of regional policies in the federal center.

Social Issues of Regional Development
T.Yu.Cherkashina Actors of knowledge economy: roles of middle class
In instable institutional environment, prototypes of future institutions are different actors’ practices and the ways of realization and coordination of their role expectations. The paper demonstrates the application of the role analysis methodology to describe how the creators of high-technology products act, that allows studying the process of building institutions and the perspectives in knowledge economy. An empirical base of this study is the depth interviews conducted in 2007. We discovered that intra-role conflicts had been observed in the activity of scientists. Our analysis of the data obtained also showed the ways of how to minimize such conflicts, to reduce barriers and limits with which scientists had faced in commercialization of their works; and the analysis showed as well that models of their conducting business in promoting high-technology products were standard and adequate but needed more active behavior of consumers as units of the knowledge economy.

Regional and Interregional Aspects of Structural and Investment Policy
G.V. Bobylev, A.V. Kuznetsov, N.V. Gorbacheva. How to use regional innovation potential: conditions and factors
The factors which slow down or stimulate the development and promotion of innovations into regional economies and the factors which stimulate the development of regional economies are considered by the authors as those influencing on macro-, meso- and micro-levels. The proposed approach has been applied to the analysis of factors influencing on the implementation of the Power Electronics Program. The authors conclude that in ideal situation, any innovation policy should be system-based and targeted, i.e. should contribute to neutralizing negative factors, and therefore slowing down ones, on all said levels and should promote relative stimulating factors.

D.V. Suslov, Yu.S. Serdyukova, A.V. Starkov Issues of building technological parks (Academgorodok, Novosibirsk City as a sample)
The paper considers the features of how technopark structures form and develop in conditions of Russian economy. We revealed that management mechanisms being insufficiently elaborated and the lack of institutionalized procedures for assessing the efficiency of units within such innovation systems lower the effective function of the innovation systems. The authors analyze the approaches to the management mechanisms applied in Academgorodok, Novosibirsk City in the sphere of elaboration and management of development programs for innovation enterprises and renting the real estates and equipment or services, and conclude that basic elements of effective management in the Technological Park, Academgorodok, Novosibirsk City have been already built as the program objectives, goals and undertakings proved to be in balance with all the units of the Technological Park. Nevertheless, the development of a monitoring system is required to trace the dynamics of the situation in the Technological Park and to react properly.

D.G.Anoshin Banking services in Russian regions
Analysis of an expanding banking system in Russian regions shows a fragmentary character of present banking market; only 15% of Russian regions have a relatively advanced banking system. In most regions, the fact that a corporate sector is financed by a private one has been observed. In some regions, there are structural disparities between credit and deposit operations. Our regressional relationship analysis shows that availability of banks in a region correlates with deposit operations, and shows no correlation with credit ones. This means that not all banks conduct credit retailing contrary to deposit operations. In all regions except some, the problem outstanding debts of corporate and retail sectors could be regarded tolerable. The individuals’ outstanding debts do depend on portfolio size; as for legal entities, such correlation has not been revealed.

Ecological and Economic Issues of Regional Development
I.A. Vizhina, Yu.B. Zolotovskaya Developing the Kovyktinsky field: ecological and economic after-effect
The development of the Kovyktinsk Gas-condensate Field in Irkutsk Oblast would have positive ecological impact on the region because the provision regional industries and population with gas supply would promote the substitution dry natural gas for power-generating coal. At the same time, exploitation of this field will immediately affect the environment and mostly the regions where the field are to be developed. To find a compromise – how to minimize negative impact on the environment and to reduce imbalanced use of all natural resources – is a major task for governments, public ecological organizations and gas-operators. The way to solve the task is to promote applications of the technologies providing minimal ecological risks.

N.M. Zhuravel, G.V. Chernova Energy-saving technologies: assessment of ecological and economic efficiency
The paper considers the assessment techniques for ecological damages from energy-saving technologies such as the assessment of aborted damage for ecologic and economic environments according to an advanced technique; the market tools and mechanisms provided by Kyoto Protocol and the assessment of ecologic and economic effects according to the world’s standards. The authors show how the assessments of project efficiency can differ if more ecological factors are included in analysis, and conclude that we need to improve present techniques for assessment of the ecologic and economic efficiency of projects and to include world’s standards and best practices.

