Russian version

¹ 2-2008
Content

Institute of Economics and Industrial Engineering is 50 years old
A.G.Aganbegyan Siberian vector of economic science
The paper analyses the causes and factors of building the economic research institute in Siberia in the 1950th, describes mechanisms for creating the new research center, and formulates the management principles that provided the emergence of a scientific school and long successful work of the institute.

V.V.Kuleshov Economic-mathematical studies in Siberia: phases in their forming and progress
The paper summarizes the theoretic and methodological experience of economic-mathematical modeling and the practice of creating not separate models but a complex of the models of national, sectoral, regional and an enterprise levels. This approach proved to be innovative for the practice of national planning.

S.A.Suspitzin Studies of territorial systems
The paper reviews the researches made by the Department for Territorial Systems Studies, IEIE SB RAS for nearly 40 years. The author puts emphasis on those which were of actual continuity during all the period of the Department’s work and which could be considered as a scientific potential of this Department. The author also presents his retrospective analysis of the problems under study concerning the development of territorial systems of different levels as well as how such problems are resolved at present.

A.S.Novoselov Methodological issues of regional administration
The paper reviews basic stages in shaping the regional administration school of Siberian researchers who studies issues of regional economic self-sufficiency, regional pre-planning, a programming approach to regional economic policies, complex planning in regions, building regional markets and competitive positions of regions. The author proposes major ways of how to build a system of regional administration allowing for the present-day conditions when many different regional economic units operate in market and may have economic conflicts, the relationship between governmental and market structures, and a system of forecasting and planning for regional development.

Z.I.Kalugina Economic sociology school in Novosibirsk at the turning-point of epochs: addressing current challenges
The paper describes the basic theoretical and application-oriented results obtained by scientists of the Novosibirsk school of economic sociology over 1988-2008 and analyzes the logic and peculiarity of the results. The author specifies three periods of the studies concerning the social processes taken place in Russia at that periods and being some answer to the challenges of that time - monitoring of economic reforms, evolution of institutions and the development of new theoretical and methodological frames to analyze Russian society regarded as an integral socio-economic object.

A.A. Kin, L.A. Sergeeva Institute of Economics and Industrial Engineering: milestones in its evolution over 50 years
The authors describe the history of the Institute of Economics and Industrial Engineering from the moment of its foundation, and comment the facts and statistics about its 50 years history.

Theoretical Issues of Regional Economics
A.G. Granberg, V.I. Suslov, S.A. Suspitzin Economic-mathematical studies of multiregional systems
The paper reviews the studies, made for passed years, concerning the multiregional systems applied interregional and intersectoral models; describes basic types of models and characters of their solutions, and discusses how such instruments could be applied to the analysis of the interregional economic interactions, a nuclear and a balance of multiregional systems and identifying effective and non-effective regional coalitions. We also present and analyze the studies concerning the methodology of double-level system modeling – “national economy - regions”.

S.V.Kazantzev Comparative assessment of regional economies
The paper proposes a technique to measure differences in socio-economic indicators for regions. The author applies this technique not only to assessing changes in distance of regional socio-economic indicators but also to describing the nature of shifts and how each indicator defines a relative position of a region. The allowance for measures of inaccuracy of the statistical data used was made.

Regional Policy and Economic Issues of Federalism
B.L. Lavrovsky, E.A. Postnikova Modeling federal support for regions (a case-study for Siberian Federal District)
The major difficulty in modeling federal support is to combine the equalizing fiscal capacities of regions with building conditions and incentives for regional authorities to accumulate their economic (fiscal) potential. The paper analyses one of possible variants of such model where the attempt to harmonize these, generally speaking, contradictory targets was made. To imitate different variants of fiscal capacities in regions which reflect both the production scopes in regions and the horizontal and vertical tax flows, and to find the situations of equilibrium in one or another sense is a key idea of our model concept.

