Russian version

¹ 3-2009
Content

Program Issued by the Presidium of the Russian Academy of Sciences: Fundamental Issues of Spatial Development of Russian Federation: nterdisciplinary Synthesis
L.S. Markov, M.A. Yagolnitser, V.M. Markova, I.G. Teplova. Innovation mesa-economic systems: institutional specifics, cluster models, and development
The paper explores correlation between the structure of a mesa-economic system and institutional features. Having analyzed the spatial context of small business and having compared the innovation company clusters of different managerial types, we can state that institutional environment and a type of mesa-economic system proved to be interrelated. We also identified the factors and models of business clusters.
Key words: small and large enterprises, innovation cluster, clusterization model

Theoretical Issues of Regional Economics
V.N. Leksin Towards methodology of the research and regulation of spatial development
The paper considers the methodology of systemic regional studies including the peculiarities of the object and method of analysis; identifies the reasons of mismatching a basic model of regional studies and the most critical regional problems, and describes the contradiction between the new objectives of regional development, on the one hand, and Russian regional policy, on the other hand. The paper analyses the relation of regional and economic policies, and the issues of how to ensure the adequate information support for studies and to provide the management of regional development processes.
Key words: methodology, system regional studies, essence, subject, methods, spatial management, regional policy, economic policy

Regional Policy and Economic Issues of Federalism
V.I. Klistorin Russian federalism: regional policy of supporting municipal units
Proceeding from a view that a municipal level of governance seems to be a matter-of-course basis both for federate relations and an effective decentralized decision-making system in modern economy, we consider the development issues of municipal units and population settlement patterns. We also discuss what informational base is required to make good strategic decisions on of population settlement patterns, and try to identify what threats the recessionary events, which are progressing in Russian economy, may pose to municipal units and what capacities municipal units have to resist.
Key words: federalism, centralization, decentralization, regional policy, spatial development, depressed area, municipal units

Economic Issues in Regional Development
S.A. Suspitsin Comparative assessment of post-crisis restart of regional economic growth (perspectives for the near future)
The paper analyses the statistical assessments concerning Russian regional development in 2007-2008, and gives a forecast of the socio-economic regional development for the period of time up to 2011. The scale of the recovery growth by 2012 is presented here as well as the basic trends in spatial structure. Our calculations show that most RF regions, within the framework of an experts’ moderately optimistic scenario of possible development in the Russian Federation, will overcome an active phase of their economic recession by 2012.
Key words: spatial structure of economy, interregional comparison, regional consequences of economic crisis, development scenarios, mid-range forecast

Ye.A. Postnikova, Ye.A. Shiltsin Some fragments of the latest trends in regional development
The paper analyses how the regional differentiation of real sectors of the economy and intergovernmental relations changed over the last few years. We consider the links between economic growth and regional differentiation as well as the trends of how regional fiscal equilibrium changes including those changes caused by regional merging processes.
Key words: region, economy, differentiation, budget, provision, intergovernmental relation, enlargement of region

Ye.A. Kolomak Analyzing factors of regional competitiveness
We assess some indicators of regional economic activity which can show the competitiveness of a region, and analyze key factors which are of importance for their higher competitiveness and which we consider to be an empirical basis for assessing regional competitiveness. Factors and impetus to higher regional competitiveness are classified. To illustrate our conclusions, we compared some competitive positions of the Novosibirsk Oblast with those for other regions of the Siberian Federal District.
Key words: competitiveness, region, factors, geographic location, production potential, infrastructure, human capital, institutions

V.Yu. Malov, B.V. Melentyev, O.V. Aleshina Integrated assessment of large regional projects
The intersectoral instruments proposed to assess disbenefits of a project being implemented in a region allow analyzing not only the effect of the project on a local economy, as a limited number of contiguous and visible links are taken into consideration, but also its effect on a national economy. To illustrate this, we applied here the natural gas development project for Yamal peninsula. In our opinion, the intensive implementation of this project is required even if the world‘s demand for gas drops.
Key words: intersectoral interregional models, complexity, assessment, efficiency, project, natural gas, priorities, demand, domestic market