V.A.Vasilenko Discussing ecological consequences of project implementation: role of public opinion
The paper summarizes the foreign and home practices of how communities participate in discussion of projects of ecological importance. The author shows identical and distinguishing features of public participatory procedures in different countries. The author also presents some real examples of how public opinion does influence on the assessment of projects in Russian regions, and the role of new legal instruments which they play to improve national legislation in the sphere of public participatory decision making. The ways of how world’s best practices in this field could be applied in Russian practice are discussed in the article.

Local Self-government and Municipal Development
A.A. Lukyanetz, V.G. Potar, A.G. Chernov, A.A. Shumsky Tools for assessment of use of local fuel-and-energy resources
The paper analyzes how energy balances as the management tools could be applied by municipal units, and shows why their introduction into municipality’s practice is impeded. The authors offer a set of indications of how effectively municipalities use their energy resources, and discuss the issues of energy security and whether or how national requirements are applicable on the municipal level. The paper also presents the examples of present and future balances of a municipal unit and examples of energy effectiveness and security as well as their visualized presentation.

Russia-Canada Program on «Sharing Best Practices in Northern Governance with SFD»
V.A. Kryukov, A.N. Tokarev Transforming the relations between Aboriginal peoples and resource-users: from assertion of rights to modern participatory forms
One of the bases for transfer from a paternalistic policy to partner relations is creation of a participatory system of decision-making for Aboriginal peoples in the filed of natural resource management, including their engagement in provision the companies – natural resource-users - and their contractors with services of consuming and industrial character. For this purpose, mobilization of Aboriginal organizations concerning the protection of their interests is required as well, that would be a background for transformation of particular Aboriginal rights into their actual socio-economic benefits through different forms of such participatory system. The paper shows what possible ways and scenarios of the substitution the participatory system for separate economic agreements could be in order to provide wider involvement of Aboriginal peoples in natural resources projects which are planning to be implemented on the territory where they traditionally live. This also assumes the creation of special institutions including Aboriginal development corporations.

Scientific life
A.A.Kin Modeling and programming complex in spatial economic studies


Return to main page

English version

№ 1-2008
Содержание

Теоретические проблемы региональной экономики
Коледа А.В. Эволюционная модель технологического базиса экономики региона
В статье предложено альтернативное представление технологического базиса экономики региона в виде продуктовой группы, составляющей часть промышленного производства территории. Показана роль, которую играют технологические совокупности в инновационном развитии региона, описаны теоретические основы появления, развития и угасания (исчезновения) этих структур, дано модельное представление их эволюции в виде системы обыкновенных нелинейных дифференциальных уравнений. На примере Новосибирской области продемонстрированы возможности экспресс-диагностики инновационного развития на основе выделения множества составляющих ее экономику технологических базисов.

Марков Л.С., Ягольницер М.А. Мезоэкономические системы: проблемы типологии
В статье выделены основные типы мезоэкономических систем. Рассмотрены многомерные подходы к классификации кластеров. Благодаря им стало возможным идентифицировать основные особенности природы знания, технологических режимов, промышленных и управленческих структур в различных типах кластеров, понять пути, которыми фирмы могут взаимодействовать с промышленной и технологической средой, а также взаимосвязи характеристик знания с экономическим ростом. Предлагаемая типология позволяет систематизировать множество видов мезоэкономических объектов с учетом разнообразия их структур, функциональных, институциональных и социальных связей, характера инновационного и технологического процессов.

Региональная политика и экономические проблемы федерализма
Белов А.В. Финансовая децентрализация и экономический рост в регионах Российской Федерации
Анализ статистических данных за период 2000-2005 гг. показывает положительную связь централизации бюджетных расходов и динамики ВРП в большинстве субъектов Российской Федерации. Тем не менее, не всякое увеличение федеральных ассигнований стимулирует рост, в частности потому, что позитивное влияние на скорость территориального развития оказывают не централизованные, а региональные бюджетные инвестиции. Оптимальной стратегией в межбюджетных отношениях с точки зрения темпов экономического роста можно считать расширение целевой передачи федеральных бюджетных ресурсов для финансирования региональных инвестиционных программ.