Economic Issues of Regional Development in Russia
V.E.Seliverstov Myths and “reefs” about Russian regional development and regional policy
The paper considers a number of provisions of the world and domestic concepts on the regional development which concern the evaluation of Russia regional development or being regarded as basis for a regional policy and proposed officially.

N.N.Mikheeva Regional proportions of Russian economic growth
The paper considers how proportions in the large macroregions development have changed in the context of the country’s general growth. We assess the shifts occurred in structures of the regional production, GRP final use, labor and assets as well as the changes in the specialization of regions. Stability of the spacial structure of economy is shown.

A.A. Kiselnikov, I.V. Kurtzev Economic-statistical analysis of the agrarian development in Siberia (on national census and regular statistics)
The paper considers the agricultural development in Siberia over long time horizon. We used the archival data of the agricultural censuses for Siberia of 1917 and 1920, current statistics and preliminary data of the Russian Agricultural Census 2006, and could show the positive and destructive periods in the development of agriculture in Siberia. Our special focus was on the period of the 1990th reforms when Siberian communities had suffered the greatest damage ever seen in the history of this sector. We also formulated the problems of rural communities at present and quantify them.

L.I.Danilova Ownership in consumer cooperative societies
The paper considers a key problem of consumer’s societies – property management, describes basic provisions of the concept concerning the ownership in consumer’s societies and aimed at effective property management; and focuses on building an indivisible fund regarded as a major tool to provide the property integrity.

Regional and Interregional Aspects of Structural and Investment Policy
E.B. Kibalov, A.A. Kin, K.L. Komarov On the Northern Siberia Trunk-railway Concept
The paper analyses the Northern Siberia Trunk-railway Concept developed by the Institute for Regional Policy. It is shown that the Concept does not contain those required provisions which could make the Concept a scientifically valid document going before the implementation of this project and allowing for an uncertainty factor as the project is of a unique scope and complexity. The institutional aspects also require proper elaboration. The technical and economic indicators applied to validate the project proved to be disputable. We suggest that the expected effectiveness of the Project should be compared with other projects concerning the development of the Siberian railway system, and then the priorities of such projects be determined.

S.G. Vazhenin, I.S. Vazhenina Contours of regional competition
The paper analyzes certain aspects of competitiveness between regions on the base of the data obtained by questioning the representatives of authorities and business in Ural region. We focus on the nature and directions of competitive struggle between regions, identifying the indicators of regional competitiveness, the roles which regional administrations play in regional competition and the gist of regional competitive advantages. We also state that the atmosphere of trust should be necessarily built in the society as well as the good relationship between authorities of different levels and business. The important tools to enhance the competitiveness of regions are public-private partnership, clusterization of economies and logical and continuous shaping of regional images and reputations.

A.E., Sevastyanova, V.V. Shmat, V.I. Konstantinov Developing the oil-and-gas potential of Western Siberia and Yakutia: problems and capacities
The paper describes the character of a hydrocarbonic resource base in Western Siberia and the Republic of Sakha (Yakutia), an economic-geographical location of this area, its economic development, a governmental policy towards it and institutional barriers for developing the oil-and-gas potentials under hazardous climatic conditions of this remote and underpopulated area. The factors why there are many problems in the development of this area are the same that impede the overall development of the oil-and-gas industry in Russia at present.

Regional Development and International Cooperation
A.E. Kontorovich, A.G. Korzhubaev, L.V. Eder Perspectives of Russian natural-gas supply to the countries of Asia-Pacific Region
The paper presents and validates the quantitative estimations and principles of gas supply to new Eastern markets, and describes the problems and threats connected with this. Having analyzed the conditions and perspectives of the natural-gas industry development in Russia, and using analytical data and quantitative information about the systems of gas supply in counties of the Asia-Pacific Region, first of all in the Northeast Asia, we could show the prospects of our cooperation with such countries. In our analysis we used publicly available information of Russian and overseas mass-media including electronic ones, as well as those obtained through our study of the production enterprises and infrastructure in Northeast Asia countries.

