Russian version

¹ 4-2014
Content

Basic Research on Spatial Development within the Framework of the Programs Launched by the Presidium of the RAS
P.A.Minakir(minakir@ecrin.ru) Spatial Interdisciplinary Synthesis: Programmatic Research Practices
The paper considers theoretical prerequisites and results of applied research on problems concerning spatial development of Russian society within the framework of fundamental research programs launched by the Presidium of the RAS in 2009-2014. It examines general grounds for interdisciplinary synthesis and summarizes results of main full-scale studies of the Russian economic, social, infrastructural and institutional spaces
Key words: interdisciplinary synthesis, space, fundamental research program, spatial diversity, regulation

V.I. Suslov(suslov@ieie.nsc.ru), D.A. Domozhirov (d.domozhirov@gmail.com), V.S. Kostin(kostin@ieie.nsc.ru), L.V. Melnikova (larisa.svet.victorovna@gmail.com), N.M. Ibragimov(naimdjon@ieie.nsc.ru), A.A. Tsyplakov (alexander.tsyplakov@gmail.com) Agent-based Modeling of Spatial Processes in World Economy
The paper demonstrates some limitations of traditional spatial models in the representation of spatial dynamics of the modern economy. We substantiate the necessity of agent-based approach to spatial economic modeling. The pilot version of an agent-based multiregional input-output model for Russian economy is presented. Special attention is paid to the method of accounting spatial factor in the model. A conventional example illustrates trade mechanisms with the account of agents' transportation costs. The article states future prospects to develop the model
Key words: agent-based models, interaction of agents, economic space

Russian North and Arctic in the Context of Global Challenges of the XXI century
A.A.Kin(kin_a@ieie.nsc.ru) The Baikal-Amur Regional and Transport Megaproject: Lessons from Exploitation
The article sums up the construction of the Baikal-Amur Mainline experience, analyzes the reasons why it was unfinished and why its exploitation is lossmaking. We show that the tunnels were not only essential for transportation, they were a large testing ground for new domestic and foreign mining operation practices, new technologies in drilling under permafrost and soil stabilization techniques. New construction technologies developed and tested at the BAM today help to masterfully build roads, tunnels and ports in extreme climatic conditions. Excessive turnover was due to mistakes made in the mainline construction project. As a result, today's villages along the BAM consist primarily of old and dil apldated houses. We draw a conclusion that state protectionist policy is required to effectively develop large-scale projects in the BAM area; the BAM will never be profitable if territories surrounding the railroad are not economically exploited. The paper demonstrated which circumstances are favorable for the BAM to specialize in handling heavy-tonnage trains and for the Trans-Siberian Railway to handle special-purpose trains
Key words: Trans-Siberian Railway, Baikal-Amur Mainline, North-Siberian Railroad, construction of BAM, BAM area exploitation, development prospects, problems of transit traffic

Regional Policy and Economic Issues of Federalism
A.V.Alekseyev (avale@mail.ru) Government Programs as an Instrument for Regional Development
Basing on the example of the government program «Regional policy and federal relations», the paper analyzes how programs of regional development are organized in the Russian Federation. We study the current system of indicators which shows that a program is successfully implemented if it meets its objectives. It is claimed that used indicators are not appropriate for the set objectives. Many indicators either do not reflect the program objectives or, in fact, diiute them. Our analysis demonstrates that the program needs improvement in terms of stricter adherence to the methodology of the programmatic approach
Key words: economic development of regions, government program, objectives, goals, indicators, programmatic approach

Z.I.Kalugina (zima@ieie.nsc.ru) Social Vector of Russian Agrarian Reforms
The article assesses the social and economic consequences of the market agrarian reforms in Russia in the context of food supply security, improving rural livelihood and social modernization of the Russian village. We analyze the Russia's food self-sufficiency, size of agricultural import, and food availability for different demographics. Dynamics of rural livelihood and the existing social structure of income are evaluated. We draw an inference that there are no economic and institutional preconditions to form and develop the middle class as a support for economic and social modernization of the village. The paper ends with a conclusion on the low social efficiency of market reforms in the agricultural sector of Russia
Key words: agrarian reform, food supply security, quality of life and well-being, social modernization