Клисторин В.И., Сумская Т.В. Роль института местного самоуправления в развитии федеративных отношений
В статье проанализированы варианты распределения функций между уровнями власти и проблемы укрепления финансовой базы местного самоуправления. Система местного самоуправления рассматривается в качестве политической и социально-экономической основы современного государства. Тенденция к децентрализации выполнения государственных функций, трактуемая как одно из важнейших условий повышения эффективности функционирования государственных институтов, заставляет использовать все более разнообразные инструменты финансовой поддержки муниципальных образований. Одним из наиболее перспективных направлений считаются организация взаимодействия и налаживание координации межмуниципальных программ.

Экономические проблемы развития регионов России
Мельникова Л.В. О риторике региональной науки и региональной политики
В статье исследуются истоки некоторых оценок неэффективности территориального размещения российской экономики. Данные оценки активно используются в аргументации различных и даже противоположных точек зрения относительно будущих направлений пространственного развития экономики России. Автор обращает внимание как на возрастающее значение образной риторики в формулировании целей и мер региональной политики, так и на снижение качества последней вследствие недостаточной научной обоснованности и связывает это явление с тенденцией чрезмерного сосредоточения властных и финансовых инструментов региональной политики в федеральном центре.

Социальные проблемы регионального развития
Черкашина Т.Ю. Субъекты экономики знаний: ролевые позиции среднего класса
В институционально нестабильной среде прототипом будущих институтов являются практики различных акторов, способы осуществления и согласования ими ролевых ожиданий. В статье продемонстрировано применение методологии ролевого анализа для описания деятельности создателей наукоемкой продукции, что позволяет осветить процесс формирования институтов экономики знания, представить её институциональные перспективы. Эмпирическая база исследования – глубинные интервью, проведенные в 2007 г. Их анализ обнаружил проявления внутриролевого конфликта в работе ученых, показал способы его минимизации, барьеры и ограничения, с которыми сталкиваются ученые при коммерциализации научных разработок. Это говорит об адекватности стандартных моделей ведения бизнеса при продвижении наукоемкой продукции, но предполагает более активную роль потребителя как субъекта экономики знания.

Региональные и межрегиональные аспекты структурной и инвестиционной политики
Бобылев Г.В., Кузнецов А.В, Горбачева Н.В. Условия и факторы реализации инновационного потенциала региона
Факторы, замедляющие и стимулирующие разработку и внедрение инноваций в региональной экономике, и факторы ее стимулирующие, представлены в статье как действующие на глобальном, макро-, мезо- и микроуровнях. Предлагаемый подход применяется к анализу факторов, воздействующих на реализацию программы «Силовая электроника Сибири». Авторы делают вывод, что в идеальной ситуации инновационная политика должна быть системной и адресной, т.е. способствовать нейтрализации и устранению негативных, сдерживающих факторов на всех названных уровнях и развивать соответствующие стимулирующие факторы.

Суслов Д.В., Сердюкова Ю.С., Старков А.В. Вопросы формирования технологических парков (на примере технопарка новосибирского Академгородка)
В статье рассматриваются особенности формирования и развития технопарковых структур в условиях российской экономики. Выявлено, что непроработанность механизмов управления и отсутствие регламентированных процедур оценки деятельности подобных объектов инновационной инфраструктуры приводят к крайне низкой эффективности их функционирования. Авторами проанализированы подходы к механизмам управления технопарком в новосибирском Академгородке в рамках таких направлений, как формирование и профессиональное управление программами развития инновационных предприятий, аренда недвижимости и оборудования, сервисные услуги. Показано, что элементы эффективного управления технопарком новосибирского Академгородка заложены, так как цели, задачи и программные мероприятия согласуются с интересами всех участков технопарка, но необходима разработка системы мониторинга, которая позволит динамично отслеживать изменения ситуации в технопарке и реагировать на них.

Аношин Д.Г. Особенности распространения банковских услуг в регионах России
Анализ интенсивно растущей банковской системы России в разрезе регионов показал, что банковский рынок является фрагментарным, относительно развитую банковскую систему имеют только 15% российских регионов. В большинстве регионов наблюдается ситуация, при которой корпоративный сектор финансируется за счет частного. В ряде регионов выявлены структурные диспропорции между уровнями развития кредитных и депозитных операций. Анализ регрессионных зависимостей показал, что фактор банковского присутствия является значимым для депозитов и незначимым для кредитов, что свидетельствует о том, что розничным кредитованием, в отличие от депозитов, занимаются далеко не все банки. За исключением нескольких регионов, размер проблемной задолженности корпоративного и розничного секторов находится на приемлемом уровне. Проблемная задолженность по кредитам физическим лицам зависит от размера портфеля, для юридических лиц данная зависимость не выявлена.