Economics of Enterprises
V.V. Titov Innovations as a base to optimize and harmonize operating rates
To balance the operating rates of an enterprise or corporation is one of the most important factors for building an effective management system. The paper presents one of such methodological approaches. To build such system which include the coordinated management indicators used in different functional subsystems and at different management levels, we propose the use of the optimization models involving innovations to enhance corporate competitive advantages in markets as well as to balance those rates concerning the inside corporate operation.

Russia-Canada Program on «Sharing Best Practices in Northern Governance with SFD»
D.Paget Mining as a primary cause of well-being in the North-West Territories, Canada
The paper-presentation analyzes Canadian practices of federal support, the Aboriginal self-development, relations between the federal and Northern governments and mechanisms aimed at better use of natural resources in the North.

Scientific life
A.A.Gumerova Strategic planning and assessment of regional programs: Canadian practices
The paper summarizes the output of the Russia-Canada Workshop on “Strategic Planning and Assessment of Regional Programs”. The author analyzes the practices of strategic planning in Russia and Canada as well as the possible evolution of strategic planning in Russia in case we would apply the best Canadian practices.


Return to main page

English version

№ 2-2008
Содержание

Институту экономики и организации промышленного производства 50 лет
Аганбегян А.Г. Сибирский вектор экономической науки
В статье анализируются причины и факторы формирования академического института экономического профиля в Сибири в 50-е годы. Рассмотрены механизмы создания нового научно-исследовательского центра. Формулируются принципы руководства исследовательским институтом, обеспечивающие создание научных школ, успешную долговременную работу коллектива.

Кулешов В.В. Экономико-математические исследования в Сибири: этапы становления и развития
Обобщен теоретико-методологический опыт экономико-математического моделирования, создания не отдельных моделей, а их системы разного уровня — народно-хозяйственного, отраслевого, регионального и отдельного хозяйственного звена. Такой подход стал новым элементом планирования развития национального хозяйства.

Суспицын С.А. Исследования территориальных систем
В статье обобщены результаты научных исследований, выполненных в отделе территориальных систем ИЭОПП СО РАН за почти 40-летний срок его существования. Выделены исследования, сохраняющие актуальность в течение всего периода деятельности отдела, и тем способствовавших накоплению творческих потенций отдела. Дан ретроспективный анализ исследуемых проблем социально-экономического развития территориальных систем разного ранга и особенностей их решения в современных условиях.

Новоселов А.С. Методологические проблемы управления экономикой региона
В статье рассмотрены основные этапы формирования сибирской научной школы регионального управления, включающие разработку проблем экономической самостоятельности регионов, региональных предплановых исследований, программно-целевого подхода к управлению экономикой региона, комплексного регионального планирования, формирования региональных рынков, исследования конкурентных позиций регионов. Предложены основные направления формирования системы управления экономикой региона в современных условиях, включающие учет экономических противоречий и условий рыночного взаимодействия субъектов экономики региона, взаимодействия государственных и рыночных структур, разработку системы прогнозирования и планирования регионального развития.

Калугина З.И. Новосибирская экономико-социологическая школа на переломе эпох: ответы на вызовы времени
В статье представлены логика, специфика и основные теоретические и прикладные результаты исследований Новосибирской экономико-социологической школы за 1988-2008 гг. Выделены три этапа исследований школы этого периода, обусловленные спецификой протекающих общественных процессов в российском обществе, и являющихся своеобразным ответом на вызовы времени: мониторинг экономических реформ; исследование институциональной динамики; конструирование новых теоретико-методологических схем анализа России как целостного социально-экономического объекта.

Кин А.А., Сергеева Л.А. Институт экономики и организации промышленного производства: вехи развития за 50 лет
В хронологическом порядке приводятся цифры и факты, даются комментарии создания, становления и развития Института экономики и организации промышленного производства за полувековой период.

