Russian version

¹ 3-2008
Content

Theoretical Issues of Regional Economics
A.S. Novoselov Regional markets: theoretical issues of their study
The paper analyzes methodological issues of how regional markets develop, the role which they play in regional economy as well as spatial, institutional and reproduction aspects of the structures of such markets. The author, having analyzed different theories of regional markets, validates the approaches to a concept of the regional market development which allows coordinating interests of governments and businesses.

S.N. Martyshenko, N.S. Martyshenko Regional touristic projects: optimizing their investment structure
The paper considers an optimization model of plannig the investments made into a regional touristic complex. A criterion for choosing an effective plan is based on synergistic effect. One of the advantages of such model is the fact that a criterion function and a set of constraints are represented as linear functions that allows solving a problem of rather high dimensionality.

Regional Policy and Economic Issues of Federalism
V.I. Klistorin New stage of debates about federalism in Russia
The paper analyzes major opinions and evaluations of Russian experts in regional policy and federate relations concerning the issue of what model of federalism would be appropriate to Russia and what impact it would have on the spatial development of the country. As the analysis shows, the experts’ opinions are mostly defined by their evaluations of how advanced the political institutions of federalism are and to what extent they are effective. Most experts consider essential, and even inevitable, the decision making to be decentralized and the independence of regions, and municipal units to be extended.

Economic Issues of Regional Development in Russia
Yu.P.Voronov Ratings of RF units: methodical issues of their assessment
The paper considers methodical issues of how to assess regional ratings. To illustrate this problem, the ratings of the regions of the Siberian Federal District are presented. The author proves his choice of a two-phase and two-criterion technique to assess ratings as well as to make “soft”, i.e. grouped ratings. However a basic argument is beyond the technique and consists in idea to apply more flexible criteria to assess the quality of governance in RF units.

M.S.Alekseychuk Net savings as an indicator of the sustainable regional development
The paper is devoted to the question of whether a true-savings index – a sustainable development indicator - well known in western scientific publications, could be applied to assessing the sustainability of regional development. The author made an effort, through a case-study for the Samara Oblast, to measure a real speed of national saving after deduction of human investments, depletion of physical capital, natural resources and diseconomies of environment pollution.

Yu.A. Fridman, G.N. Rechko, O.A. Biyakov, Yu. Sh. Blam Regional industrial policy: assessing the coordination of economic interests of players
The paper analyzes how and to what degree the economic interests of regional governments and businesses are coordinated in a region. We showed the necessity to develop instruments for quantitative estimation of regional economic interests, and proposed the approach based on the mathematical tools of rank statistics and a data base provided by regional bodies of federal statistics. As well we presented a technique to assess to what degree the economic interests of subjects of regional industrial policy are coordinated.

S.N.Tsvetkova A coal-mining region in the post restructuring period
The paper considers what brought to economic crisis of the coal industry in the eastern part of the Donets Basin, and describes major ways of restructuring this industry. The development trends of such depressed region and the factors providing socio-economic stabilization are also shown.

Regional Development and International Cooperation
A.S. Lipin, E.G. Gayduk Prospects in the development of Siberian forestry in the context of changing foreign market environment
The paper analyzes how the changes in Russian foreign trade policy influence on the situation in a forestry complex of a macroregion (a case-study for Siberia). We focused on the market of China considered as a major trade partner of Siberia. We also analyzed the supply-and-demand equilibrium of Chinese lumber market and the relatively static influence of tariff rates on the volume of forestry export, and showed the effective and ineffective mechanisms for the limber export management. We present the assessment of one of the housing industries – industry of wooden houses, and consider its development as a promising variant for Russia if the protectionist trade policy continues.

Issues of Economic Sociology
O.A.Bessonova Theory of institutional transformations and role of a state in modern economy
The author analyzes how the role which governmental authorities play in national economy recently changed that resulted in emergence of a new institutional system. The theory of institutional transformations provides for the ideas that economic efficiency is in balance with principles of social justice and this balance is based on such institutional system where market mechanisms are combined with distributing ones that allows higher development of human potential of the country and which has shaped dually: the western market economy modified into “social market” since XX century and Russian distributing economy – into “a liberal distributing system” since 2000.

