Russian version

¹ 1-2014
Content

Chief-Editor’s Note
V.E.Seliverstov (sel@ieie.nsc.ru) Journal Anniversary: Two Decades of Disseminating Knowledge in Regional Economics and Sociology in the New Conditions

Basic Research on Spatial Development within the Framework of the Programs Launched by the Presidium of the SB RAS
N.N.Mikheyeva (mikheeva@sops.ru ) Labour Productivity Dynamics: Regional Aspects
The paper considers the techniques for measuring and assessing regional labour productivity and its dynamics and differences. It compares the results obtained by applying the different techniques, and can state that the trends identified according to different methods, display a little difference. Only the indicator of a real labour productivity compared to wage shows a higher difference and results in higher ratings of the regions where wages are relatively low. A high share of extractive industries in regions is a key factor of a high labour productivity. The labour productivity and its dynamics show a strong sectoral difference. The growth of a total labour productivity in regions can be explained by the increased efficiencies but not by relocation of production and labour forces to the regions with higher indicators of efficiency
Key words: labour productivity, regions, economic growth, wage, spatial proportions, structural shifs, regional employment, regional differentiation

Russian North and Arctic in the Context of Global Challenges of the XXI Century
L.A.Popova(popova@iespn.komisc.ru), M.A. Terentyeva (iesp@mail.ru ) Comparative Assessment of Labour Potential in the North Regions of Russia
The paper proposes a methodical approach to the quantitative-qualitative evaluation of labor potential in regions. The authors performed a comparative analysis of the labor potential dynamics in the Russian northern regions over 2002-2010. As our analysis show, the working life span close to the maximal level, employment index and level of professional education of the employed population are key factors of the integral labor potential index for both Russia and the Russian North. However, the GRP per capita indices and capital-labor ratios, which displayed a many times increase over the time between last and previous censuses, make the most significant contribution to positive dynamics of the labor potential index in the context of the economic growth in 2002-2010
Key words: North, labor potential, the integral index of labor potential, partial indices of the labor potential, northern regions

Regional Policy and Economic Issues of Federalism
S.V.Kazantsev(kaz@ieie.nsc.ru ) Economic Development Threats in Subjects of the Russian Federation
The paper considers what and why could internally threaten to the economic development of Russia and its regions. It shows possible impacts of the current models of their development such as the depopulation in the RF subjects, export-import orientation of the national economy, and possible misbalance of civil and defense sectors
Key words: economic security, threats, regions, depopulation, export and resource oriented economy, defense industry complex

Economic Issues in Regional Development
L.V.Melnikova (larisa.svet.victorovna@gmail.com ) Regional Spatially-Neutral and Local Target Focused Policies: Issues of Choice
The paper analyzes modern principles of regional policy and whether they are applicable to the Russian economy. We consider, on the one hand, the principles of the World Bank policy based on a spatially neutral approach to choosing measures of regional policy, and, on the other hand, the EU policy which is focused on local targets and insists on a necessity of differentiated regional incentives. The arguments of both approaches are based on the different concepts, i.e. the theory of the new economic geography and theory of endogenous growth
Key words: regional policy, regional differentiation, new economic geography, endogenous growth

V.I.Suslov(suslov@ieie.nsc.ru ) Images of Siberia: Economy and History
The paper describes the specifics of Siberia as a mega-region with a focus on its three images – as the Russian colony, trade and transportation route, and tourist zone; how Russia differs from other colonial countries; what role Siberia play in the fight for land and see routes of the world trade; and what the World Heritage List of Sites, UNESCO and special economic zones could bring to the development of the Siberian tourist and recreation potential. Other images of Russia are also described: Russia as a resource stockpot, innovation generator, and homeland
Key words: mega-region Siberia, development, colonial produce, export of financial resources, Moscow-Siberia Route, transcontinental route, special economic zone of the tourist and recreation type