Economic Issues of Regional Development
B.L.Lavrovsky(boris.lavrovski@mail.nsk.ru), I.A. Murzov(murzov@bk.ru) Workforce Productivity in Siberian Regions
The article explains how workforce productivity can be used to measure and compare levels of technological development in various regions under certain conditions and limitations. We demonstrate that sectoral structure of the economy should not necessarily be identical. Gradually reducing before 1998, workforce productivity in Russia had regained its 1990 level by 2005. During 2009-2012 positive annual growth of productivity in the whole country was achieved almost at the sole expense of the eastern regions. We have calculated projected productivity indicators in Russia and in leading regions of Big Siberia till 2025 against the background of global trends
Key words: workforce productivity, level of technological development, region, Big Siberia - Siberia and Far East

I.V.Shchetinina(irer@ngs.ru), A.P. Balashov(balash05@bk.ru) Siberia's Role in Protecting Russia's Food Supply
The article substantiates Siberia's role in ensuring food supply security of the country. We specify problems of the Siberian agro-industrial complex and ways to overcome them that would eventually allow the agro-industrial production to contribute significantly to food supply security of the country. The paper assesses a need in additional investments
Key words: food supply security, agro-industrial complex, Siberia, food availability, crop yield, productivity, government support, investments

Social Issues of Regional Development
N.V. Bozo(bozo_nstu@ngs.ru), V.M. Gilmundinov(gilmundinov@mail.ru) Assessing Factors of Regional Differentiation for Indicators Characterizing Population Reproduction in Russia
The paper demonstrates regional differentiation of indicators of natural population reproduction in Russia, domestic and foreign migration by federal districts. On the basis of econometric equations on panel data for 78 subjects of the Russian Federation in 2003-2011, we have identified significant factors influencing birth rate, death rate and life expectancy in Russia. Obtained quantitative evaluations are of considerable interest. In particular, increase in well-being and availability of housing has positive influence on birth rate. One of the main reasons for the Russian people to have fewer children is poor quality of life which does not satisfy current needs of the population and shows that social programs for young families support are very desirable. Maj or decrease in birth rate against the background of increasing proportion of urban population proves necessity to support and develop rural areas around large cities. Obtained assessments help to conclude that natural reproduction rate of the Russians is lower than the average one in the country. Excessive alcohol consumption reduces life expectancy by an average of1.59 years, and adverse climatic conditions do by an average of 0.47 years in comparison to the favorable Black Sea climate
Key words: Russian federal districts, birth rate, death rate, migration, natural population reproduction, econometric assessment, regional differentiation, social and economic factors

Yu.O.Novikova(novikova.jullia@yandex.ru), F.G. Suleymanova(fauziasul@mail.ru) Social Base for State Youth Policy in Rural Areas
The article analyzes the attitude of rural population in Novosibirsk Oblast towards national and regional youth policy. We assess how satisfied the rural youth is with life and current changes in the country. There has been identified that the younger generation is loosely involved in development of the territory where they reside. We discover high potential of youth policy social base in rural areas which can be unlocked by raising awareness of rural youth about the current youth policy programs. The paper demonstrates a specific attitude of rural youth towards youth policy
Key words: youth policy, rural youth of Novosibirsk Oblast, quality of life, social activity, NGOs

Regional and Interregional Aspects of Structural and Investment Policy
R.M.Melnikov (rmmel@mail.ru) Considering Real Options to Develop an Industry While Implementing Industrial Policy
The paper considers approaches to evaluate how effective is selective government support for investment projects within state industrial policy. It is hypothesized that using modern concepts of industrial policy, suggested by foreign scientists and oriented towards stimulating the search for new business solutions that diversify the structure of national economy, requires a shift from a traditional model of discounting costs and benefits to a model of evaluating real options while selecting projects and providing government support. We give a characteristic of similarities and differences between a classic real option to expand business, used to prove commercial performance of a project, and a real option to develop an industry, which justifies economic viability of selective government support of certain projects from national economic points of view
Key words: industrial policy, diversification of economy, government business support, subsidizing of interest expenditures, real options, demonstration effects, indirect effects, national economic and fiscal project performance

Environmental and Economic Issues of Regional Development
V.A.Vasilenko(vasil@ieie.nsc.ru) Hydro-economic Problems in the South of Western Siberia
The paper analyzes factors which aggravate hydro-economic tension in the southern part of Western Siberia, which are due to climatic conditions and anthropogenic impact on water resources leading to their depletion and deterioration. We examine ways to reduce water scarcity: redistribution of the river flow from regions with abundance of water to regions with its deficit and improvement of technological situation in agriculture, industry and public utilities. It is emphasized that agrartan production is currently under natural regime - its efficiency is largely determined by weather conditions; so development of hydraulic reclamation (irrigation and drainage) should make it stable. It is shown that development of domestic production for the water sector of economy and overcoming dependence on import are the main ways to decrease hydro-economic tension, increase quality of water resources, and improve environmental situation and conditions of social and economic development of the southern part of Western Siberia
Key words: Western Siberia, Ob-Irtysh basin, water supply, water management, redistribution of the river flow, technological inferiority, environmental consequences