Regional Development and International Cooperation
I.E. Urubkova Regulating the foreign economic activity in Sakhalin Oblast
The paper analyzes the regional legislative improvements of external economic relations made by the Sakhalin Oblast’s authorities, and shows that this process should be intensified since the potential of the region, being a frontier one, has not been fully realized despite its positive dynamics in foreign trade and foreign investments.
Key words: foreign economic activity, Sakhalin Oblast, region, foreign investments, legal system, federal government

Social Issues of Regional Development
N.D. Vavilina Vocational education in the innovation development context: labour market’s demand
This sociological research is devoted to the analysis of labour market and educational services in the Novosibirsk Oblast, and shows employers’ demand both for professional training (types and levels) and employees’ competences (professional and social).
Key words: professional education model, labour market demand, types of professional training, competencies, social qualities of labour force

N.M. Arsentyeva, V.V. Busygin, I.I. Kharchenko Labour resources in the innovation and traditional sectors of regional economy
We show how the labour behaviour and stuffing models are shaping in an innovation sector of the economy as well as the incentives and factors of such shaping. We also assess to what degree the educational, professional, labour and personality potential of the professionally trained youth is presently utilized.
Key words: innovation, human potential, competencies, young labour force, labour behavior, strategies, staffing

Regional and Interregional Aspects of Structural and Investment policies
Ye.B. Kibalov, V.P. Nekhoroshev Russian railway system development strategy: South-East vector
The paper shows what the project connecting the Trans-Korean and Trans-Siberian railways contributes to the Russia-Republic of Korea cooperation aimed at the development of the Far East and Siberia natural resources. We identified the alternative variants of implementing the project as well as the advantages that the Republic of Korea would have in comparison with other potential parties of the project. We consider the project to be of high risk.
Key words: railway, south-east vector, Trans-Korean Railway, Trans-Siberian Railway, transit traffic, reconstruction

A.B. Bardal, V.D. Kalashnikov Cargo traffic in Khabarovsk Kray: trends in its forming and servicing
The paper considers the dynamics of cargo traffic and its servicing by the Khabarovsk Kray transportation system. The ratio of the today and prospective cargo traffic being served by different modes of transportation and in basic transportation hubs are assessed allowing for the transit traffic. The development of this regional transportation system is considered within the framework of a long-term national transportation strategy (up to 2020).
Key words: cargo traffic, transportation complex, regional economy, Far East, Khabarovsk Kray, transportation hubs

M.V. Pyataev Transportation-and-logistics centers projects: assessing their expecting efficiency
We consider the problem of how to select an investment project according to a two-criterion technique and illustrate this issue by the transportation-and- logistic center project for the Novosibirsk Oblast. We also analyze how regular the investments are made and show the minimal discounted costs and an algorithm and the mechanism to select Paretto’s optimal investments.
Key words: transportation-and- logistic center, Paretto’s optimum, regularity, multicriteria

A.N. Tokarev Solving the problem of oil-dissolved gas utilization: interests and role of oil-producing sectors
The problem of the oil-dissolved gas utilization remains urgent for Russian oil-and-gas sector. Tens of billions of the gas cubic meters continue to be burnt in flares, and the tendency of less utilization has been observed. In prospect, the oil-producing regions could have the significant socio-economic benefits by developing the oil-dissolved gas utilization industries as the negative ecologic effects would be minimized, the higher employment would be attained, the higher tax payments to budgets and more diversified economy would be and etc.
Key words: oil-dissolved gas, oil-producing region, utilization, gas manufacture, taxes, stimulation, complex programs

Economy of Enterprises
A.G. Goncharuk Tools for managing regional enterprise efficiency
The author presents his theoretical considerations concerning the building of tools to manage efficiency of a regional enterprise which combine the potential of intersectoral and international sources of improvements and the different types of benchmarking.
Key words: region, enterprises, efficiency, benchmarking, management mechanism, regional agencies, managerial tool