Yu. S.Ershov(eryus@mail.ru) The Siberian Federal District within the Current Russian Economy
The paper compares indicators of the SFD economic development with those concerning Russia in whole. It shows major qualitative differences of the dynamics in this region over the initial and next periods of the economic reforms; key factors of the negative development trends in the region; and their specifics in the 1990-s and beginning of the current century. Our main conclusion is that not so many the positive changes in the role the District played in recent years can be observed and the District shows a relatively stable position within Russian economy. Moreover, the time of radical changes of the spatial production and consumption indicators is over for the most part, and there are no signs of the stable and especially radical spatial proportions which would allow the suggestion that the SFD started reinstating its positions it had lost in the past
Key words: regional economy, comparative dynamics of the macro-economic indicators, spatial structure of the economic sectors, intergovernmental relations

A.S. Marshalova(marnov@ieie.nsc.ru), A.S. Novoselov(asnov@ieie.nsc.ru) Regional Policy of a Subject of Federation: Problems of Its Elaboration and Implementation
The paper analyzes the approaches to choosing principles, forms, and methods of regional policy pursued by any RF subject and limits of the regional socio-economic development for the purposes of finding regional priorities and elaborating mechanisms of regional policy. A case-study for Novosibirsk oblast is presented to show the problems of how regional policy is set – what priorities of the economic development in the region are chosen and why new territorial-sectoral clusters should be built
Key words: regional economic policy, RF subject, regional development administration

Social Issues of Regional Development
N.D. Vavilina (nsu@vponsi.ru), I.A. Skalaban (skalaban@ngs.ru) Social Mapping as a Tool to Enhance Public Participation
The paper analyzes perspectives, strategies, and procedures of participatory social mapping to diagnose and encourage public participation in local communities’ development. It shows that involving local people in mapping as experts could allow producing not only empirical data concerning the nature of territorial identity, territorial interests and public participation, but also building "zones of agreement" and residents’ involvement in their communities’ development. We describe residents’ involvement in mapping taken place in the rural communities of the Novosibirsk oblast
Key words: public participation, social inclusion, participatory social mapping, local community, rural settlement

A.A. Pakhomov (a.a.pakhomov@prez.ysn.ru), T.S. Mostakhova (mostakhovats@mail.ru) Transformations of Demographic Processes in Yakutia
Our analysis of the population reproduction transformations observed in Yakutia shows that sources of the population changed. The natural population growth in the region does not balance the outward migration flows, and depopulation could be regarded as a current trend of the regional demographic development. The aggregate and crude birth rates are still high. Despite the rise in births over the previous decade, the population replacement has been observed. The high indicators of bastardy are still characteristic and this displays the existence of new forms of matrimonial behavior in the region. The number of deaths in the region still remains high whereas the expected lifespan is low. The transformations observed take place due to positive dynamics of infant mortality. In recent years a coefficient of outward migration flow dropped but it is twice as much in the region than in the Far East District in whole
Key words: Yakutia, demographic indicators, transformation, birth rate, death rate, marital relations, migration, trends

V.V.Kryukov (Vladimir.Kryukov@vvsu.ru) How the Quality of Urban Environment and Level of Higher Education Impact on University Enrollees’ Choice
The paper presents a list of the Russian cities with the high number of higher education institutions, the analysis of quality of life in the cities chosen, and composite city rating according to the young people’s attractiveness when they chose where to continue their education. The analysis show that Moscow, according to its high rank, is still the most attractive city to the young people despite high cost of living there, expensive housing, and social misbalances. Only several urban agglomerations between Moscow and Novosibirsk may stand against Moscow in fight for the talents
Key words: university, educational level, quality of life, the talents, knowledge, rating, university enrollee, knowledge zone, infrastructure, economy