Foreign Experience of Regional Science, Regional Policy and Spatial Development
L.V.Deyneko(ldeineko@i.ua), E.I. Sheludko(shellaru@mail.ru) Cross-border Cooperation in Regional Development Management: Practices of Europe and Ukraine
In this paper, based on the generalized Ukrainian experience in the formation and implementation of regional governance models, the activities of Euro-regions as central elements in the system of inter-regional and cross-border cooperation were analyzed, as well as the environmental and economic aspects of Euroregions were identified. We have also established the prospects and ways to modernize regional municipal governance by ensuring coherence and coordination of the actions and decisions in the functional activity of these control subjects territorial development, strengthening inter-regional relations and the expansion of international cooperation
Key words: cross-border cooperation, Euroregion, regional management, modernization

T.M.Matayev (Matayev_tm@mail.ru) Life Cycle Contract as a Mechanism of Interaction between the State and the Private Sector
The article deals with characteristics of the life cycle contract as a promising mechanism of public-private partnership in the transport sector. The main advantages of the life cycle contract to the state and business are revealed. The organizational scheme of the life cycle contract implementation in the transport sector is offered. We give recommendations on development of the mechanism of public-private partnership basing on the life cycle contract in the Republic of Kazakhstan
Key words: state, private sector, public-private partnership, transport sector, life cycle contract

Regions of Russia: Figures and Facts
M.V.Petukhova (pm1986@mail.ru) Some Characteristics of Credit Behavior in Novosibirsk Oblast in Retail Lending Sector
The article demonstrates the differences in debtors' behavior in Novosibirsk Oblast based on their sex, age, education and civil status before the crisis, during the crisis and after the crisis during the economic recovery. Standard hypotheses about debtors' behavior in a region were tested, including one about the changing in behavior of different groups of debtors. We received precise assessments characterizing borrowing capacity and solvency of debtors in Novosibirsk Oblast
Key words: Novosibirsk Oblast, debtors, retail lending, credit behavior, borrowing capacity, social and demographic characteristics

News Notes
V.Ye.Seliverstov(sel@ieie.nsc.ru) Regional Economy and Spatial Development: Critical Notes
The article contains a review of the book «Regional economics and spatial developments This edition is a new major milestone in the Russian educational literature, and it will certainly be popular among teachers and students in the related specialties both at the economics departments and at the area of state and municipal management. At the same time, the paper makes a number of comments and gives a few suggestions (e.g. no special section devoted to modeling spatial development of the country as a system of interacting regions, insufficient reflection of the domestic experience of regional and interregional modeling; not enough criticism when actual conditions of spatial development and regional policy in Russia are presented) which may be taken into account in the next edition of the book
Key words: regional economics, spatial development, regional policy, strategic planning, territorial planning, mechanisms of development, modeling, regional models, interregional models


Return to main page

English version

№ 4-2014
Содержание

Фундаментальные исследования пространственного развития по программам Президиума РАН
Минакир П.А.( minakir@ecrin.ru) Пространственный междисциплинарный синтез: опыт программных исследований
Рассматриваются теоретические предпосылки прикладных исследований по проблемам пространственного развития российского общества, выполнявшихся в рамках программ фундаментальных исследований Президиума РАН в 2009-2014 гг., и полученные в этих исследованиях результаты. Исследуются общие основания междисциплинарного синтеза и обобщаются результаты по основным разделам комплексных исследований российских экономического, социального, инфраструктурного, институционального пространств
Ключевые слова: междисциплинарный синтез, пространство, программа фундаментальных исследований, пространственное разнообразие, регулирование

Суслов В.И.( suslov@ieie.nsc.ru), Доможиров Д.А. (d.domozhirov@gmail.com), Костин B.C.( kostin@ieie.nsc.ru), Мельникова Л.В. ( larisa.svet.victorovna@gmail.com), Ибрагимов Н.М.( naimdjon@ieie.nsc.ru), Цыплаков А.А. (alexander.tsyplakov@gmail.com) Опыт агент-ориентированного моделирования пространственных процессов в большой экономике
Показана ограниченность традиционных пространственных моделей в представлении динамики пространственной структуры современной экономики. Обоснована необходимость агент-ориентированного подхода к моделированию экономического пространства. Представлена пилотная версия агент-ориентированной межрегиональной модели «затраты - выпуск» для российской экономики. Особое внимание уделено способу учета в модели пространственного фактора. На условном примере показаны механизмы торговли с учетом транспортных издержек агентов. Определены дальнейшие перспективы развития модели
Ключевые слова: агент-ориентированные модели, взаимодействие агентов, экономическое пространство

