Russian version

¹ 3-2012
Content

Basic Research on Spatial Development within the Framework of the Programs Launched by the Presidium of the RAS
Zh. A.Zayonchkovskaya (fmcentre@ecfor.ru) Federal districts on the Russian migration map
In our opinion, the Russian economy may experience the sudden changes in labor supply in future. A labor market could yield not much if a governmental decision on higher permissive retirement age, motivated by a deficit of the Russian Pension Fund but not a higher labor demand, is approved. It is obviously that to suspend depopulation in the country would be possible only by a higher migration component, and Russia could attract a necessary number of immigrants. However, both an ineffective governmental policy in relation to a legal immigrant status and illegal statuses of most immigrants impact the quality of a flow of immigrants and a share of legal immigrants rather than a size of the flow. A further western orientation of the migration and its centripetal character could be regarded as a long-standing trend. A demographic crisis and in particular its component - migration, could stronger polarize the Russian territory economically, as well as inhabited areas of Russia within all regions could shrink not only in the east to west direction, but also from peripheries to centers.
Key words: labor forces, demand, sources of finance, migrants, legal status of migrant, vector of migration

Regional Policy and Economic Issues of Federalism
A.N. Bufetova (anb@ieie.nsc.ru) Regional policies at the federal and sub-federal levels: assessing their effectiveness
The paper proves that dynamics of social disparities could be reasonably applied as a criterion of effectiveness of any regional policy. Our comparative analysis of the dynamics of regional social and economic disparities shows that the regional policy pursued by the federal government could be regarded effective, but only regional capitals benefit from it, while regional policies pursued by regional governments - ineffective. We discuss what institutional arrangements which could make traditional regional policies more effective.
Key words: region, regional capitals, effectiveness of regional policy, disparities in social development, institutional arrangements of regional policy

Economic Issues in Regional Development
L.I. Vlasyuk (lvlasyuk@mail.ru), S.A. Syspitsin (susp@ieie.nsc.ru), A.G. Shelomentsev (chel61@mail.ru) Accelerated socio-economic development in the Russian regions: factors and mechanisms
The paper presents the authors' techniques and analysis of how GRP dynamics depends on key factors of economic growth in different RF regions. We identified the conditions, challenges, and limitations (such as macro-structural and resource limitations, socio-economic challenges, and effectiveness) which impact the development in the regions of the Russian Far East. For the regions of Siberia and Ural, we made a cluster analysis based on the levels of development of primary and secondary sectors of the economy. We also can state that there is a negative correlation between the regional resource development and regional capital productivity growth.
Key words: multiregional systems, economic growth, regional policy, Siberia, Russian Far East, Ural

A.O. Polynev (apolynev@yandex.ru), V.N. Razbegin(vrazbegin@mail.ru), B.M. Shtulberg(prognossops@rambler.ru) Integrated assessment of regional provision with infrastructure
The paper offers a methodical approach to assessing to what degree any of the RF regions is provide with different kinds of civil engineering infrastructure. We present our basic principles of such assessment; a set of key indicators which show a comparative development of different kinds of the regional infrastructures, including social, engineering, transportation, information-communication, energy and market ones; the integrated values of availability of infra-structural facilities of each kind, and consolidated indicators for the RF constituent entities and federal districts.
Key words: provision of regions with infrastructure, federal districts, indicators of the development of regional infrastructure, integrated value of provision of regions with infrastructure

Social Issues of Regional Development
N.D.Vavilina (nsu@nsu.gcom.ru) Social portrait of Siberian regions
The paper describes the social infrastructure, potential for social development, subjective conditions and players of regional social changes in the regions of the Siberian Federal District, Russia.
Key words: social infrastructure, educational zones, social services, subjects of social development, social involvement

D.S.Dubovets (Ds_1956@mail.ru) Issues of retention of labor forces in the Northern Russia
The paper analyzes the socio-economic indicators to which can show a current state of provision of the Northern areas of Russia with labor resources. We suggest that a proper governmental policy aimed at attracting labor resources to the Northern areas of Russia should be developed as well as mechanisms of social partnership which could offer incentives for employers to invest their money into human resources development, and which could prevent a labor runoff.
Key words: Northern areas, social and labor relations, labor resources, GRP per capita, mortality of working age population, HR costs