S.V. Soboleva, O.V. Chudaeva Demographic safety in Russia and its regions: factors, problems and indicators
The paper shows how the analysis of demographic safety could help in identifying the conditions necessary to neutralize present demographic threats and to prevent new ones. We presented here a classification of demographic threats for Russia, most crucial impacts of such threats, indicators and their threshold levels which could be computed on the base of federal regional statistics both for Russia or any region. Such indicators allow diagnosing the demographic sphere and could be considered as benchmarks in the development and implementation of federal or regional demographic policies.

Regional and Interregional Aspects of Structural and Investment Policy
A.A. Kiselnikov, I.V. Kurtsev Economic and statistical analysis of the agrarian development in Russia (on data of censuses and current statistics)
The paper considers the agricultural development in Siberia over long time horizon. We used the archival data of the agricultural censuses of 1917 and 1920 for Siberia, current statistics and preliminary data of the Russian Agricultural Census 2006. This allowed us to show positive and destructive periods in the development of agriculture in Siberia. Our special focus was the reforms of the 1990th when Siberian communities had suffered the greatest damage ever seen in the history of this sector. We also formulated present problems of rural communities and quantified them.

A.I.Shipilina Circumpolar Trunk Railway: analysis of internal and external effects
The paper discusses the issues of construction of the Circumpolar Trunk Railway. The urgency of this project is caused by the necessity to develop the Russian North Pacific Shelf. The alternative transportation variants are also considered. Applying the theory of the decision making under uncertainty and an indefinite sets technique, we proved that the construction of the trunk railway is a preferable variant.

E.V.Galperova, Yu. D. Kononov, O.V. Mazurova Forecasting the demand for energy sources in balance with their prices
The paper gives a methodical approach to assessment of the demand for fuel and energy made within the framework of the development of long-term strategies for the fuel and energy complex in Russia and its macroregions. Special attention is given to the price elasticity of demand for energy sources since it is vital to be included in strategies as a price and demand do depend on each other in any market economy. This approach was applied to assessment of the demand for gas in eastern regions of the country.

Local Self-government and Municipal Development
V.L. Tambovtsev, T.D. Basnina, E.P. Vigushina, S.A. Ivaniva, V.S. Mankov, E.E. Polyanskaya, N.V. Sukhanova, A.P. Sysoev Principles of public audit of local governments
The paper analyzes the principles and approaches to organization of the public audit of local governments being made by applying such criteria as the resulting effect indices and public opinions on quality of services these local governments provide.

E.V.Kuratchenko Assessing the efficiency of the development management in municipal units (case-study for Altai Krai)
The paper describes a technique to evaluate how efficient the socio-economic development management is in a municipal unit. The technique is based on comparative estimations of the socio-economic development management in different municipal unit within a region. A case-study for the Altai Krai made by applying this technique, and the results obtained are presented in the paper.

Scientific life
M.V.Lychagin, V.I. Suslov, A.M. Lychagin New in regional studies published in English
We analyze what new has been observed in the regional studies bibliography compiled in the EconLit Internet-catalogue. The novelty criteria applied are the absolute and comparative growths of publications of all kinds and the number of new interdisciplinary publications concerning regional issues. We proposed a technique to identify new areas of regional studies through the analysis of intensity of the publication activity and of how often the software utilities were applied to textural-morphological analysis or works with bibliographic data bases.


Return to main page

English version

№ 3-2008
Содержание

Теоретические проблемы региональной экономики
Новоселов А.С. Теоретические аспекты исследования региональных рынков
В статье исследуются методологические проблемы формирования региональных рынков, их роль в экономике региона, рассматриваются воспроизводственные, пространственные и институциональные аспекты организации региональных рынков. В результате анализа различных теорий региональных рынков обосновываются подходы к разработке концепции развития региональных рынков, позволяющей обеспечить согласование интересов государств и бизнеса.

Мартышенко С.Н., Мартышенко Н.С. Оптимизация структуры инвестиций региональных туристических проектов
В работе рассматривается модель оптимизации планирования инвестиций в развитие туристского комплекса региона. Критерий эффективности выбора вариантов планов построен с учетом синергетического эффекта. Одним из достоинств модели является то, что целевая функция и система ограничений представлены линейными функциями, что позволяет решать задачу достаточно большой размерности.