Foreign Experience of Regional Studies, Regional Policies and Economic Issues of Federalism
M.M. Khalitova Fiscal and tax management of small and medium business under the crisis in Kazakhstan
The crisis has had a negative effect on small and medium business in the Republic of Kaskhstan. We analyze basic factors which impede the development of small and medium business in the Republic and the ways which would stimulate the development in this sector.
Key words: small and medium business, tax, taxation, tax holiday, tax burden, tax rate, special tax regime, crediting

Russian-Canadian Program «The Exchange of Experience in Managing the Development of Northern Territories»
J. White Understanding aboriginal educational outcomes: the role of social capital
This paper examines the impacts of social capital on Aboriginal educational attainment in Canada, Australia, and New Zealand. We developed a synthesis looking for patterns and distilling the role of social capital. In writing our results we chose programs and policies of countries targeted that illustrated our synthesis.
Key words: social capital, education, Aboriginal peoples, Canada, Australia, New Zealand, models, functions

News Notes
Ye.L. Andreyeva Integrated projects for the Ural, Siberian and Far East Branches of the Russian Academy of Sciences considering as the ways of research cooperation on spatial development patterns


Return to main page

English version

№ 3-2009
Содержание

Программа Президиума Российской академии наук «Фундаментальные проблемы пространственного развития: междисциплинарный синтез»
Марков Л.С., Ягольницер М.А., Маркова В.М., Теплова И.Г. Институциональные особенности, модели кластеризации и развитие инновационных мезоэкономических систем
В статье изучается взаимосвязь структуры мезоэкономических систем и особенностей институциональной среды. Путем анализа условий деятельности малого бизнеса в территориальном разрезе и сравнения организационно различных кластеров инновационных компаний обосновывается взаимная обусловленность институционального пространства и типа мезоэкономической системы. Делаются выводы о факторах и моделях кластеризации бизнеса.
Ключевые слова: малые и крупные предприятия, институциональные условия, инновационные кластеры, модели кластеризации

Теоретические проблемы региональной экономики
Лексин В.Н. К методологии исследования и регулирования процессов территориального развития
Дается определение методологии системной регионалистики. Обосновываются концептуальные положения системной регионалистики. Показаны сущность, предмет и методы исследования системной регионалистики. Аргументирован вывод о том, что пока не существует технологий познания региональной компоненты мира адекватных сути этой компоненты. Показаны причины наиболее острых региональных проблем и принципиальных противоречий между новыми задачами и практикой государственного регулирования территориального развития России и методы их нивелирования. Исследуется соотношение региональной и экономической политики. Изучается проблема информационного обеспечения исследования и регулирования процессов территориального развития.
Ключевые слова: методология, системная регионалистика, сущность, предмет, методы, регулирование территориального развития, региональная политика, экономическая политика

Региональная политика и экономические проблемы федерализма
Клисторин В.И. Российский федерализм: региональная политика, направленная на поддержку муниципальных образований
В статье рассмотрены проблемы развития муниципальных образований и систем расселения исходя из представлений о муниципальном уровне управления как о естественном фундаменте федеративных отношений и основе эффективной системы децентрализованного принятия решений в современной экономике. Обсуждаются проблемы информационной базы принятия стратегических решений по развитию систем расселения. Выделяются некоторые угрозы возможности для муниципальных образований в связи с развитием кризисных явлений в экономике России.
Ключевые слова: федерализм, централизация, децентрализация, региональная политика, пространственное развитие, депрессивные ареалы, муниципальные образования

Экономические проблемы развития регионов России
Суспицын С.А. Сравнительные оценки возможностей посткризисного рестарта экономического роста регионов России
Анализируются статистические оценки развития регионов России в 2007-2008 гг. Дан прогноз развития социально-экономической ситуации на перспективу до 2011 г. в территориальном разрезе. Оценены масштабы восстановительного роста регионов к 2012 г. и выявлены основные тенденции изменения территориальной структуры экономического развития. Делается вывод на основе расчетов, что в рамках умеренно оптимистического сценария, аккумулирующего экспертные оценки возможного развития ситуации для РФ в целом активная фаза экономического спада для большинства регионов будет пройдена к 2012 г.
Ключевые слова: пространственная структура экономики, межрегиональные сопоставления, региональные последствия экономического кризиса, сценарии развития, среднесрочные прогнозы