V.G. Dobrokhleb (vdobrokhleb@mail.ru), A.A. Shabunova (aas@vscc.ac.ru), O.N. Kalachikova (onk82@yandex.ru) Regional opportunities in regulating a reproductive people's behavior
To make our recommendation on optimizing a demographic policy, we consider how people's reproductive behavior influences regional birth rates. Our case-study on the Vologda Oblast suggests that there is a trend to have a few children in families as people's reproductive plans could not be realized because of people's lack of confidence in the future economic stability in the country or stable family partner's relationships, or their dissatisfaction with their incomes, housing conditions, and healthcare and educational services. Within our case-study we developed the recommendations on the objectives to be included in the demographic policy for the Vologda Oblast and an interagency coordination plan to ensure higher birth rates in this region.
Key words: depopulation, birth rates, economic cycle, demographic policy, management, the Vologda Oblast

Regional and Interregional Aspects of Structural and Investment policies
L.S. Shekhovtseva (shehovcev47@mail.ru), V.V. Zaplatina (Lila2222@yandex.ru) Approachers to regional clustering
The paper identifies the features and reasons of regional clustering; it describes the basic approaches to definition of such spatial and economic phenomenon; and it also considers a typology of clusters and the role which an investment cluster could play in synergetic economics.
Key words: clusters, region, development, systemic-functional approach, competitiveness, typology, investment cluster

V.I.Psarev (v.i.psarev@mail.ru), T.V. Psareva (Psareva@rshb.ru), V.P. Tomenko (public@krskstate.ru) The state and problems in providing investment support for implementation of the Siberian socio-economic development strategy
The paper analyzes the economic development of Siberia (12 RF subjects which make up the Siberian Federal District) on key indicators included in the Siberian Socio-Economic Development Strategy up to 2020. The authors offer their improvements to be included into federal and regional policies aimed at attracting investments for realization of basic priorities of the Strategy, and proposals on higher investments to be made into Siberia by the Russian central and regional governments, and business-communities.
Key words: Siberia, development, strategy, investments, investment attractiveness, development institutions

N.I. Suslov (nsus@academ.org), N.V. Chernaya (nad@ieie.nsc.ru) Electric power prices and Russian power industry reforms
The paper explodes the myth that electric power prices in Russia are lower than those of the world. Being calculated on the base of purchasing power parity, such prices for industries were 2.5 times higher in Russia than in Norway and 1.4 times higher in Finland and the USA in 2008. Analyzing the wholesale and different consumers' electric power prices over 2001-2011, we can state that 2009, which is the year following the reform of the RAO Unified Energy System of Russia, stands out against a ground of other years under study. We also can state that despite a 50% drop in the real prices set by regional power generating companies, the real prices for different consumers were higher by 9%. Subject to the different drops in wholesale electric power prices taken place after the reform, we can identify zones which are characterized by different levels of competitiveness among power generating companies. Moreover, under lack of both competitive environment among energy power suppliers and governmental control in the post-reform period, network suppliers used to overstate their required gross operating incomes to calculate prices by RAB method.
Key words: network supplier's prices, real prices, purchasing-power parity, RAB method, reform of the RAO Unified Energy System of Russia

N.I.Plyaskina (pliaskina@hotmail.com), V.N. Kharitononova (kharit@ieie.nsc.ru) Strategic planning of intersectoral resource megaprojects: technologic-organizing aspects
The paper considers the characteristic features of intersectoral megapro-jects, the place which such projects play in a system of governmental strategic planning and management, and a necessity of administrative procedures to coordinate both strategic interests and investment policies of the government and business. We offer our methodological approach to building technologic-organizing schemes of strategic planning and management though applying tools of modeling. We also suggest the mechanisms to coordinate the investment decisions made by participants involved in megaprojects - such mechanisms include indicators which assess whether management schemes of implementation of investment program in such megaprojects are well balanced and effective.
Key words: strategic planning, management, technologic-organizing schemes, megaprojects, coordination of interests, coordination mechanisms, management indicators, tools of modeling, network model, investment program, assessment of efficiency