Regional and Interregional Aspects of Structural and Investment Policy
A.P. Kireyenko(kireenko-ap@isea.ru), E.N. Orlova (consultant-isea@yandex.ru) Regional Fiscal Policy in the Context of Russian Fiscal Federalism
The paper analyzes how fiscal policy could be set at the regional level and how tax regulation and tax control could be realized. The study bases on comparison of the regional tax statistics data and indicators. To characterize a regional fiscal policy, we present a comparative analysis of efficiency of tax advantages, tax burdens, tax arrears, tax office expenditures, and direct and reverse financial flows in the SFD regions. We show that regional results of the tax control depend not only on regional differentiation, but also reflect the policy pursued by the RF subjects, and there are three types of fiscal policies pursued by the different regions
Key words: Siberian Federal District, regional policy, fiscal policy, tax control, tax advantages, fiscal efficiency

G.A.Untura (untura@ieie.nsc.ru) Innovation Market in Siberia: Limits and Capacities
The paper analyzes the contradictory features of the Siberian development which do not fully reflect what Siberia contributes to the growth of the country’s economy. We consider several investment preconditions which would allow new industrialization in Siberia and the Far East, and what our science and innovations could contribute to the SFD regional development. We describe how regional branches of the RAS could be involved in scientific supervising a number of technological platforms and clusters to enhance the development of the new and traditional sectors in the eastern regions of the country and how the existed and potential forms of regional branches of the RAS could cooperate with other participants of innovation activities for this purpose
Key words: Siberia, science, education, technologies, investments, technological platforms, clusters, regional branches of the RAS

B.L. Lavrovsky (torroo@gmail.com ), E.A. Gorushkina (e.goryushkina@mail.ru), I.A. Murzov(murzov@bk.ru) Federal Fiscal Policy for Siberian Regions
The paper analyzes Russian fiscal policy toward Siberian regions. The assessment of efficiency of intergovernmental relations set in the spirit of fiscal federalism, in the author’s opinion, should be connected, first of all, with a balance between fiscal revenues and expenditures in regions. It is a matter of correlation of the demand for fiscal expenditures in time and opportunities to meet them by tax and non-tax revenues located in regions (without external resources). In general the SFD showed a good balance of regional demand and local resources to meet them except the recession years. The District could be considered as a self-sufficient region which can maintain its balance, although extremely vulnerable, of the regional revenues and spending. The opportunities to cover the demands by their own revenues significantly differ in the different regions, and a lack of own revenues is reimbursed through outer support. The question is a scope of such support to regions since any centralized support should take into account what appropriate share the region contributes to the total revenues of the country. To what degree our current fiscal policy meets these conditions is in focus of this paper. Our conclusions are: fiscal capacities of region-outsiders could not be less than their contributions to the total revenues of the country; and region-leaders’ contributions could not be an upper limit of their fiscal capacities due to the social and political requirements
Key words: SFD regions, taxes, federal budget, revenues, expenditures, compensation-free transfers, consolidated regional budget

Ecologic and Economic Issues of Regional Development
Yu.N. Samsonov (samsonov@kinetics.nsc.ru), G.A. Ivanova(gaivanova@ksc.krasn.ru) Fires in Siberian Boreal Forests: Causes and Impacts
The author carried out more than thirty simulative fire experiments in the forests of Krasnoyarsk Krai within the framework of the international projects on fires in boreal forests. We obtained the representative and statistically-valid experimental data on how wildfires behave in the conditions of Siberian climate and landscape; what energy combustion properties of the forest biomass are; what smoke emissions into atmosphere are and how they impact on the chemical, optic, and respiratory properties of the near-earth atmosphere as well as weather and climate; to what degree, depending on fire intensity, the forest stand is destructed after fires; how physical and chemical properties of the forest soils can change; how fires impact on forest biocoenosis; and for how long biocoenosis can be restored after wildfires. The data obtained could be applied to assessing ecologic and economic damages from fires happened in the pine and larch forests commonly observed in Siberia
Key words: forest resources, combustion of the forest biomass, forest fire, smoke emission, weather and climate changes, ecologic and economic impacts from fires