Теоретические проблемы региональной экономики
Гранберг А.Г., Суслов В.И., Суспицын С.А. Экономико-математические исследования многорегиональных систем
В статье анализируются результаты многолетних исследований многорегиональных систем на основе использования межрегиональных межотраслевых моделей. Описаны основные типы моделей и свойства их решений. Обсуждаются возможности этого инструментария для анализа межрегиональных экономических взаимодействий, выявления эффективных и неэффективных коалиций регионов, нахождение ядра и равновесия многорегиональных систем. Представлены результаты исследований по развитию методологии системного моделирования применительно к двухуровневым системам «национальная экономика – регионы».

Казанцев С.В. Оценка взаимного положения регионов
В статье предложен метод измерения различий величин совокупности показателей, характеризующих социально-экономическое положение регионов. Автор использует его не только для оценки удаления или сближения множества показателей, но и для описания характера изменения и роли каждого индикатора в изменении относительного положения регионов. При этом учитывается и уровень погрешности статистических показателей.

Региональная политика и экономические проблемы федерализма
Лавровский Б.Л., Постникова Е.А. Моделирование федеральной поддержки регионов (на примере Сибирского федерального округа)
Основная трудность при создании модели федеральной поддержки состоит в том, чтобы, выравнивая бюджетную обеспеченность регионов, одновременно создать условия и стимулы для региональных властей к наращиванию экономического (налогового) потенциала. В статье приводится анализ одного из возможных вариантов модели, в которой предпринята попытка найти компромисс между этими, вообще говоря, противоречивыми установками. Основная идея модели состоит в имитации различных вариантов бюджетной сбалансированности регионов, увязанных с масштабами производства, налоговыми потоками по горизонтали и вертикали, поиске в том или ином смысле равновесных ситуаций.

Экономические проблемы развития регионов России
Селиверстов В.Е. Мифы и рифы территориального развития и региональной политики России
В статье рассмотрен ряд положений зарубежных и отечественных концепций регионального развития, которые либо содержат оценку регионального развития России, либо принимаются в качестве базовых конструкций региональной политики, выдвигаемых на официальном уровне.

Михеева Н.Н. Региональные пропорции экономического роста в России
Рассматриваются изменения пропорций развития крупных макрорегионов страны в условиях роста. Оценены сдвиги в территориальной структуре производства и конечного использования ВРП, трудовых ресурсов, основных фондов, а также изменения специализации макрорегионов. Показана устойчивость пространственной структуры экономики.

Кисельников А.А., Курцев И.В. Экономико-статистический анализ аграрного развития Сибири по материалам переписей и текущей статистики
Развитие сельского хозяйства Сибири в статье рассмотрено на большом временном интервале. В качестве информационной основы использованы архивные данные сельскохозяйственных переписей в Сибири 1917 и 1920 гг., данные текущей статистики и предварительные итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г. В результате анализа выделены этапы позитивного и деструктивного развития сельского хозяйства Сибири. Детально рассмотрен период российских реформ 90-х годов, в ходе которого сибирское село понесло наибольшие потери за всю историю развития отрасли в регионе. Сформулированы проблемы современного этапа развития сибирского села и приведены их количественные параметры.

Данилова Л.И. Особенности формирования и владения собственностью потребительской кооперации
В статье рассматривается ключевая проблема потребительской кооперации – управление собственностью. Изложены основные положения концепции сохранения и развития кооперативной собственности, реализуемой с целью эффективного использования имущественного потенциала. Особое внимание уделено формированию неделимого фонда как основного механизма сохранности имущественного комплекса.

Региональные и межрегиональные аспекты структурной и инвестиционной политики
Кибалов Е.Б., Кин А.А., Комаров К.Л. К вопросу о концепции сооружения Северо-Сибирской железнодорожной магистрали
В статье анализируется «Концепция строительства Северо-Сибирской железнодорожной магистрали», разработанная Институтом региональной политики. Показано, что концепция не содержит тех обязательных элементов, которые делают ее научно обоснованным документом, предваряющим реализацию проекта Севсиба и адекватно учитывающим фактор неопределенности при осуществлении этого уникального по масштабам и сложности проекта. Указывается на непроработанность институционального аспекта проекта и сомнительный характер обосновывающих технико-экономических показателей. Предлагается ожидаемую эффективность проекта Севсиба сравнить с иными проектами развития опорной железнодорожной сети Сибири и определить приоритетность и очередность их реализации.