B.G.Saneyev (saneev@isem.sei.irk.ru), L.A. Platonov (platonov@isem.sei.irk.ru), Ye.P. Maysyuk (maysyuk@isem.sei.irk.ru), A.K. Izhbuldin (izhbuldin@isem.sei.irk.ru) Multipurpose utilization of natural gas in the Baikal Region: backgrounds, vectors, and implementation conditions
A priority task for developing the Baikal region (the Irkutsk Oblast, Buryatia Republic, and Zabaikal region) is to modernize the existing chemical industry, and to build new facilities which are oriented on usage of both natural gas and its components, and producing high value added products. Being used as the power-generating and process fuel, gas could allow replacing expensive fuel oil and solving many social and ecologic problems. The Kovykta Gas Condensate Field ready for its commercial operation could become a resource base for such gasification. The paper also presents the economic assessment of building the new gas processing works and gas-chemical plants in the territory of the Baikal region; the efficiency of methane usage as fuel by different consumer's groups; a comparative analysis of several regional gas supply systems; and what is required the recommendations proposed to be realised.
Key words: Baikal region, Kovykta Gas Condensate Field, gas processing, gas-chemical plants, gasification, pipeline infrastructure, liquefied hydrogen gas, liquefied natural gas

Ecologic and Economic Issues of Regional Development
Ye.A.Klevakina (bedew@yandex.ru), I.A. Zabelina (i_zabelina@mail.ru) Regional disparities in Russia: ecological aspect
The paper makes an ecointensity analysis of the economies of the RF regions over the crisis and post-crisis periods. We apply the Gini coefficient, and Atkinson and Theil indices. Having made a comparative analysis of the results obtained, we can state that according to the indices under study, there is a significant regional inequality observed.
Key words: regional inequality, Russian regions, economic growth, ecologic impacts, ecointensity

V.A.Vasilenko (vasil@ieie.nsc.ru) On the issue of water resources export from Siberia
Due to the fact of renewed interest to the project on transbasin water transfer from Ob-Irtysh Basin to the Central Asia countries widely discussed in the 1970s up to the first half of the 1980s, we analyze whether this project was reaso¸nable, and show the principle methodological errors made in it. We describe the legal foundations of projects on transbasin water transfer as well as a procedure of ecologic-economic assessment which are necessarily be complied with and made. We question the economic and ecological wisdom of this project at present.
Key words: water resources, Siberia, Central Asia, sustainability of natural resource systems, water services market, Siberian transbasin water transfer, ecologic assessment, ecologic impacts

Economy of Enterprises
V.G.Basareva (veransk@hnet.ru) Small business in the new economy
The paper discusses the proposals on promoting the development of small business which is included in the Siberian Socio-Economic Development Strategy up to 2020; it also describes the mechanisms, which the author finds reasonable for achieving the strategic future goals; and the author presents her recommendations based on the principles and provisions of theory of reforms.
Key words: new economy, strategy of social and economic development, small business, theory of reforms, institutional traps, total survey of small business


Return to main page

English version

№ 3-2012
Содержание

Фундаментальные исследования пространственного развития по программам Президиума РАН
Зайончковская Ж.А.(fmcentre@ecfor.ru) Федеральные округа на миграционной карте России
Сделан вывод, что экономика России в перспективе будет функционировать в условиях резких колебаний предложения рабочей силы. Повышение пенсионного возраста мало что дает в плане рынка труда и может быть мотивировано дефицитом пенсионного фонда, но не запросом рынка труда. Без увеличения миграционного компонента невозможно остановить процесс депопуляции в стране. Россия способна привлечь необходимое количество иммигрантов. Неурегулированность правового положения значительной их части отражается в большей мере на качестве потока, на степени его легитимности, чем на его величине. Сохранение западного вектора и центростремительности миграционного движения можно считать устойчивой тенденцией всей перспективы. Демографический кризис и, в частности, миграция как его составляющая будут усиливать поляризацию территории России в отношении экономического развития и сжатие заселенного пространства не только по направлению восток - запад, но и по линии центр - периферия внутри всех регионов.
Ключевые слова: рабочая сила, потребность, источники покрытия, мигранты, правовое положение мигрантов, вектор движения мигрантов