A.O.Akulov(akuanatolij@yandex.ru) Regional Environmental Impacts of Coal Industry and Development Prospects according to a Decoupling Model
The paper analyzes ecologic impacts of coal mining observed in industrial regions and it presents a case-study for Kemerovo Oblast. We can state that the increased coal production brings higher pollution of water basins whereas its impact on the atmosphere is not so unambiguous. There is also no effect of decoupling observed in the region. We obtain the statistical estimates of environmental pollution from the increased coal production and recommend a number of institutional and economic tools to reduce ecologic impacts which would contribute to transition to a decoupling model of the development by the region
Key words: industrial region, coal industry, environment, population carrying capacity, economic growth, decoupling

Foreign Experience of Regional Science, Regional Policy and Spatial Development
Gyula Horvath (horvath@dti.rkk.hu) Modernization Aspects of Regional Policy in Central and Eastern Europe in the Context of EU Changes
The paper analyzes the experience of structural and cohesion policies pursued by the countries of the Eastern and Central Europe during their membership in the European Union. We can state that the countries – new members of the EU – displayed the increased economic, social, and infrastructural disparities. The paper considers the factors of the lowered effectiveness of regional policies such as the point of institutional equilibrium in regional policy, inevitable transboundery cooperation, and management of development plans as they are important for the purpose of coming planning for 2014–2020. The conclusion is to change factors of regional development means to change regional policies, their goals, tools, and institutions with safeguarding national interests
Key words: European Union, countries of the Eastern and Central Europe, regional policy, competitiveness, subsidiarity, decentralization, regional powers

Regions of Russia: Figures and Facts
M.V.Simonova (m.simonova@mail.ru) Key Labour Trends in Volga Region
The paper analyzes the labour dynamics in the Volga Federal District over the past decades. The condition of labor resources and their development trends impact on regional development. Research and forecasting allow public authorities, educational institutions, and commercial organizations to make medium- and long-term plans. The structure and dynamics of education of the labour resources in the different oblasts of the District reflect their qualitative characteristics. The lack of labour resources requires their higher quality
Key words: Volga region, labour resources, structure of the labour resources, employable population, labour market, demographic situation, professional education, qualification


Return to main page

English version

№ 1-2014
Содержание

От главного редактора
Селиверстов В.Е.(sel@ieie.nsc.ru) Юбилей журнала: 20 лет распространения знаний в области экономики и социологии регионов в новых условиях

Фундаментальные исследования пространственного развития по программам Президиума РАН
Михеева Н.Н. (mikheeva@sops.ru ) Региональные аспекты исследования динамики производительности труда
Рассмотрены методические проблемы измерения, оценки уровня, динамики и межрегиональных соотношений производительности труда. Проведено сравнение результатов их расчетов различными методами. Показано, что тенденции межрегиональных соотношений и динамики производительности труда, оцененные разными способами, различаются мало. Диссонанс в оценки вносит использование показателей реальной производительности труда, соотнесенной с заработной платой. В этом случае повышаются рейтинги регионов с относительно невысокой заработной платой. Высокая доля добывающего сектора является определяющим фактором высокой производительности труда в регионе. Уровень и динамика производительности труда сильно дифференцированы по отраслям. Совокупный рост производительности труда в регионах обеспечивался за счет роста показателей эффективности, а не за счет перемещения производства и трудовых ресурсов в регионы с более высокими показателями эффективности
Ключевые слова: производительность труда, регионы, экономический рост, заработная плата, пространственные пропорции, структурные сдвиги, занятость в регионах, межрегиональная дифференциация

Север и Арктика России в условиях глобальных вызовов XXI века
Попова Л.А. (popova@iespn.komisc.ru), Терентьева М.А.( iesp@mail.ru ) Сравнительная оценка трудового потенциала северных регионов России
В статье предложен методический подход к количественно-качественной оценке трудового потенциала региона. Произведен сравнительный анализ динамики трудового потенциала северных регионов России за 2002-2010 гг. Выявлено, что наибольшую роль в общем уровне интегрального индекса развития трудового потенциала, как в целом по России, так и на Севере, играют близкий к максимуму индекс продолжительности трудовой жизни, индекс занятости населения и индекс уровня профессионального образования занятых. Однако самый значительный вклад в положительную динамику индекса развития трудового потенциала в условиях экономического роста 2002-2010 гг. вносят индексы валового регионального продукта на душу населения и фондовооруженности труда, увеличившиеся за последний межпереписной период в разы
Ключевые слова: Север, трудовой потенциал, интегральный индекс развития трудового потенциала, частные индексы трудового потенциала, северные регионы