Региональная политика и экономические проблемы федерализма
Клисторин В.И. Новый этап дискуссий о федерализме в России
В статье проанализированы основные точки зрения и оценки специалистов в области региональной политики и федеративных отношений по поводу выбора модели федерализма в России и ее влияния на пространственное развитие страны. Показано, что основным фактором, определяющим позиции авторов, являются различные оценки зрелости и эффективности политических институтов федерализма. Большинство российских специалистов считают необходимыми, и даже неизбежными, децентрализацию принятия решений и повышение самостоятельности регионов и муниципальных образований.

Экономические проблемы развития регионов России
Воронов Ю.П. Рейтинги субъектов Федерации: методические проблемы оценки
В статье исследуются вопросы методического обеспечения при определении рейтингов регионов. Приводятся в качестве иллюстраций рейтинги субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа. Автор обосновывает выбор методики двухступенчатого и двухкритериального определения рейтингов, а также «мягкого», т.е. группового, распределения мест. Главный аргумент при этом выходит за рамки методики и состоит в необходимости менее жестких оценок качества управления соответствующими субъектами Федерации.

Алексейчук М.С. Чистые сбережения как индикатор оценки устойчивости регионального развития
В статье рассматриваются возможности адаптации широко известного в западной научной литературе индикатора устойчивого развития – индекса истинных сбережений для оценки устойчивости развития региона. Автором сделана попытка измерить реальную скорость накопления национальных сбережений после соответствующего учета инвестиций в человека, истощения физического капитала, природных ресурсов и ущерба от загрязнения окружающей среды на примере Самарской области.

Фридман Ю.А., Речко Г.Н., Бияков О.А., Блам Ю.Ш. Оценка уровня согласованности экономических интересов субъектов региональной промышленной политики
Исследуются проблемы взаимодействия экономических интересов власти и бизнес-структур в отдельном регионе в контексте оценки уровня их согласованности. Доказана необходимость развития инструментов количественной оценки региональных экономических интересов. Предложен подход, базирующийся на математическом инструментарии ранговой статистики и предполагающий использование информационной базы территориальных органов федеральной статистики. Разработаны методические решения, позволяющие дать количественную оценку уровня согласованности экономических интересов субъектов региональной промышленной политики.

Цветкова С.Н. Угледобывающий регион в постреструктуризационный период
В статье рассмотрены причины кризиса угольной отрасли восточного Донбасса, показаны основные направления реструктуризации угольного сектора. Выявлены тенденции развития депрессивного региона и факторы, способствующие социально-экономической стабилизации.

Региональное развитие и международное сотрудничество
Липин А.С., Гайдук Е.А. Перспективы развития лесной отрасли Сибири в условиях изменения внешнеэкономической конъюнктуры
В статье анализируется влияние изменения внешнеторговой политики России на состояние лесного комплекса макрорегиона (на примере Сибири). Акцент делается на рынке Китая как основного торгового партнера Сибири. Выполнен анализ равновесия спроса и предложения на китайском рынке круглого леса, сравнительной статики влияния тарифных ставок на продукцию лесного экспорта. Определены эффективные и неэффективные механизмы управления экспортом круглого леса. Дана оценка варианту развития отечественного деревянного домостроения как перспективного направления развития отрасли в условиях сохранения протекционистской торговой политики.

Проблемы экономической социологии
Бессонова О.Э. Роль государства в современной экономике в контексте общей теории институциональных трансформаций
В статье показано, как на современном этапе развития России изменилась роль государства в экономике, что повлекло за собой формирование иной институциональной системы. В контексте общей теории институциональных трансформаций исследуется изменения роли государства, в котором экономическая эффективность находится в балансе с принципами социальной справедливости, а основой такой гармонизации выступает созданная на базе сочетания рыночных и раздаточных механизмов институциональная система, позволяющая максимально полно использовать и приумножать человеческий потенциал страны. Эта эффективная система выстраивается с двух сторон: рыночная экономика Запада с ХХ в. модифицировалась в «социальный рынок», а раздаточная экономика России с 2000-х годов трансформируется в «либеральный раздаток».