Постникова Е. А., Шильцин Е. А. Новейшие тенденции регионального развития: некоторые фрагменты
В статье анализируются изменения российской межрегиональной дифференциации в последние годы как в реальном секторе экономике, так и в сфере межбюджетных отношений. Оценивается связь экономического роста и региональной дифференциации. Исследуются тенденции изменения региональной бюджетной сбалансированности, связанные, в том числе, и с процессами укрупнения регионов.
Ключевые слова: регион, экономика, дифференциация, бюджет, обеспеченность, межбюджетные отношения, укрупнение регионов

Коломак Е.А. Анализ факторов конкурентоспособности региона
Оценивается конкурентоспособность субъекта Российской Федерации, характеристикой которой являются результаты деятельности региона. Анализируются ключевые факторы, которые играют важную роль в усилении конкурентных позиций территории и являются эмпирической основой анализа конкурентоспособности региона. Классифицируются факторы и движущие силы конкурентоспособности регионов. В качестве примера приведено исследование конкурентных позиций Новосибирской области в сравнении с регионами Сибирского федерального округа.
Ключевые слова: конкурентоспособность, регион, факторы, географическое положение, производственный потенциал, инфраструктура, человеческий капитал, институты

Малов В.Ю., Мелентьев Б.В., Алешина О.В. Комплексная оценка крупных региональных проектов
Предлагаемый межотраслевой инструментарий оценки потерь в случае выбора стратегии развития позволяет отразить не только локальный анализ объектов с привлечением ограниченного числа видимых смежных связей, но и получить полный народно-хозяйственный результат влияния реализации проекта в одном регионе на все производства в других районах. В качестве конкретного примера рассматривается крупный проект освоения месторождений природного газа полуострова Ямал. Дано обоснование целесообразности ускоренного освоения месторождений даже в случае сокращения спроса на сырье на мировом рынке газа.
Ключевые слова: межотраслевые межрегиональные модели, комплексность, оценка, эффективность, проект, природный газ, приоритеты, потребность, внутренний рынок

Региональное развитие и международное сотрудничество
Урубкова И.Е. Регулирование внешнеэкономической деятельности Сахалинской области
Анализируется процесс законодательного регулирования участия Сахалинской области во внешнеэкономических связях. Показана недостаточность усилий в сфере совершенствования регионального законодательства по регулированию внешнеэкономических связей. Отмечается, что потенциал Сахалинской области в качестве приграничного региона реализован не в полной мере, несмотря на положительную динамику внешней торговли и иностранных инвестиций.
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, Сахалинская область, регион, иностранные инвестиции, законодательство, федеральное правительство

Социальные проблемы регионального развития
Вавилина Н.Д. Запросы рынка труда к системе профессионального образования в условиях инновационного развития
По материалам социологического исследования рынка труда и образовательных услуг в Новосибирской области показаны запросы работодателей к профилям профессионального образования, уровням, профессиональным и социальным компетенциям работников.
Ключевые слова: модели профессионального образования, запросы рынка труда, профили подготовки кадров, тип компетенций, социальные качества работников

Арсентьева Н.М., Бусыгин В.В., Харченко И.И. Использование кадрового потенциала в инновационном и традиционном сегментах экономики региона
Показано, как складываются в экономике модели трудового поведения работников и кадрового обеспечения, реализуемые работодателями в нарождающемся инновационном сегменте экономики. Анализируется их отличие от традиционного сегмента; изучаются стимулы, мотивы и факторы их формирования. Дается оценка степени использования образовательного, профессионального, трудового, личностного потенциала профессионально подготовленной молодежи в современной экономике.
Ключевые слова: инновации, человеческий потенциал, компетенции, молодые работники, работодатели, квалификация, трудовое поведение, стратегии, кадровое обеспечение