Региональная политика и экономические проблемы федерализма
Казанцев С.В.( kaz@ieie.nsc.ru ) Угрозы экономическому развитию субъектам Российской Федерации
Рассматриваются характер и причины возникновения эндогенных угроз экономическому развитию России и её регионам. Показаны возможные последствия современного типа развития: депопуляция территории субъектов Федерации, экспортно-сырьевая ориентация экономики страны и возможный перекос в соотношении гражданского и оборонного секторов национального хозяйства
Ключевые слова: экономическая безопасность, угрозы, регионы, депопуляция, экспортно-сырьевая ориентация экономики, оборонно-промышленный комплекс

Экономические проблемы развития регионов России
Мельникова Л.В. (larisa.svet.victorovna@gmail.com ) Пространственно-нейтральная и локально-адресная региональная политики: проблемы выбора
В статье анализируются современные принципы формирования региональной политики и их применимость к российской экономике. Представлена, с одной стороны, школа Всемирного банка, исповедующая «пространственно-нейтральный подход» к выработке мер региональной политики, с другой стороны, европейская школа «локально-адресного подхода», настаивающая на необходимости проведения дифференцированных мер по стимулированию роста в разных регионах. Аргументы школ основаны на разных теоретических концепциях – новой экономической географии и теории эндогенного роста
Ключевые слова: региональная политика, межрегиональная дифференциация, новая экономическая география, эндогенный рост

Суслов В.И.( suslov@ieie.nsc.ru ) Имиджи Сибири: экономика с историческим уклоном
Раскрываются особенности Сибири как мегарегиона в трех ее ипостасях: Российская колония, торгово-транспортный путь, туристский край. Показаны отличия России от других колониальных держав, роль Сибири в борьбе сухопутных и морских маршрутов за мировую торговлю, значение списка всемирного наследия ЮНЕСКО и особых экономических зон в раскрытии туристско-рекреационного потенциала Сибири. Отмечается, что Сибирь имеет и другие лики-имиджи: природная кладовая, инновационная кузница, дом родной
Ключевые слова: мегарегион Сибирь, освоение, колониальные товары, вывоз финансовых ресурсов, Московско-Сибирский тракт, трансконтинентальный путь, особая экономическая зона туристско-рекреационного типа

Ершов Ю.С.( eryus@mail.ru) Сибирский федеральный округ в экономике современной России
Представлен сравнительный анализ развития Сибирского федерального округа на современном этапе в сопоставлении с экономическими показателями в целом по России. Показаны основные качественные различия экономической динамики в регионе между начальным и последующими периодами рыночных реформ. Выделены основные факторы, обусловившие негативные тенденции в региональной экономике, особенности их проявления в 1990-е годы и в начале текущего столетия. В качестве главного вывода констатируется ограниченный характер тех позитивных перемен в изменении роли округа, которые имели место в последние годы и относительная стабилизация его позиций в российской экономике. Показано, что период радикальных изменений в пространственной структуре показателей производства и потребления в СФО в основном завершен; признаков устойчивого и тем более радикального пространственных пропорций, позволяющих предполагать начало восстановления Сибирским федеральным округом утраченных в прошлом позиций, пока нет
Ключевые слова: региональная экономика, сравнительная динамика макроэкономических показателей, пространственная структура в отраслевом разрезе, межбюджетные отношения