Эколого-экономические проблемы регионального развития
Вижина И.А., Золотовская Ю.Б. Эколого-экономические последствия освоения Ковыктинского месторождения
Освоение расположенного в Иркутской области Ковыктинского газоконденсатного месторождения для региона имеет положительный экологический эффект, так как газификация его промышленной агломерации и населенных пунктов будет способствовать замене энергетических углей сухим природным газом. В то же время сам процесс эксплуатации месторождения неизбежно окажет негативное воздействие на природную среду. Наибольшее негативное воздействие на окружающую среду будет происходить в населенных пунктах районов освоения месторождения. Важной задачей органов государственной власти, экологических общественных организаций и газодобывающей компании–оператора является поиск компромисса: как свести к минимуму объективное негативное воздействие на природную среду и устранить нерациональное использование всех компонентов природной среды. Необходимо стимулировать применение технологических решений, минимизирующих объективные экологические риски.

Журавель Н.М., Чернова Г.В. Энергосберегающие технологии: оценка эколого-экономической эффективности
В статье рассматриваются различные методы учета экологических эффектов от реализации энергосберегающих технологий: оценка предотвращенного эколого-экономического ущерба по усовершенствованной методике, использование рыночных механизмов Киотского протокола, оценивание эколого-экономической эффективности по международным стандартам. Показано, как изменяется оценка эффективности проекта при более широком учете ее экологической составляющей. Делаются выводы о необходимости совершенствования методического обеспечения оценивания эколого-экономической эффективности для учета международных стандартов с использованием мирового опыта.

Василенко В.А. Роль общественности в обсуждении экологических последствий реализации проектов
В статье обобщен зарубежный и отечественный опыт участия общественности в обсуждении экологически значимых проектов. Показаны общие позиции, а также специфика процедур учета общественного мнения в разных странах. На конкретных примерах продемонстрирована значимость общественного мнения в оценке проблем и проектов их решения в российских регионах. Отражена роль правовых документов в развитии национального законодательства в области совершенствования системы участия общественности в процессе принятия решений. Показаны пути применения в российской практике международного опыта участия общественности в проведении оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы проектов регионального развития.

Проблемы местного самоуправления и муниципального развития
Лукьянец А.А., Ротарь В.Г., Чернов А.Г., Шумский А.А. Инструменты оценки использования топливно-энергетических ресурсов муниципального образования
В статье исследуются вопросы применимости топливно-энергетических балансов (ТЭБ) в качестве инструмента управления экономикой муниципального образования. Дан анализ основных причин, препятствующих внедрению ТЭБ в практическую деятельность органов власти. Предложена система индикаторов энергетической эффективности использования топливно-энергетических ресурсов для муниципального образования. Также рассмотрены вопросы энергобезопасности и параметры применимости соответствующих требований на муниципальном уровне. Приведены примеры фактического и прогнозного балансов муниципального образования и выполнены расчеты энергетической эффективности и безопасности. Предложен способ визуализации полученных оценок.

Российско-канадская программа «Обмен опытом управления северными территориями
Крюков В.А., Токарев А.Н. Трансформация отношений коренных народов и недропользователей: от отстаивания прав к современным формам соучастия
Одной из основ для перехода от патернализма к партнерским отношениям является соучастие коренных народов Севера в проектах освоения недр этого региона, включая предоставление услуг потребительского и производственного характера для компаний-недропользователей и их подрядчиков. При этом необходима активная позиция организаций коренных народов в вопросах защиты своих интересов, что является предпосылкой трансформации особых прав аборигенов на территориях их традиционного природопользования в реальные социально-экономические выгоды на основе развития различных форм соучастия в реализации проектов. Рассмотренные в статье направления и сценарии показывают возможную динамику процесса перехода к более полному учету интересов аборигенов при осуществлении проектов в сфере недропользования на территориях их традиционного природопользования: от узких экономических соглашений к соучастию в реализации проектов. Отмеченная динамика должна быть сопряжена с формированием специальных организационных структур, включая корпорации коренных народов.

Научная жизнь
Кин А.А. Модельно-программный комплекс пространственного экономического исследования


Вернуться на главную страницу