Север и Арктика России в условиях глобальных вызовов XXI века
Кин А.А.( kin_a@ieie.nsc.ru) Регионально-транспортный мегапроект БАМ: уроки освоения
Обобщен опыт строительства БАМа, анализируются причины незавершенности сооружения и убыточности эксплуатации магистрали. Показано, что значение тоннелей было не только транспортное: это был крупномасштабный полигон для испытания новых образцов отечественной и зарубежной техники, предназначенной для ведения горно-проходческих работ, и для отработки новых технологий проходки в условиях многолетней мерзлоты и методов закрепления грунтов. Новые технологии строительства, разработанные для БАМа и апробированные при его сооружении, позволяют сегодня уверенно строить дороги, тоннели и порты в экстремальных природно-климатических условиях. Чрезмерная текучесть кадров была обусловлена ошибками при проектировании строительства магистрали. Как следствие, сегодня в поселках БАМа преобладает ветхое и аварийное жилье. В статье сделан вывод, что эффективная реализация крупных проектов в зоне БАМа без протекционистской политики государства невозможна, а без интенсификации хозяйственного освоения прилегающей к магистрали территории БАМ не станет рентабельным никогда. Показано, при каких условиях возможна специализация БАМа для пропуска тяжеловесных поездов, а Транссиба - для пропуска специализированных поездов
Ключевые слова: Транссиб, БАМ, Севсиб, строительство БАМа, освоение зоны БАМа, перспективы развития, проблемы транзитных перевозок

Региональная политика и экономические проблемы федерализма
Алексеев А.В.( avale@mail.ru) Государственные программы как инструмент регионального развития
На примере государственной программы «Региональная политика и федеративные отношения» анализируются особенности организации программ регионального развития в РФ. Рассматривается используемая система показателей успешности реализации программы с точки зрения ее соответствия программным целям. Обосновывается вывод, что применяемые показатели не вполне адекватны заявленным целям. Многие из них либо не отражают целей программы, либо, по сути, выхолащивают их. Проведенный анализ показывает, что программа нуждается в доработке в направлении более строгого следования методологии программного подхода
Ключевые слова: экономическое развитие регионов, государственная программа, цели, задачи, индикаторы, программный подход

Калугина З.И.( zima@ieie.nsc.ru) Социальный вектор российских аграрных реформ
Дана оценка социально-экономических последствий рыночных аграрных реформ в России в контексте обеспечения продовольственной безопасности, повышения благосостояния сельского населения и социальной модернизации деревни. Анализируются уровень самообеспечения страны продовольствием, масштабы импорта сельскохозяйственной продукции, а также социальная доступность продовольствия для разных слоев населения. Оцениваются динамика благосостояния сельского населения, сложившаяся социальная структура по доходам. Показано, что экономические и институциональные предпосылки для формирования и развития среднего класса как опоры в экономической и социальной модернизации села отсутствуют. Делается вывод о низкой социальной эффективности рыночных преобразований в российском аграрном секторе
Ключевые слова: аграрная реформа, продовольственная безопасность, уровень и качество жизни, социальная модернизация

Экономические проблемы развития регионов
Лавровский Б.Л. (boris.lavrovski@mail.nsk.ru), Мурзов И.А.( murzov@bk.ru) Большая Сибирь: тенденции производительности труда
В статье обосновывается возможность при определенных условиях и ограничениях использовать показатель производительности труда для измерения и сопоставления уровня технологического развития регионов. Показано, что требование идентичной отраслевой структуры экономики является при этом необязательным. Последовательно сокращаясь до 1998 г., показатель производительности труда в России восстановил уровень 1990 г. к 2005 г. В целом по стране за период 2009-2012 гг. положительный среднегодовой прирост производительности удалось достигнуть едва ли не исключительно за счет восточных районов. Авторами рассчитаны прогнозные показатели производительности в России и регионах - лидерах Большой Сибири до 2025 г. на фоне мировых трендов
Ключевые слова: производительность труда, уровень технологического развития, регион, Большая Сибирь - Сибирь и Дальний Восток