Соболева С.В., Чудаева О.В. Демографическая безопасность России и ее регионов: факторы, проблемы, индикаторы
В статье показано, как на основе анализа демографической безопасности можно выявить условия, необходимые для нейтрализации существующих и предупреждения возникновения новых демографических угроз. В статье дается классификация демографических угроз. Обозначены наиболее значимые для России последствия современных демографических угроз, рассматриваются индикаторы и их пороговые значения, которые могут быть рассчитаны как для России в целом, так и для отдельных ее регионов с помощью данных федеральной государственной статистики. Разработанные индикаторы позволяют осуществлять диагностику демографической сферы и могут рассматриваться в качестве ориентиров для разработки и реализации федеральной и региональной демографической политики.

Региональные и межрегиональные аспекты структурной и инвестиционной политики
Кисельников А.А., Курцев И.В. Экономико-статистический анализ аграрного развития Сибири по материалам переписей и текущей статистики
Развитие сельского хозяйства Сибири рассмотрено в статье на большом временном интервале. В качестве информационной основы использованы архивные данные сельскохозяйственных переписей в Сибири 1917 и 1920 гг., данные текущей статистики и предварительные итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г. В результате анализа выделены этапы позитивного и деструктивного развития сельского хозяйства Сибири. Детально рассмотрен период российских реформ 90-х годов, в ходе которых сибирское село понесло наибольшие потери за всю историю развития отрасли в регионе. Сформулированы проблемы современного этапа развития сибирского села и приведены их количественные параметры.

Шипилина А.И. Приполярная железнодорожная магистраль: анализ внутренних и внешних эффектов
В статье исследуется проблема сооружения Приполярной железнодорожной магистрали. Показана актуальность проекта в связи с необходимостью освоения российского шельфа Северного Ледовитого океана. Рассмотрены альтернативные железной дороге варианты транспортного освоения. С использованием теории принятия решений в условиях неопределенности и аппарата расплывчатых множеств оценена предпочтительность выбора альтернативы сооружения железной дороги.

Гальперова Е.В., Кононов Ю.Д., Мазурова О.В. Прогнозирование спроса на энергоносители с учетом их стоимости
В статье предлагается методический подход к оценке спроса на топливо и энергию при разработке долгосрочных стратегий развития топливно-энергетического комплекса России и макрорегионов. Особое внимание уделяется ценовой эластичности спроса на энергоносители, учет которой в прогнозах актуален, так как в рыночной экономике цена и спрос взаимосвязаны. Предлагаемый подход применен для оценки спроса на газ восточных районов страны.

Проблемы местного самоуправления и муниципального развития
Тамбовцев В.Л., Баснина Т.Д., Вигушина Е.П., Иванова С.А., Маньков В.С., Полянская Е.Е., Суханова Н.В., Сысоев А.П. Принципы общественного аудита органов местного самоуправления
В статье анализируются принципы и методические подходы к организации и проведению общественного (гражданского) аудита деятельности органов местного самоуправления по показателям конечного результата и критериям удовлетворенности населения действиями муниципалитетов.

Куратченко Е.В. Оценка эффективности управления развитием муниципальных образований (на примере Алтайского края)
В статье описывается методика оценки эффективности управления социально-экономическим развитием муниципального образования, основанная на сравнительной оценке социально- экономического развития муниципальных образований в рамках одного субъекта Российской Федерации. Приводятся результаты оценки эффективности управления социально-экономическим развитием муниципальных образований Алтайского края. На основании этих оценок выявляется ряд проблем, характерных для муниципальных образований этого региона.

Научная жизнь
Лычагин М.В., Суслов В.И., Лычагин А.М. Новые направления региональных исследований в англоязычной научной литературе
Анализируются новые направления региональных исследований, отраженные в крупнейшей электронной экономической библиографии EconLit. В качестве критериев новизны приняты абсолютный и относительный приросты числа публикаций всех видов и появление новых направлений за счет «перекрещивания» предметных областей, относящихся к собственно региональным исследованиям, с другими предметными микрообластями. Предложена методика выявления новых направлений региональных исследований, основанная на анализе публикационной активности, использовании программных средств работы с библиографией и структурно-морфологическом анализе.


Вернуться на главную страницу