Маршалова А.С. (marnov@ieie.nsc.ru), Новоселов А.С.( asnov@ieie.nsc.ru) Региональная экономическая политика субъекта Федерации: проблемы разработки и реализации
Представлены результаты анализа методологических подходов к обоснованию принципов, форм и методов региональной политики субъекта Федерации, оценки предпосылок и ограничений социально-экономического развития регионов с целью определения приоритетных направлений их развития, разработки элементов механизма региональной экономической политики субъекта Федерации. Рассмотрены проблемы формирования региональной экономической политики на примере Новосибирской области. Показаны приоритетные направления ускоренного роста экономика региона. В их числе обоснованы предпосылки для формирования ряда новых территориально-отраслевых кластеров
Ключевые слова: региональная экономическая политика, субъект Федерации, управление экономикой региона

Социальные проблемы регионального развития
Вавилина Н.Д.( nsu@vponsi.ru), Скалабан И.А.( skalaban@ngs.ru) Социальное картирование как инструмент формирования общественного участия
Анализируются перспективы использования метода совместного социального картирования в целях диагностики и стимулирования общественного участия населения в локальных социально-территориальных общностях, его стратегия и процедура. Показано, что экспертная позиция жителей при работе над картой, позволяет не только получить эмпирический материал о характере территориальной идентичности, территориальных интересах и практиках общественного участия в социально-территориальном контексте, но и начать формирование «зон согласия», вовлечение жителей в работу по развитию поселения. Описывается опыт применения метода картирования в сельских поселениях Новосибирской области
Ключевые слова: общественное участие, социальное участие, социальное картирование, социально-территориальная общность, местное сообщество, сельское поселение

Пахомов А.А. (a.a.pakhomov@prez.ysn.ru), Мостахова Т.С.( mostakhovats@mail.ru) Трансформация демографических процессов в Якутии
Анализ трансформационных изменений в воспроизводстве населения Якутии показывает, что происходят изменения источников формирования населения. Естественный прирост не компенсирует миграционный отток населения. Сокращение численности населения - основной современный тренд демографического развития региона. Сохраняются в регионе высокие показатели общего и суммарного коэффициентов рождаемости. Несмотря на рост в течение последнего десятилетия рождаемости складывается простое воспроизводство населения. Характерной чертой трансформационных процессов остается высокий показатель внебрачных рождений, который оценивает степень распространения новых форм матримониального поведения населения региона. Сохраняется высокий уровень смертности и низкой ожидаемой продолжительности жизни населения. Трансформации обусловлены в основном позитивной динамикой младенческой смертности. В последние годы коэффициент миграционного оттока снижается, но остается в 2 раза выше, чем по Дальневосточному федеральному округу в целом
Ключевые слова: Якутия, демографические показатели, трансформация, рождаемость, смертность, брачные отношения, миграция, тенденции

Крюков В.В.( Vladimir.Kryukov@vvsu.ru) Влияние качества городской среды и уровня университетского образования на предпочтения абитуриентов при выборе места учебы
Составлен перечень городов России с высоким уровнем университетского образования, выполнен анализ качества условий проживания в выбранных городах и получен сводный рейтинг привлекательности городов для молодежи. Анализ показывает, что Москва имеет явное преимущество и продолжит привлекать таланты, несмотря на высокую стоимость жизни, дорогое жилье и социальные перекосы. Конкуренцию за таланты Москве могут составить городские агломерации из «пояса знаний», который включает несколько городов, лежащих в направлении от Москвы до Новосибирска
Ключевые слова: университет, уровень образования, качество жизни, таланты, знания, рейтинг, абитуриент, пояс знаний, инфраструктура, экономика