Региональные и межрегиональные аспекты структурной и инвестиционной политики
Кибалов Е.Б., Нехорошков В.П. Юго-восточный вектор стратегии развития опорной железнодорожной сети России
Показана роль проекта соединения Транскорейской и Транссибирской железнодорожных магистралей в развитии сотрудничества России и Республики Корея по освоению ресурсной базы Дальнего Востока и Сибири. Выявлены альтернативные варианты реализации проекта и указаны конкурентные преимущества Республики Корея по сравнению с другими потенциальными его участниками. Подчеркивается рисковый характер проекта.
Ключевые слова: железная дорога, юго-восточный вектор, Транскорейская магистраль, Транссиб, транзитные перевозки, реконструкция

Бардаль А.Б., Калашников В.Д. Тенденции формирования и обслуживания грузопотоков в Хабаровском крае
Анализируется динамика грузопотоков и их обслуживание транспортной системой Хабаровского края. Оценены распределение существующих и перспективных грузопотоков по видам транспорта и основным узлам транспортного обслуживания с учетом транзитных перевозок. Развитие транспорта региона увязано с показателями транспортной стратегии страны на перспективу до 2020 г.
Ключевые слова: грузопоток, транспортный комплекс, региональная экономика, Дальний Восток, Хабаровский край, транспортные узлы

Пятаев М.В. Оценка ожидаемой эффективности проектов создания транспортно-логистических центров
Рассматривается проблема двухкритериального выбора инвестиционных альтернатив на примере создания транспортно-логистического центра Новосибирской области. Анализируется равномерность освоения инвестиций во времени и минимальные дисконтированные затраты. Показан алгоритм и механизм выбора оптимальных по Парето инвестиционных альтернатив.
Ключевые слова: транспортно-логистический, кластер, оптимум по Парето, ритмичность, равномерность освоения инвестиций, многокритериальный

Токарев А.Н. Решение проблемы утилизация попутного нефтяного газа: интересы и роль нефтедобывающих регионов
Актуальной проблемой нефтегазового сектора России остается утилизация и использование нефтяного попутного газа (НПГ). В факелах по-прежнему сжигаются десятки миллиардов кубических метров НПГ, причем выявлена тенденция к уменьшению степени его утилизации. Показано, что крупные потенциальные социально-экономические эффекты для нефтедобывающих регионов связаны с развитием производств по утилизации и переработке попутного газа: минимизируются отрицательные экологические эффекты, достигается прирост занятости, налоговых платежей в бюджеты, диверсифицируется экономика и др.
Ключевые слова: нефтяной попутный газ, нефтедобывающий регион, утилизация, газопереработка, налоги, стимулирование, комплексные программы

Экономика предприятий
Гончарук А.Г. Механизм управления эффективностью предприятий региона
Приводятся концептуальные положения по созданию организационного механизма управления эффективностью предприятий региона, объединяющего возможности использования межотраслевых и международных источников совершенствования и основанного на сочетании различных видов бенчмаркинга.
Ключевые слова: регион, предприятия, эффективность, бенчмаркинг, механизм управления, региональные агентства, организационный механизм

Зарубежный опыт региональной науки, региональной политики и территориального развития
Халитова М.М. Бюджетно-налоговое регулирование малого и среднего бизнеса в Казахстане в условиях кризиса
Сделан вывод, что последствия мирового финансового кризиса негативно сказались на развитии малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан. В статье выделены основные факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства в республике и рассмотрены некоторые направления стимулирования развития данного сектора экономики в условиях экономического кризиса.
Ключевые слова: малый и средний бизнес, налог, налогообложение, налоговые каникулы, налоговая нагрузка, ставка налога, специальный налоговый режим, кредитование

Российско-канадская программа «Обмен опытом управления северными территориями»
Уайт Д. Коренные народы: роль образования и социального капитала
Изучается вопрос о влиянии социального капитала на образование коренных народов Канады, Австралии и Новой Зеландии. Анализируются модели функционирования социального капитала. На основе анализа проводимой в указанных странах политики и ее результатов выделены важнейшие аспекты социального капитала.
Ключевые слова: социальный капитал, образование, коренные народы, Канада, Австралия, Новая Зеландия, модели, функции

Научная жизнь
Андреева Е.Л. Интеграционные проекты Уральского, Сибирского и Дальневосточного отделений РАН как направления взаимодействия в исследовании закономерностей пространственного развития


Вернуться на главную страницу