Региональная политика и экономические проблемы федерализма
Буфетова А.Н. (anb@ieie.nsc.ru) Региональная политика федерального и субфедерального уровней: оценка результативности
Обоснована целесообразность использования показателя динамики социального неравенства в качестве критерия конечной результативности региональной политики. Исследование сравнительной динамики социального и экономического неравенства регионов показало, что региональная политика федерального уровня результативна, но ее эффект концентрируется в региональных столицах, а региональная политика субфедерального уровня нерезультативна. Рассмотрены мероприятия региональной политики институционального направления, которые могут повысить результативность применения ортодоксальных мер региональной политики.
Ключевые слова: регион, региональные столицы, результативность региональной политики, неравномерность социального развития, институциональное направление региональной политики

Экономические проблемы развития регионов России
Власюк Л.И. (lvlasyuk@mail.ru), Суспицын С.А. (susp@ieie.nsc.ru), Шеломенцев А.Г. (chel61@mail.ru) Факторы и механизмы акселерации социально-экономического развития регионов России
Предложены методики анализа и проанализировано влияние основных факторов экономического роста на динамику валового регионального продукта в регионах РФ. Для регионов Дальнего Востока выявлены условия, вызовы и ограничения, способные влиять на их развитие (макроструктурные и сырьевые ограничения, социально-демографический вызов и вызов эффективности). Для регионов Сибири и Урала выполнена кластеризация регионов по степени освоения в них сырьевых ресурсов и развития вторичного сектора экономики. Сделаны оценки обратной корреляции степени освоения ресурсного потенциала и роста региональной фондоотдачи.
Ключевые слова: многорегиональные системы, экономический рост, региональная политика, Сибирь, Дальний Восток, Урал

Полынев А.О.(apolynev@yandex.ru), Разбегин В.Н.(vrazbegin@mail.ru), Штульберг Б.М. (prognossops@rambler.ru) Комплексная оценка уровня инфраструктурной обеспеченности регионов
Предложен методический подход к оценке инфраструктурной обеспеченности регионов Российской Федерации. Даны основные принципы проведения такой оценки, представлена система ключевых показателей, характеризующих сравнительный уровень развития отдельных видов региональной инфраструктуры, включая социальную, инженерную, транспортную, информационно-коммуникационную, энергетическую и рыночную. Приводятся результаты интегральной оценки уровня инфраструктурной обеспеченности по каждому виду инфраструктуры, а также сводный показатель в разрезе субъектов Федерации и федеральных округов.
Ключевые слова: инфраструктурная обеспеченность регионов, федеральные округа, показатели развития региональной инфраструктуры, интегральная оценка инфраструктурной обеспеченности

Социальные проблемы регионального развития
Вавилина Н.Д. (nsu@nsu.gcom.ru) Социальный портрет регионов Сибири
Показана инфраструктура социального развития субъектов РФ, входящих в Сибирский федеральный округ. Исследуются возможности их социального развития, оцениваются субъективные условия социальных изменений. Представлены субъекты социальных изменений на региональном уровне.
Ключевые слова: социальная инфраструктура, образовательные зоны, социальные услуги, субъекты социального развития, социальное участие

Дубовец Д.С. (Ds_1956@mail.ru) Проблема сохранения трудовых ресурсов на севере Российской Федерации
Анализируются социально-экономические показатели развития субъектов Российской Федерации, полностью отнесенных к северным районам, характеризующие состояние трудовых ресурсов и обеспеченность ими. Обоснована необходимость выработки государственной политики, стимулирующей привлечение трудовых ресурсов на северные территории и их закрепление там, внедрение механизмов социального партнерства, способствующих заинтересованности работодателей в том, чтобы вкладывать средства в развитие трудовых ресурсов, а также сохранение и развитие имеющихся трудовых ресурсов.
Ключевые слова: северные территории, социально-трудовые отношения, трудовые ресурсы, ВРП на душу населения, смертность населения трудоспособного возраста, затраты организаций на рабочую силу