Региональные и межрегиональные аспекты структурной и инвестиционной политики
Киреенко А.П.( kireenko-ap@isea.ru), Орлова Е Н.( consultant-isea@yandex.ru) Проявления региональной налоговой политики в условиях российского бюджетного федерализма
Анализируются возможности формирования и реальные проявления налоговой политики на региональном уровне. Представлен анализ двух направлений региональной налоговой политики: налоговое регулирование и налоговый контроль. Исследование построено на основе межрегиональных сопоставлений данных налоговой статистики и показателей, характеризующих экономику регионов. Для характеристики региональной налоговой политики проведен сравнительный анализ эффективности предоставления налоговых льгот, налоговой нагрузки, налоговой задолженности и недоимки, расходов на содержание налоговых органов, а также прямых и обратных финансовых потоков по регионам Сибирского федерального округа. Показано, что существенные различия в результатах налогового контроля определяются не только экономической дифференциацией регионов, но и отражают налоговую политику, проводимую субъектами федерации. На основании проведенного исследования выделены типы налоговой политики, проводимой конкретными регионами
Ключевые слова: Сибирский федеральный округ, региональная политика, налоговая политика, налоговый контроль, налоговые льготы, бюджетная эффективность

Унтура Г.А. (untura@ieie.nsc.ru) Сибирь: ограничения и возможности инновационного рывка
Исследуются противоречивые реалии освоения Сибири, которые пока недостаточно отражают роль сибирского региона в подъеме экономики России. Рассмотрены некоторые инвестиционные предпосылки для новой индустриализации Сибири и Дальнего Востока. Оценено влияние науки и инноваций на экономический рост регионов Сибирского федерального округа. Показана возможность участия региональных отделений академий наук в научном сопровождении ряда технологических платформ и кластеров для ускорения инновационного развития новых и традиционных отраслей восточных районов страны. Описаны действующие и потенциальные формы интеграции региональных отделений РАН с другими участниками инновационной деятельности при создании территорий опережающего экономического развития восточных регионов
Ключевые слова: Сибирь, наука, образование, технологии, инвестиции, инновации, технологические платформы, кластеры, отделения РАН

Лавровский Б.Л.( torroo@gmail.com ), Горюшкина Е.А. ( e.goryushkina@mail.ru), Мурзов И.А.( murzov@bk.ru) Налогово-бюджетные отношения: сибирское направление
Анализируется налогово-бюджетная политика федерального центра применительно к сибирским регионам. Оценку возможностей формирования межбюджетных отношений на рациональной основе в духе бюджетного федерализма авторы статьи связывают, прежде всего, с соотношением общей массы налогов, формируемых на территории, и расходами территориального бюджета. Речь идет о соотношении во времени потребностей в бюджетных расходах региона и возможностей их удовлетворения за счет локализованных на его территории налоговых и неналоговых доходов (без привлечения внешних ресурсов). Показано, что за исключением кризисных годов в целом по Сибирскому федеральному округу наблюдается равновесие потребностей и локализованной на территории ресурсной базы. Округ можно рассматривать в качестве практически самодостаточной территории, способной поддерживать, хотя и чрезвычайно зыбкое, равновесие между всеми налоговыми ресурсами территории и расходными полномочиями. В конкретных сибирских регионах оценка соотношения бюджетных потребностей и ресурсных возможностей заметно различается. Нехватка локализованных на территории налоговых ресурсов для удовлетворения потребностей в бюджетных расходах региона восполняется внешними ресурсами. Позиция, которая развивается, состоит в том, что масштабы централизованной поддержки регионального бюджета должны адекватно учитывать значение этого региона в наполнении бюджетной системы страны. Вопрос, в какой мере реальная налогово-бюджетная политика соответствует указанным условиям, исследуется в статье. Сделаны выводы: для регионов-аутсайдеров бюджетная обеспеченность не может быть меньше их вклада в бюджетную систему, интегральных налоговых усилий; вклад регионов-лидеров в бюджетную систему в силу социальных и политических требований не может не являться верхней границей их действительной бюджетной обеспеченности
Ключевые слова: регионы Сибирского федерального округа, налоги, федеральный бюджет, доходы, расходы, безвозмездные перечисления, консолидированный региональный бюджет