Важенин С.Г., Важенина И.С. Контуры территориальной конкуренции
В статье исследуются некоторые аспекты конкурентоспособности регионов на базе результатов, полученных при проведении анкетирования среди представителей власти и бизнеса Уральского региона. Особое внимание уделено сущности и направлениям конкурентной борьбы между территориями, определению индикаторов их конкурентоспособности, роли и функций администрации территории в процессе территориальной конкуренции, сущности территориальных конкурентных преимуществ. Сделан акцент на необходимость формирования атмосферы доверия в обществе, налаживания отношений между властными структурами различного уровня и бизнесом. В качестве важных инструментов повышения конкурентоспособности территорий представлены государственно-частное партнерство, кластеризация экономики, последовательная работа по формированию имиджа и репутации территории.

Севастьянова А.Е., Шмат В.В., Константинов В.И. Проблемы и возможности освоения нефтегазового потенциала Восточной Сибири и Якутии
В статье рассмотрены состояние и особенности сырьевой базы углеводородных ресурсов Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия), экономико-географическое положение и особенности развития территории, а также политика государства и институциональные преграды освоения нефтегазового потенциала территории в трудных природно-климатических условиях отдаленных и малонаселенных территориях. Показано, что причиной многих проблем освоения нефтегазового потенциала Восточной Сибири и Якутии являются негативные факторы в развитии российского НГС на нынешнем этапе.

Региональное развитие и международное сотрудничество
Конторович А.Э. , Коржубаев А.Г. , Эдер Л.В.  Перспективы поставок природного газа России в страны Азиатско-Тихоокеанского региона
В статье определены и обоснованы количественные ориентиры и принципиальные условия организации поставок газа на новые восточные рынки, а также связанные с этим проблемы и угрозы. На основе исследования состояния и перспектив развития российской газовой промышленности и обзора аналитических материалов и количественной информации по проблемам функционирования систем газообеспечения стран АТР, прежде всего, Северо-Восточной Азии (СВА), представлено обоснование перспектив сотрудничества со странами региона в газовой сфере. Материал подготовлен с использованием открытых публикаций в российских и зарубежных СМИ, включая электронные, а также сведений, полученных в результате непосредственного изучения производственных и инфраструктурных объектов в странах СВА.

Экономика предприятий
Титов В.В. Инновационный процесс как основа оптимизации и системного согласования показателей деятельности предприятия
Важнейшим условием эффективности системы управления предприятием, корпорацией является согласование ее управляющих показателей. В статье представлен один из методологических подходов к решению такой проблемы. Создание системы согласования управляющих показателей деятельности и развития промышленного предприятия, корпорации, используемых в различных функциональных подсистемах и на разных уровнях управления, предлагается осуществлять на основе моделей оптимизации, отражающих процесс реализации нововведений, направленных на достижение конкурентных преимуществ корпорации на рынке и решение проблем рассогласования показателей внутри компании.

Российско-канадская программа «Обмен опытом управления северными территориями
Паже Д. Добыча полезных ископаемых как основа процветания Северо-западных территориях Канады
В статье-презентации анализируется опыт развития федеративных отношений и построения механизмов взаимодействия центра и северных регионов Канады, государственной поддержки и саморазвития северных регионов и коренных народов в осуществлении рационального недропользования.

Научная жизнь
Гумерова А.А. Стратегическое планирование и оценка региональных программ: канадский опыт
Обобщены итоги работы российско-канадского семинара «Стратегическое планирование и оценка региональных программ». Анализируются состояние стратегического планирования в Канаде и России, сложившиеся и возможные направления эволюции этого процесса в России в контексте зарубежного опыта.


Вернуться на главную страницу