Доброхлеб В.Г. (vdobrokhleb@mail.ru), Шабунова А.А.(aas@vscc.ac.ru), Калачикова О.Н.(onk82@yandex.ru) Региональные возможности регулирования репродуктивного поведения населения
Рассмотрена роль репродуктивного поведения населения в формировании уровня рождаемости территории с целью обоснования предложений по оптимизации демографической политики. В ходе социологического исследования, проведенного в Вологодской области, выявлено, что репродуктивное поведение населения характеризуется распространением мало-детности, репродуктивные планы жителей реализуются не в полной мере из-за неуверенности в экономической стабильности страны, из-за неудовлетворенности материальными, жилищными условиями, услугами здравоохранения и образования, из-за неустойчивости партнерских отношений. На материалах Вологодской области разработана система целей и задач демографической политики, предложена схема координации межведомственного взаимодействия для повышения рождаемости.
Ключевые слова: депопуляция, рождаемость, экономический цикл, демографическая политика, управление, Вологодская область

Региональные и межрегиональные аспекты структурной и инвестиционной политики
Шеховцева Л.С. (shehovcev47@mail.ru), Заплатина В.В.(Lila2222@yandex.ru) Подходы к региональному кластерообразованию
Установлены идентификационные признаки региональных кластеров и причины их развития. Приведены основные подходы к определению этого пространственно-экономического феномена. Представлена типология кластеров. Рассмотрена роль инвестиционного кластера в синергетической экономике.
Ключевые слова: кластеры, регион, развитие, системно-функциональный подход, конкурентоспособность, типология, инвестиционный кластер

Псарев В.И. (v.i.psarev@mail.ru), Псарева Т.В. (Psareva@rshb.ru), Томенко В.П. (public@krskstate.ru) Состояние и проблемы инвестиционной поддержки реализации стратегии социально-экономического развития Сибири
Анализируется экономическое развитие Сибири (территорий 12 субъектов РФ, входящих в состав Сибирского федерального округа) в разрезе основных индикаторов, представленных в Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 г. Предложены варианты совершенствования федеральной и региональной политики в области привлечения инвесторов для реализации основных целей и приоритетов Стратегии. Сформулированы основные предложения по повышению инвестиционной активности государства, регионов и бизнес-сообщества на территории Сибири.
Ключевые слова: Сибирь, развитие, стратегия, инвестиции, инвестиционная привлекательность, институты развития

Суслов Н.И. (nsus@academ.org), Черная Н.В. (nad@ieie.nsc.ru) Тарифы на электроэнергию как отражение реформ электроэнергетики
Развенчан миф о более низких тарифах на электроэнергию в России по сравнению с мировыми: рассчитанные по паритету покупательной способности, тарифы для российской промышленности в 2008 г. были в 2,5 раза выше, чем в Норвегии, и в 1,4 раза - чем в Финляндии и США. Проанализированы оптовые цены на электроэнергию и конечные для различных категорий потребителей с 2001 по 2011 г., выделен 2009 г. - следующий после реформы РАО «ЕЭС России». Показано, что несмотря на падение в 2009 г. реальных тарифов генерирующих компаний на 50%, реальные тарифы для различных категорий потребителей в регионах выросли на 9%. В зависимости от темпов падения оптовых цен на электроэнергию после реформы выделены зоны с разной степенью конкуренции среди генерирующих предприятий. Показано завышение необходимой валовой выручки сетевыми (сбытовыми) компаниями при расчете тарифов методом RAB в условиях отсутствия конкуренции среди поставщиков электроэнергии, а также системного контроля со стороны государственных регулирующих органов в послереформенный период.
Ключевые слова: тарифы сетевых компаний, реальные тарифы, паритет покупательной способности, метод RAB, реформа РАО «ЕЭС России»