Эколого-экономические проблемы регионального развития
Самсонов Ю.Н. (samsonov@kinetics.nsc.ru), Иванова Г.А.( gaivanova@ksc.krasn.ru) Причины и последствия пожаров в бореальных лесах Сибири
В рамках международных проектов по исследованию пожаров в бореальных лесах Северного полушария, авторами статьи в период 2000-2010 гг. было проведено свыше тридцати натурно-модельных пожарных экспериментов непосредственно на лесной территории Красноярского края. Получены репрезентативные и статистически достоверные экспериментальные данные по поведению лесных пожаров в климатических и ландшафтных условиях Сибири, по энергетическим параметрам горения лесной биомассы, по эмиссии дымового вещества в атмосферу и его воздействию на химические, оптические и респираторные свойства приземной атмосферы и на возможные погодно-климатические изменения, по степени послепожарной гибели древостоя в зависимости от интенсивности лесных пожаров, по изменению физико-химических свойств лесных почв, по воздействию пожаров на лесные биоценозы и по динамике их послепожарного восстановления. Полученные экспериментальные данные могут быть использованы при оценках экологического воздействия и экономического ущерба от лесных пожаров в сосновых и лиственничных лесах, наиболее представленных на территории Сибири
Ключевые слова: лесные ресурсы, горение лесной биомассы, лесной пожар, дымовая эмиссия, погодно-климатические изменения, экологический и экономический ущерб от лесных пожаров

Акулов А.О. (akuanatolij@yandex.ru) Влияние угольной промышленности на окружающую среду региона и перспективы развития по модели декаплинга
Определено влияние угольной промышленности на окружающую среду в регионе индустриального типа (на примере Кемеровской области). Выявлено, что рост добычи угля обуславливает увеличение сбросов загрязняющих веществ в водный бассейн, но не имеет однозначной связи с выбросами в атмосферу. Эффект декаплинга в регионе отсутствует. Получены статистические оценки влияния прироста добычи угля на загрязнение окружающей среды. Определен ряд институциональных и экономических условий и инструментов снижения воздействия угольной отрасли на окружающую среду, потенциально способствующих переходу региона к развитию по модели декаплинга
Ключевые слова: индустриальный регион, угольная промышленность, окружающая среда, ассимиляционный потенциал, экономический рост, декаплинг

Зарубежный опыт региональной науки, региональной политики и территориального развития
Хорват Д.( horvath@dti.rkk.hu) Аспекты модернизации политики регионального развития в Центральной и Восточной Европе в контексте изменений в Европейском Союзе
Анализируется опыт структурной политики и «политики сплочения» в странах Восточной и Центральной Европы в период членства в Европейском Союзе. Показано, что в новых странах-членах ЕС отмечается рост экономических, социальных и инфраструктурных неравенств. Рассматриваются ключевые для подготовки к новому периоду планирования на 2014–2020 гг. факторы, важные для объяснения снижающейся конкурентоспособности пространственной политики: точка институционального равновесия в пространственной политике, неизбежный фактор трансграничного сотрудничества, и управление планами развития. Сделан вывод о том, чтобы изменить факторы, определяющие региональное развитие, необходимо изменить региональную политику – ее цели, соответствующие инструменты и институты, что предполагает и соблюдение национальных интересов
Ключевые слова: Европейский Союз, страны Восточной и Центральной Европы, пространственная политика, конкурентоспособность, субсидиарность, децентрализация, полномочия регионов

Регионы России: цифры и факты
Симонова М.В. (m.simonova@mail.ru) Основные тренды трудовых ресурсов Поволжья
Анализируется динамика трудовых ресурсов Приволжского Федерального округа за последние десятилетия. Состояние и тенденции развития трудовых ресурсов определяют экономическое и социальное развитие региона. Анализ и прогноз трудовых ресурсов позволяет государственным органам, образовательным учреждениям и коммерческим организациям планировать деятельность на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Качественные характеристики трудовых ресурсов показаны на основе структуры и динамики уровня образования по областям региона. Указывается на необходимость повышения качественного уровня трудовых ресурсов в условиях количественного дефицита
Ключевые слова: Поволжье, трудовые ресурсы, структура трудовых ресурсов, трудоспособное население, рынок труда, демографическая ситуация, профессиональное образование, квалификация


Вернуться на главную страницу