Щетинина И.В.( irer@ngs.ru), Балашов А.П.( balash05@bk.ru) Проблемы продовольственной безопасности страны: место Сибири в их решении
Обоснована роль Сибири в обеспечении продовольственной безопасности России. Отмечены имеющиеся в АПК Сибири проблемы и пути их преодоления, позволяющие в перспективе сибирскому аграрно-промышленному производству внести существенный вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны. Даны экономические оценки потребности в дополнительных инвестициях
Ключевые слова: продовольственная безопасность, АПК, Сибирь, доступность продовольствия, урожайность, продуктивность, государственная поддержка, инвестиции

Социальные проблемы регионального развития
Бозо Н.В.( bozo_nstu@ngs.ru), Гильмундинов В.М. (gilmundinov@mail.ru) Оценка факторов региональной дифференциации показателей воспроизводства населения России
Показана региональная дифференциация по федеральным округам показателей естественного воспроизводства населения России, внутрироссийской и внешней миграции. На основе построения эконометрических уравнений на панельных данных по 78 субъектам РФ за 2003-2011 гг. выявлены значимые факторы, воздействующие на показатели рождаемости, смертности и ожидаемой продолжительности жизни российского населения. Значительный интерес представляют полученные количественные оценки. В частности, выявлено наличие положительного воздействия роста уровня жизни населения и увеличения доступности жилья на показатели рождаемости. Одной из основных причин малодетности в России является низкий уровень жизни, не соответствующий уровню текущих потребностей. Это указывает на целесообразность социальных программ по поддержке молодых семей. Значительное снижение показателей рождаемости при росте доли городского населения свидетельствует о необходимости поддержки и развития сельских территорий, расположенных вокруг крупных городов. Полученные оценки позволили сделать вывод, что показатели естественного воспроизводства русского населения ниже аналогичных среднероссийских. Чрезмерное потребление алкоголя уменьшает ожидаемую продолжительность жизни населения в среднем на 1,59 года, а неблагоприятные природно-климатические условия - в среднем на 0,47 года по сравнению с продолжительностью жизни в черноморском климате
Ключевые слова: федеральные округа России, рождаемость, смертность, миграция, естественное воспроизводство населения, эконометрическая оценка, региональная дифференциация, социально-экономические факторы

Новикова Ю.О. ( novikova.jullia@yandex.ru) Сулейманова Ф.Г.( fauziasul@mail.ru) Социальная база государственной молодежной политики в сельских районах
Анализируется отношение сельских жителей Новосибирской области к молодежной политике в стране и регионе. Оценивается удовлетворенность сельской молодежи жизнью и происходящими в стране изменениями. Выявлена слабая включенность молодых людей в процессы развития территории, на которой они проживают. Обнаружен высокий потенциал социальной базы молодежной политики, проводимой в сельских районах, который может быть реализован путем повышения информированности сельской молодежи о программах, осуществляемых в рамках молодежной политики. Продемонстрирована специфика отношения сельской молодежи к молодежной политике
Ключевые слова: молодежная политика, сельская молодежь Новосибирской области, качество жизни, социальная активность, общественные организации

Региональные и межрегиональные аспекты структурной и инвестиционной политики
Мельников Р.М.( rmmel@mail.ru) Учет реальных опционов на развитие отрасли в процессе реализации промышленной политики
Рассматриваются подходы к оценке эффективности селективной государственной поддержки инвестиционных проектов в рамках государственной промышленной политики. Выдвигается гипотеза о том, что использование современных концепций промышленной политики, предложенных зарубежными учеными и ориентированных на стимулирование поиска новых бизнес-решений, которые бы обеспечивали диверсификацию структуры национальной экономики, требует перехода от традиционной модели дисконтирования издержек и выгод к модели оценки реальных опционов при отборе проектов для оказания государственной поддержки. Дается характеристика общих черт и различий классического реального опциона на расширение бизнеса, используемого для обоснования коммерческой эффективности проекта, и реального опциона на развитие отрасли, позволяющего обосновать экономическую целесообразность селективной государственной поддержки отдельных проектов с народно-хозяйственных позиций
Ключевые слова: промышленная политика, диверсификация экономики, государственная поддержка бизнеса, субсидирование процентных расходов, реальные опционы, демонстрационные эффекты, косвенные эффекты, народно-хозяйственная и бюджетная эффективность проектов