Пляскина Н.И. (pliaskina@hotmail.com), Харитонова В.Н. (kharit@ieie.nsc.ru) Организационно-технологические аспекты стратегического планирования межотраслевых ресурсных мегапроектов
Рассматриваются особенности межотраслевого мегапроекта, его место в системе государственного стратегического планирования и управления. Показана необходимость процедур согласования стратегических интересов и инвестиционных намерений государства и бизнеса. Предложен методологический подход к разработке организационно-технологической схемы стратегического планирования и управления с использованием модельного инструментария. Обоснованы механизмы координации инвестиционных решений участников мегапроекта с применением индикаторов сбалансированности и эффективности режимов управления реализацией инвестиционной программы мегапроекта.
Ключевые слова: стратегическое планирование, управление, организационно-технологическая схема, мегапроект, согласование интересов, механизмы координации, индикаторы управления, модельный инструментарий, сетевая модель, инвестиционная программа, оценка эффективности

Санеев Б.Г.(saneev@isem.sei.irk.ru), Платонов Л.А. (platonov@isem.sei.irk.ru), Майсюк Е.П.(maysyuk@isem.sei.irk.ru), Ижбулдин А.К. (izhbuldin@isem.sei.irk.ru) Комплексное использование природного газа в Байкальском регионе: предпосылки, направления, условия реализации
Приоритетной задачей развития Байкальского региона (Иркутская область, Республика Бурятия и Забайкальский край) являются модернизация существующих химических производств и строительство новых, ориентированных на использование природного газа и его компонентов в качестве сырья и на выпуск продукции высоких переделов. В статье показано, что газ в качестве энергетического и технологического топлива позволит вытеснить дорогостоящий мазут, эффективно решать многие социальные и экологические проблемы. Ресурсной базой газификации является готовое к промышленной эксплуатации Ковыктинское газоконденсатное месторождение. В статье приведены оценки эффективности создания газоперерабатывающих и газохимических производств на территории Байкальского региона, оценки эффективности использования метанового газа в качестве топлива у различных групп потребителей, выполнен сравнительный анализ различных схем газоснабжения потребителей региона, сформулированы условия реализации предложенных мероприятий.
Ключевые слова: Байкальский регион, Ковыктинское ГКМ, газопереработка, газохимия, газификация, трубопроводная инфраструктура, сжиженные углеводородные газы, сжиженный природный газ

Эколого-экономические проблемы регионального развития
Клевакина Е.А.(bedew@yandex.ru), Забелина И.А.(i_zabelina@mail.ru) Межрегиональное неравенство в России: экологический аспект
Выполнена оценка состояния регионов Российской Федерации по показателям экоинтенсивности за период восстановительного роста и кризисных явлений в экономике. Использованы коэффициент Джини, индексы Аткинсона и Тейла. Проведен сравнительный анализ полученных результатов и выявлено наличие значительной неравномерности состояния регионов по рассмотренным показателям.
Ключевые слова: межрегиональное неравенство, регионы России, экономический рост, экологическая нагрузка, экоинтенсивность

Василенко В.А. (vasil@ieie.nsc.ru) К вопросу об экспорте водных ресурсов Сибири
В связи с возрождением интереса к переброске части стока рек Обь-Иртышского бассейна в страны Центральной Азии проанализирован опыт обоснования этого проекта в 1970-е - первой половине 1980-х годов и показаны основные методологические ошибки. Рассмотрены нормативно-правовые основы и процедура проведения эколого-экономической оценки, выполнение которой является обязательным условием при обосновании проектов перераспределения водных ресурсов между речными бассейнами. Поставлен вопрос о допустимости изъятия в современных условиях части речного стока Обь-Иртышского бассейна (экономический и экологический аспекты).
Ключевые слова: водные ресурсы, Сибирь, Центральная Азия, устойчивость природных систем, рынок водных услуг, переброска части стока сибирских рек, экологическая оценка, экологические последствия

Экономика предприятий
Басарева В.Г. (veransk@hnet.ru) Малый бизнес в новой экономике
Обсуждаются предложения по активизации сектора малого предпринимательства на период до 2020 г., которые включены в Стратегию социально-экономического развития России. Обоснованы механизмы достижения стратегических целей будущего. Сформулированы рекомендации, базирующиеся на принципах и положениях теории реформ.
Ключевые слова: новая экономика, стратегия социально-экономического развития, малый бизнес, теория реформ, институциональные ловушки, сплошное обследование малого бизнеса


Вернуться на главную страницу