Эколого-экономические проблемы регионального развития
Василенко В.А.( vasil@ieie.nsc.ru) Водохозяйственные проблемы юга Западной Сибири
Проанализированы факторы усиления водохозяйственной напряженности в южной зоне Западно-Сибирского региона, обусловленные природно-климатическими особенностями, а также антропогенным воздействием на водные ресурсы, приводящим к их истощению и качественному ухудшению. Рассмотрены возможности снижения дефицита водных ресурсов: за счет территориального перераспределения вод из регионов с избытком речного стока в регионы с их дефицитом и за счет совершенствования технологий в сельском хозяйстве, промышленности и жилищно-коммунальном хозяйстве. Подчеркнуто, что аграрное производство находится в стихийном режиме: его эффективность в значительной мере определяется погодными условиями, и его устойчивости должно способствовать развитие водных мелиораций (орошения и осушения). Показано, что развитие отечественного производства для водного сектора экономики и преодоление импортной зависимости являются магистральным путем снижения водохозяйственной напряженности, повышения качества водных ресурсов, улучшения экологической ситуации и условий социально-экономического развития южной части Западной Сибири
Ключевые слова: Западная Сибирь, Обь-Иртышский водный бассейн, водообеспеченность, водопользование, территориальное перераспределение части речного стока, технологическое отставание, экологические последствия

Зарубежный опыт региональной науки, региональной политики и территориального развития
Дейнеко Л.В.( ldeineko@i.ua), Шелудько Э.И.( shellaru@mail.ru) Трансграничное сотрудничество в системе управления региональным развитием: европейский опыт и украинская практика
На обобщенном материале украинского опыта формирования и реализации моделей регионального управления проанализирована деятельность еврорегионов как центральных элементов в системе межрегионального и трансграничного сотрудничества. Выявлены экологические и экономические аспекты функционирования еврорегионов. Обоснованы перспективы и пути модернизации регионального муниципального управления на базе обеспечения согласованности и скоординированности действий и решений в функциональной деятельности данных субъектов управления развитием территорий, укрепления межрегиональных связей и расширения межгосударственного сотрудничества
Ключевые слова: трансграничное сотрудничество, еврорегион, региональное управление, модернизация

Матаев Т.М.( Matayev_tm@mail.ru) Контракт жизненного цикла как механизм взаимодействия государства и частного бизнеса
Рассмотрены характеристики контракта жизненного цикла как перспективного механизма государственно-частного партнерства в транспортной сфере. Выявлены основные преимущества контракта жизненного цикла для государства и бизнеса. Предложена организационная схема осуществления контракта жизненного цикла в транспортной сфере. Даны рекомендации по развитию механизма государственно-частного партнерства на основе контракта жизненного цикла в Республике Казахстан
Ключевые слова: государство, частный бизнес, государственно-частное партнерство, транспортная сфера, контракт жизненного цикла

Регионы России: цифры и факты
Петухова М.В.( pm1986@mail.ru) Некоторые особенности кредитного поведения заемщиков Новосибирской области в секторе розничного кредитования
Показаны различия в поведении заемщиков Новосибирской области по признакам «пол», «возраст», «образование» и «семейное положение» в периоды докризисный, кризиса и восстановления экономики. Проверены стандартные гипотезы о поведении заемщиков региона, в том числе гипотеза о трансформации поведения различных групп заемщиков. Получены конкретные оценки, характеризующие кредитоспособность и платежеспособность заемщиков Новосибирской области
Ключевые слова: Новосибирская область, заемщики, розничное кредитование, кредитное поведение, кредитоспособность, социально-демографические признаки

Научная жизнь
Селиверстов В.Е.( sel@ieie.nsc.ru) Региональная экономика и пространственное развитие: критические заметки
В статье содержится рецензия на учебник для бакалавриата и магистратуры «Региональная экономика и пространственное развитие». Показано, что данное издание является новой серьезной вехой в российской учебной литературе и, безусловно, будет востребовано как преподавателями, так и студентами соответствующих специальностей, обучающимися и на факультетах экономики, и по направлению «государственное и муниципальное управление». В то же время высказан ряд замечаний и предложений (отмечены отсутствие специального раздела, посвященного моделированию пространственного развития страны как системы взаимодействующих регионов, недостаточное отражение отечественного опыта регионального и межрегионального моделирования, недостаточная критичность в описании российских реалий пространственного развития и региональной политики), которые могут быть учтены при переиздании учебника
Ключевые слова: региональная экономика, пространственное развитие, региональная политика, стратегическое планирование, территориальное планирование, механизмы развития, моделирование, региональные модели, межрегиональные модели


Вернуться на главную страницу